Что такое херувимский ладан? Херувимский ладан Отрывок, характеризующий Херувимский ладан

Решил в этом постинге начать сбор материалов относительно "Херувимского ладана". Пожалуйста, пишите в комменты если что-нибудь интересное встретится. Для начала статья, которую я написал для Википедии:

Херувимский ладан — недогоревшие кусочки (огарины) ладана, которые остаются в кадиле после каждения во время исполнения Херувимской песни. В старину им приписывали целебные свойства. В России XVIII—XIX веков «херувимский ладан» считался лечебным средством. В среде духовенства считалось, что священнику не стоит давать такой ладан прихожанам, так как использование его в лечебных и магических целях является «полуязыческим суеверием». Особенно эта традиция была укоренена в Киево-Печерской лавре для лечения кликуш.

«Пишешь, что и святую воду пьешь, и херувимский ладан куришь, а мира не обретаешь. Святую воду следует пить реже, а херувимский ладан не кури. Не поможет тебе никакой ладан, так как все дело в высокоумии, от котораго усиливаются все твои душевныя брани, и ты лишаешься мира». — Собрание писем преподобного Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим.

В русской народной магии такой ладан использовался в кладоискательстве. При поиске клада кладоискатель должен был иметь при себе крест, херувимский ладан, страстную свечу.

На данный момент нет письменной или устной информации, подтверждающей использование «херувимского ладана» в наши дни. В церковных лавках сейчас можно встретить ладан с таким названием, но это лишь дань древней традиции.

Сама идея «херувимского ладана», как и связанные с ним поверья, русскими авторами в XIX веке воспринималась с некоторой иронией. Так, например, Николай Лесков в «Мелочах архиерейской жизни» писал: «Иноческое фанатизирование довело этого человека до того, что он совсем очудачел. Он не только „целоденно молился“, но даже спал в какой-то освященной „срачице“, опоясанный пояском с мощей св. Митрофана, в рукавичках св. Варвары и в шапочке Иоанна Многострадального, а проснувшись, занимался химией: дробил „херувимский ладан“ из пещеры гроба и гомеопатически рассиропливал св. елей и воду для раздачи несчастным»..
[править]Примечания

1 Херувим // Толковый словарь живого великорусского языка
2 Марина Власова. «Русские суеверия» М., Азбука, 2000 стр. 239
3 История кладоискательства на Руси
4 Н. С. Лесков. «Мелочи архиерейской жизни». Собрание сочинений в 11 томах. Т. 6. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957

Материалы

Из жития монахини Досифеи.

Затворница Досифея (до монашества Дария) подвизалась в Китаевской мужской пустыне, выдавая себя за монаха — Досифея. Досифею приходил народ за советами и утешением. Советы его были мудры; он был прозорлив и читал в сердцах людей. В 1770 году он предсказал страшное несчастие, причем давал приходящим по кусочку херувимского ладана, приказывая покурить им в своем доме. Скоро началась моровая язва, причем она миновала дома тех, кто получил ладан.

"Сказание о преподобной Досифее, подвизавшейся под именем старца-затворника и рясофорного монаха Киево-Печерской лавры Досифея". Киев, 2007.

– с древних времен и по сей день используют при богослужении в Православной церкви. Считается, что аромат этой смолы защищает от нечистых духов и является символом молитвенного устремления души к богу. На Руси традиция использовать ладан от нечистой силы и носить ладанку (мешочек с освещенным ладаном, который носили вместе с крестом на шее) существовала испокон веков. Полезно ладаном окуривать и свой дом, для этого можно приобрести кадильницу, ладан и уголь. Окуривая ладаном дом, его обходят против часовой стрелки и читают молитву «Отче наш». Если в доме нет специальной кадильницы, для этой цели можно воспользоваться простой алюминиевой ложкой, положить в нее ладан и нагреть на огне.

В настоящее время производят несколько видов ладана – это чистый ладан, росный ладан и Афонский ладан.

Натуральный ладан еще называют «смолой ливанского кедра», так как его янтарно-желтые капельки собирают с дерева Boswellia Carteri – это редкое дерево, произрастающее в Аравии и Восточной Африке. Со времен Ветхого Завета окуривание жилища ладаном применяли не только, при богослужениях, а благодаря его антимикробным свойствам, и для окуривания домов заболевших людей, во время эпидемий, а также, в качестве лечебного средства применяли воду, настоянную на этой смоле и саму смолу, как ранозаживляющее средство. Ведь смола на дереве появляется на месте повреждения коры, позволяя дереву самому себя лечить. Поэтому считалось, что то, что полезно дереву, полезно и человеку.

собирают в Юго-Восточной Азии с дерева Styrax Benzoin и называют еще стиракс или смирна. Это вещество коричнево-серого цвета с древнейших времен применяли и как благовоние, и как пищевую добавку и косметическое средство.

Чудесная история связана с появлением Афонского ладана . После рождения Иисуса Христа волхвы принесли ему драгоценные дары: золото – как царю, ладан – как богу, и смирну – как смертному человеку (в те времена умерших принято было обмазывать благовонными маслами).

Матерь Божия сохранила эти дары до самой смерти, и перед своим успением передала их Иерусалимскому храму. В течение нескольких тысячелетий эти дары были переданы сначала в Константинополь, а затем в монастырь Святого Павла, который находится в Греции на горе Афон, в котором они хранятся и по сей день. В Православной Церкви гора Афон почитается обителью Богородицы. Именно из этих даров в монастыре Святого Павла был изготовлен Афонский ладан: он был измельчен, смешан со смирной и слеплен в ароматические шарики, способные очень долго сохранять свой аромат. По этому рецепту и в настоящее время на Афоне ладан изготавливается монахами вручную и с молитвой всего несколько килограммов в день.

Постепенно ладан стали изготавливать и другие греческие монастыри, изменяя и совершенствуя рецепт его изготовления. Позднее в Греции стали производить различные сорта ладана, в составе которых смола, собранная с различных видов дерева Boswellia, разное количество и качество благовонных масел, специальные добавки. В результате различных сочетаний этих составляющих, получают ладан разного цвета и формы, а соответственно и разной цене.

Наиболее распространены следующие сорта ладана:

– считается лучшим Афонским ладаном, его делают в ските Святой Анны, он имеет желтоватый цвет, 24 аромата.

Архиерейский и Алтарный ладан – греческие сорта ладана высокого качества, имеют 20 ароматов, каждому из которых соответствует свой цвет. Изготавливают эти сорта ладана из отборной смолы Boswellia Carteri, ароматических масел, произведенных во Франции и Швейцарии. Эти сорта отличаются насыщенностью ароматов, длительностью каждения без запаха гари.

Келейный и Требный ладан – так же сорта греческого ладана хорошего качества, 20 ароматов. Их производят из смолы того же дерева Boswellia Carteri и благовонных масел, произведенных в Греции. Именно эти сорта используют для повседневных богослужений, они доступны по цене и имеют стойкий аромат.

Смирна – это благовонные масла высокой концентрации, имеют 20 ароматов. Ее изготавливают в Греции по старинным рецептам Византии и Востока из натуральных эфирных масел, не содержит спирта.

БИБЛЕЙСКИЙ ЛАДАН (ФИМИАМ) ---->

"... Курения сделанного по сему составу не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им; (душа та) истребится из народа своего (Исх. XXX, 38).

Для изготовления Библейского ладана (фимиама) используются натуральные смолы высшего качества:

Чистый ливан (олибанум, ливанская смола, ладан) - смола дерева Boswellia, произрастающего в Аравии и Восточной Африке.

Стакти (стиракс, бензойная смолка, смирна каменная) - смола дерева Styrax Benzoin, растущего в Индии и Юго-Восточной Азии.
Ониха (ладанник, лабданум, ладанная камедь) - смола цветков каменной розы Cistus Ladaniferus, растущей в Средиземноморье.
Халван душистый (гальбанум, ферула) - смола многолетнего травянистого растения Ferula Galbaniflua Boiss, растущего в Иране

"исх.30:34 И рече Господь к Моисею: возми себе ароматы, стакти, ониха и халвана благовонна и ливана чистаго: все то в равну меру да будет:
исх.30:35 и да сотворят в нем фимиам мироварный, дело мироварца смешеное, чисто, дело сто:
исх.30:36 и раздробиши от сих по тонку, и положиши прямо свидению в скинии свидения, отюнудуже познан буду тебе тамо: святое святых будет вам фимиам:
исх.30:37 по сложению сему да не сотворите себе сами, освящение будет вам от Господа:
исх.30:38 иже аще сотворит сице, еже обоняти от него, погибнет душа того от людий своих"

_____________________________________________________________________________

Дышать на ладан - значит лечиться. - Его боится не только черт, но и хвори. Российские учёные раскрыли секрет легендарного благовония, многократно упомянутого в Ветхом Завете, и…удивились его свойствам.

Дарующий вселенскую благодать

В древности его ценили так же, как золото, и называ-ли ароматом Солнца, символизирующим вселенскую благодать. Сегодня без него не обходятся богослужения и парфюмерная промышленность. Речь идет о ладане - древнейшем благовонии, многократно упомянутом в Ветхом Завете.

Упоминается ладан и в евангельских преданиях: один из трех библейских волхвов принес смолу в дар младенцу Иисусу в знак признания его божественности.

В христианской литургической традиции именно это бла-говоние воскуривается в ходе каждого богослужения. Ладан издревле считался еще и лекарством. Специалисты из Института химической физики РАН попытались разгадать чудодейственные свойства того самого библейского ладана.

Рецепт по завету

В многочисленных рецептах приготовления ладана всегда присутствует смола ладанного дерева, что произрастает в Аравии, Восточной Африке и Индии. Интересно, что офи-циально признанного способа приготовления лада-на нет. Во многих православных монастырях имеются свои рецепты, которые держатся в секрете. Иногда в церковном обиходе ладаном также обобщенно называют и другие ароматические смолы, что применяются во время богослужений.

Ладанное дерево

Чтобы выяснить, какой рецепт приготовления ладана является истинно библейским, а значит, и чудодействен-ным, химики решили перечитать Ветхий Завет.

Канонический текст гласил « И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну, и сделай из них искусством составляющего масти курительной состав, стер-тый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас... » (Вторая книга Моисеева. Исход, глава 30).

Исследователи пришли к выводу: библейский ладан состоял не из одного, а из четырех компонентов.

Чистый ливан (смола ладанного дерева)

Предстояло понять, какие составляющие имелись в виду под названиями «стакти», «ониха», «халван душистый» и «чистый ливан». Но понять это оказалось не так-то просто: из-за разночтений и языковых несоответствий одно и, то же название могло быть у совершенно различных веществ.

Дерево стакти

Целый год ученые изучали этот вопрос, перелопатили тонны медицинской литературы и древних врачебных запи-сей и в итоге выяснили, что чистый ливан - это и есть смола ладанного дерева. Стакти - греческое название вещества, обозначающего чистую благовонную смирну, которая исте-кает из стираксового дерева. Она состоит из смолы и камеди (древесного клея, который появляется на почках и порезах коры). По-другому стакти называется миррой. Стираксовые деревья встречаются преимущественно на юге Аравийского полуострова и в Эфиопии.

Смола мирры

Следующий компонент, халван душистый, как оказалось, с древних времен имеет еще одно название - гальбанум. Это гранулы застывшего млечного сока, выделяющегося на надрезах и трещинах стеблей и корневищ многолетних расте-ний семейства зонтичных Ferulagummosaи Ferularubricaulis. Помимо Ветхого Завета гальбанум также упоминается в еги-петских папирусах. Древние врачи наделяли его болеутоляю-щими, спазмолитическими и мочегонными свойствами.

Халван дущистый (гальбанум)

Млечный сок гальбанума

Но больше всего ученым пришлось повозиться с вещест-вом под названием ониха. В переводе с греческого это слово означает «ноготь», в арамейском переводе - «туфра», тоже «ноготь». У этого слова имелось несколько толкований, по-тому ученым пришлось провести серьезное лингвистичес-кое исследование, чтобы выяснить единственное верное значение. В итоге они пришли к выводу, что ониха - это не что иное, как створка спиральной раковины особого вида моллюска, обитающего в Красном море. Химики выяснили, что его створки, истертые в мелкий порошок, применялись в медицине с древних времен.

Смесь здоровья

Собрав все четыре компонента, специалисты при-ступили к изготовлению чудодейственного ладана. Все составляющие были привезены из ареалов их историчес-кого происхождения. Ученые растерли ракушки и смолы, смешали их в равных долях (как было указано в тексте Ветхого Завета).

Получившуюся смесь испытали на подопытных животных: с интервалом в месяц провели два независимых эксперимен-та. Лабораторных крыс заразили искусственным перитони-том и разделили на две группы по 10 особей. После чего одну группу в течение 15 минут окуривали полученным ладаном, а вторая группа была контрольной. В итоге в обоих экспери-ментах из первой группы выжили четыре и пять животных со-ответственно, а в контрольных группах все крысы погибли.

Результат поразил ученых. Библейский ладан по своей сути оказался мощнейшим иммуномодулятором, то есть веществом, которое может влиять на иммунную систему. Причем он во много раз превосходил по свойствам, на-пример, мед или клюкву. Но благодаря чему он обладает столь чудесными свойствами?

Дальнейшие исследования химиков несколько прояснили ситуацию: оказывается, при соединении всех составляю-щих возникала новая однородная смесь с совершенно особыми свойствами.

При помощи спиртовки экспериментаторы возгоняли ла-дан на дне стакана. А над емкостью установили предметное стекло оптического микроскопа - на нем оседали частицы испаряющегося вещества. Через 15 минут стекло рассмотрели в микроскоп с тысячекратным увеличением и выяснили, что на поверхности образовался налет с частицами, каждая изкоторых была размером в микрон и меньше. Но когда анало-гично поступили с каждым отдельным компонентом ладана, то столь мелких частиц практически не наблюдалось. Если составляющие возгоняли по отдельности, образовывались гранулы размером от 5 до 30 микрон.

Все это во многом объясняет чудодейственные свойства

Аэрозоли и дым с частицами размером в микрон и меньше могут висеть в воздухе длительное время, не оседая. Если такую взвесь один раз распылить в комнате, то она может сутки висеть в воздухе - это создает режим посто-янной ингаляции. То есть ладан способен воздействовать на организм длительное время.

Вполне возможно, что именно это свойство и брали в расчет, когда окуривали ладаном больных. В помещении, где находился хворый человек, аэрозоли как олицетворение светлых сил заполняли собой все пространство, вытесняя злые силы, а по-нашему - вирусы и микробы.

К тому же частицы размером меньше микрона способ-ны беспрепятственно попадать в альвеолы легких. Частицы больше микрона сталкиваются со стенками трахей и не доходят до альвеол. В кровь же вещества всасываются именно в альве-олах. Попадание в организм частиц «библейского» ладана можно сравнить с внутривенным введением, когда вещест-во действует мгновенно, причем поступает в организм рав-номерно в течение длительного времени. При воскурении отдельных элементов ладана подобного не происходит.

Неслучайная комбинация

Как же в ветхозаветные времена могло быть получено столь высокотехнологичное вещество? Ученые уверены, что случайно совместить все четыре редких компонента невозможно.

Более того, непонятно, как наши далекие предки догада-лись описать этот состав в качестве единственно верного, хотя они не знали тех фундаментальных принципов, на которых основывается действие ладана.

Ведь биологические свойства аэрозолей с субмикронны-ми размерами частиц были открыты лишь в конце прошлого века. Ветхий же Завет писался с XIII по I век до нашей эры.

Однако факт налицо: в глубокой, древности челове-чеством был получен рецепт мощного универсального иммуномодулятора. И тот, кто его открыл, обладал не-постижимыми знаниями в области физиологии, физи-ки и химии.

Врачует тело и душ у

Сильный сладкий бальзамический запах ладана знаком всем, кто хотя бы раз был на церковном бого-служении. Какими же чудо-свойствами обладает ис-точник этого аромата?

- Ладан заживляет раны, помогает при лечении различных заболеваний органов дыхания, омолаживает кожу.

- Bдыме ладана содержатся вещества, которые обла-дают антидепрессивным действием. В древнем Вавилоне ладан был призван очищать душу. Сегодня производится эфирное масло ладана, которое действительно помогает справиться со стрессом и нервным истощением, устраняет страхи, тревоги, бессонницу.

- Про херувимский ладан (недогоревшие кусочки ладана, которые остаются в кадиле после хождения во время исполне-ния Херувимской песни) в старину говорили, что он не только от хворей избавляет, но и в кладоискательстве помогает.

После каждения во время исполнения Херувимской песни . В старину им приписывали целебные свойства. В России XVIII-XIX веков «херувимский ладан» считался лечебным средством. В среде духовенства считалось, что священнику не стоит давать такой ладан прихожанам, так как использование его в лечебных и магических целях является «полуязыческим суеверием». Особенно эта традиция была укоренена в Киево-Печерской лавре для лечения кликуш .

«Пишешь, что и святую воду пьешь, и херувимский ладан куришь, а мира не обретаешь. Святую воду следует пить реже, а херувимский ладан не кури. Не поможет тебе никакой ладан, так как все дело в высокоумии, от котораго усиливаются все твои душевныя брани, и ты лишаешься мира».

Собрание писем преподобного Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим

Сама идея «херувимского ладана», как и связанные с ним поверья, высмеивались русскими авторами в XIX веке. Так, например, Николай Лесков в «Мелочах архиерейской жизни» писал: «Иноческое фанатизирование довело этого человека до того, что он совсем очудачел. Он не только „целоденно молился“, но даже спал в какой-то освященной „срачице“, опоясанный пояском с мощей св. Митрофана, в рукавичках св. Варвары и в шапочке Иоанна Многострадального, а проснувшись, занимался химией: дробил „херувимский ладан“ из пещеры гроба и гомеопатически рассиропливал св. елей и воду для раздачи несчастным ». .

Напишите отзыв о статье "Херувимский ладан"

Примечания

Отрывок, характеризующий Херувимский ладан

– Меня за г"азбой судить – ох! Дай еще воды – пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг"ю скажу. Льду дайте, – приговаривал он.
Пришедший полковой лекарь сказал, что необходимо пустить кровь. Глубокая тарелка черной крови вышла из мохнатой руки Денисова, и тогда только он был в состоянии рассказать все, что с ним было.
– Приезжаю, – рассказывал Денисов. – «Ну, где у вас тут начальник?» Показали. Подождать не угодно ли. «У меня служба, я зa 30 верст приехал, мне ждать некогда, доложи». Хорошо, выходит этот обер вор: тоже вздумал учить меня: Это разбой! – «Разбой, говорю, не тот делает, кто берет провиант, чтоб кормить своих солдат, а тот кто берет его, чтоб класть в карман!» Так не угодно ли молчать. «Хорошо». Распишитесь, говорит, у комиссионера, а дело ваше передастся по команде. Прихожу к комиссионеру. Вхожу – за столом… Кто же?! Нет, ты подумай!…Кто же нас голодом морит, – закричал Денисов, ударяя кулаком больной руки по столу, так крепко, что стол чуть не упал и стаканы поскакали на нем, – Телянин!! «Как, ты нас с голоду моришь?!» Раз, раз по морде, ловко так пришлось… «А… распротакой сякой и… начал катать. Зато натешился, могу сказать, – кричал Денисов, радостно и злобно из под черных усов оскаливая свои белые зубы. – Я бы убил его, кабы не отняли.
– Да что ж ты кричишь, успокойся, – говорил Ростов: – вот опять кровь пошла. Постой же, перебинтовать надо. Денисова перебинтовали и уложили спать. На другой день он проснулся веселый и спокойный. Но в полдень адъютант полка с серьезным и печальным лицом пришел в общую землянку Денисова и Ростова и с прискорбием показал форменную бумагу к майору Денисову от полкового командира, в которой делались запросы о вчерашнем происшествии. Адъютант сообщил, что дело должно принять весьма дурной оборот, что назначена военно судная комиссия и что при настоящей строгости касательно мародерства и своевольства войск, в счастливом случае, дело может кончиться разжалованьем.
Дело представлялось со стороны обиженных в таком виде, что, после отбития транспорта, майор Денисов, без всякого вызова, в пьяном виде явился к обер провиантмейстеру, назвал его вором, угрожал побоями и когда был выведен вон, то бросился в канцелярию, избил двух чиновников и одному вывихнул руку.

Библиотека “Халкидон”

___________________

Что такое херувимский ладан?

Херувимский ладан... На первый взгляд это название кажется загадочным и возвышенным. Может сложиться впечатление, что херувимский ладан имеет какое-то отношение к херувимам - одному из девяти ангельских ликов или чинов. Что же представляет собой херувимский ладан и обладает ли он чудодейственной силой?

Откуда пошло название "херувимский ладан"?

Херувимским назывался в народе ладан, недогоревший при каждении во время Херувимской песни ("Иже херувимы"). Народные поверья приписывали херувимскому ладану целительную силу. Считалось, что его можно использовать как лечебное средство .

Как же возникло убеждение в особых свойствах, якобы присущих херувимскому ладану?

Ладан в народных верованиях

Вера в чудодейственность херувимского ладана является частью народных представлений о ладане вообще.

Согласно повсеместно распространенному в народе верованию, ладан наводит панический страх на нечистую силу и колдунов (ср. "боится, как черт ладана", "ладан - на чертей, тюрьма - на воров" и т. д.). Поэтому ладан использовался в роли оберега, призванного защитить от вредоносного воздействия. Особенная сила приписывалась некоторым "видам" ладана, например, "херувимскому" ладану. Кое-где верили также в так называемый "сорокообеденный" ладан. Согласно этому поверью, ладан, пролежавший в церкви на престоле во время сорокоуста, приобретает свойства, позволяющие с его помощью распознать колдуна и лишить его магической силы. "Если такой ладан растереть в порошок и всыпать в вино, пиво и дать подозрительному человеку выпить, то он начнет ходить по избе с одного угла на другой и дверей не найдет... Если в это время дать колдуну напиться поганой воды, хотя бы из лоханки, он охотно выпьет и затем потеряет всю силу" .

По народным воззрениям, болезни (как и вообще напасти всякого рода) являются следствием козней нечистой силы и колдунов. Повсеместно была распространена вера в существование демонов болезней (лихорадки, оспы, холеры), представлявшихся в облике людей либо животных. Так, чума будто бы появляется в виде женщины в белом или черном; "Коровья смерть" (персонификация падежа скота) может появиться в виде коровы или кошки .

Чтобы изгнать болезнь или предотвратить ее появление, окуривали ладаном дом, двор и скот. Ладан использовали и как лекарство. Например, больного поили водой, в которую клали ладан . Ладан советовали класть "нá зубы, когда они донимать зачнут" . Суеверие, гласящее, что ладан избавляет от зубной боли, существует и до сих пор .

Ладан в народных обычаях получил "особенно важное значение, потому что возжигается в храмах" . Но способность отгонять и отпугивать нечисть приписывалась, конечно, не только ладану. Оберегами от вредоносных сил служили, например, колючие и жгучие растения, растения с острым вкусом и резким запахом (крапива, чертополох, полынь и др.). Их прикрепляли к окнам, дверям, крыше дома как охранительное средство от нечистой силы . Согласно общеизвестному суеверию, от "порчи" и демонов оберегает чеснок, так как нечистая сила не выносит его запаха. Окуривали с целью защиты от болезней и нечистой силы также не только ладаном, но и дымом различных трав, веток, растений, шерсти, кожи, костей, мусора и пр. . Например, можжевельником "окуривались от дьявольщины" .

Ладанки

В народе было широко распространено ношение так называемых ладанок . "Ношение на шее ладанки считается крестьянами средством, предохраняющим человека от всякого зла вообще, а в частности, от различных болезней" , например, от лихорадки. Ладанки обычно носили на шейном гайтане, рядом с крестом .

Под ладанкой (ладонкой) понимался обычно "небольшой зашитый мешочек с ватою и ладаном, взятыми от какой-нибудь местной, особенно чтимой иконы" . Очень часто ладанка содержала не только ладан, но и другие предметы и вещества, которым приписывалась защитная сила. Так, после совершения Таинства крещения на ребенка надевали "для здоровья" ладанку, в которую повивальная бабка зашивала пуповину, житное зернышко и три кусочка росного ладана . Росной ладан (с чесноком и киноварью) носили "в тряпочке на гайтáшке креста как амулет, предохраняющий от заболевания лихорадкой" .

Ладанки, впрочем, могли вообще не содержать ладана. В ладанки зашивались бумажки с текстами заговоров. В ладанки помещались "травы, коренья и иные снадобья (уголь, соль, сера, засушенное крыло летучей мыши, змеиные головки, змеиная или ужовая кожа и проч.), которым суеверие приписывало целебную силу от той или другой болезни" .

Предполагают, что обычай ношения амулета не в открытом виде, а спрятанным в мешочек-"ладанку" сложился под влиянием возникшей на христианском Востоке традиции изготовления матерчатых реликвариев . Как бы то ни было, известные на Руси ладанки можно отнести к наузам (узлам), то есть различным "навязанным" на тело амулетам . Вера в целительную силу наузов была повсеместно распространена у восточных славян. "Навешивая на себя лекарственные снадобья или клятвенные, заговорные письмена, силою которых прогоняются нечистые духи болезней, предки наши были убеждены, что в этих наузах они обретали предохранительный талисман против сглаза, порчи и влияния демонов и тем самым привязывали, прикрепляли к себе здравие", - писал А. Н. Афанасьев .

"В древней христианской церкви отцы церкви, а по их следам и первые наши архипастыри сильно вооружались против употребления “наузов” как средств предохранения или лечения от немощей" . Навязывание на себя различных предметов-оберегов и завязывание узлов с магическими целями осуждается в древнерусской церковной литературе как пережиток язычества . Свт. Кирилл Туровский († 1183) приравнивал "науз ношение" к "кощюнам (мифам) и бесовским песням" . В древнерусских поучениях осуждаются те, кто лечит "немощь волжбою... и наузы (наузами)"; кто принимает "некая бесовская наюзы" и носит их на себе .

"В Требнике в главе о волхвовании указывается: “Елицы волхвуют... и обвязания на дети свои и на животная возлагают, урока ради… 6 лет да не причастятся... или опоясания... и шолки на главу свою и на выю возлагают, яко недуги отгонити... 6 лет да не причастятся... или в воспоминание Страстей Христовых в Пяток Великий узолицы себе по числу евангелий вяжут, 6 лет да не причастятся”. Из этих запрещений видно, что и нити и узлы употреблялись постоянно и употребление их было делом обыкновенным, но порицаемым со стороны духовенства" . Митрополит Киевский Евгений (Болховитинов; † 1837) писал: "Как можно видеть в нашей Кормчей Книге… делатели и раздаватели… амулетов называются узольниками (по-гречески филактерии), потому что у простого народа амулеты сии составляют узолки, или так называемые ладанки" .

Ладан в богослужении

Вера в ладан как оберег от болезней, демонов, колдунов является следствием неверного понимания того значения, которое имеет ладан в православном богослужении.

С этим неверным пониманием мы встречаемся как в народных поверьях, так и в псевдоправославной литературе. В последней можно прочитать, например, следующее: "Нельзя собирать маски, черепа, фантастические книги и т. д., потому что в них поселяются злые духи, а икон Спасителя, Матери Божией и ликов святых злые духи не выдерживают. Не любят они и горящие восковые свечи, запах ладана" ...

Подобные представления возникают под фольклорным влиянием. На самом же деле "не святых икон самих по себе, а молитв, обращенных к Спасителю и Богоматери, изображенных на них, боятся бесы, иначе не могли бы они искушать подвижников даже в монашеских кельях. И уж конечно, не горящие свечи и не запах ладана гонят их; напомним, что ладан в свое время воскурялся и перед алтарями языческих богов". Бесы не выносят молитвенного служения истинному Богу (об этом служении и свидетельствуют в православных храмах возжженные свечи и каждение ладаном) . "Горящая пред иконой свеча - это знак нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию, всегда обильно посылаемую всем, кто с верой и молитвой притекает ко Господу и святым Его. Возжженная свеча - символ нашей пламенеющей и благодарной любви к Богу". Каждение же фимиамом совершается, чтобы воздать честь иконам и всем святыням, призвать освящающую благодать Божию на предстоящих в храме людей . Св. прав. Иоанн Кронштадтский говорит: "Видя свечи горящие и лампады в церкви, восходи мыслию от огня вещественного к невещественному огню Духа Святаго: “Бог наш есть огнь поядаяй” (Евр. 12:29); видя и обоняя фимиам благоуханный, востекай мыслию к духовному благоуханию Духа Святаго, “благоухание есмы Богови” (2 Кор. 2:15),.. и старайся исполняться огнем Святаго Духа и прогонять сердечную холодность, которая от диавола, от плоти и от мира приходит, и благоухай пред Богом благоуханием благодетелей: кротости, незлобия, смирения, послушания, воздержания, целомудрия, терпения и проч." .

Использование ладана при богослужении не придает самому веществу ладана каких-то "бесогонных" свойств. Использование ладана при богослужении не означает также, что он является лекарством от физических недугов. Ладан не предназначен для "употребления внутрь" при болезнях. Ладан - для каждения, а не для вкушения "во исцеление души и тела" .

Что же касается ладана, которым кадят во время Херувимской песни, то он не приобретает свойств, которые отличали бы его от другого ладана ("сорокообеденный" ладан также, разумеется, не имеет никакой сверхъестественной силы).

Херувимская песнь

Итак, убеждение в чудодейственности херувимского ладана является частью суеверных представлений о ладане. В то же время поверья о херувимском ладане входят в число поверий, которыми была окружена в народе Херувимская песнь.

Смысл как самой Херувимской песни, так и того, что совершалось во время ее пения за богослужением , не всем прихожанам был ясен, хотя торжественность момента присутствующие в храме не могли не чувствовать. Возникали такие представления о Херувимской песни, которые не имели ничего общего с ее подлинным значением.

Митрополит Антоний (Храповицкий) с сожалением отмечал, что "мало кто понимает “Иже херувимы”". В качестве примера он приводил картину, автор которой передал свое истолкование смысла этого песнопения. На картине "изображены ангелы и они, перебирая пальцами цветы, тайно вяжут букеты. Эта картина и эти букеты - есть изображение полного невежества. Однако такое понимание недалеко от понимания и настроения тех, кто во время пения “Иже херувимы” становятся на колени, подкатывают глаза и надеются, что им херувимы сейчас что-то тайно сделают" .

В крестьянской среде пение Херувимской за пасхальной обедней считалось подходящим временем для того, чтобы распознать, кто из односельчан является колдуном. Желающему узнать это нужно иметь при себе рябиновую палочку, а также "надеть на себя все чистое и новое до последней ниточки", и тогда он увидит колдунов стоящими спиной к иконостасу .

Из суеверных обычаев, встречающихся в наши дни, отметим следующий: "На “Херувимской” некоторые стоят, плотно прижав ноги друг к другу, “чтобы бес не прошел”" . На данном обычае мы остановимся подробнее, так как он очень характерен для народных представлений о бесах.

В фольклоре отсутствуют представления о нематериальности, бестелесности нечистых духов. Черти, согласно народным верованиям, похищают людей, проникают в жилище через незакрытые двери или печные трубы, а в человека - через рот. Вера в то, что рот как естественное отверстие открывает нечистым духам путь внутрь человека, породила повсеместно известные требования не разговаривать во время еды и крестить рот при зевании, чтобы нечистый не вошел в человека, а также требования держать рот закрытым (не говорить, не смеяться, не есть) во время грозы, когда черт прячется от ударов грома, его преследующих, и может залететь в человека через рот. Черти залезают в рот умирающему, чтобы завладеть его душой ...

Эти верования в корне отличаются от церковных представлений о падших ангелах. В святоотеческих творениях злые духи, как и добрые, называются бесплотными. Свт. Василий Великий пишет: "Природа диавола бесплотна, по словам апостола, сказавшего: “наша брань не против крови и плоти, но… против духов злобы поднебесной” (Еф. 6:12)" . Преп. Антоний Великий говорит: "Если бы демоны обложены были бы такими же телами, как и мы, то могли бы они сказать: людей укрывающихся мы, мол, не находим, а найденным причиним вред. Тогда и мы могли бы укрыться и утаиться от них, заперев двери. Но они не таковы; могут входить и в запертые двери" (свт. Афанасий Великий. Житие Антония, 28) . Злые духи "чужды всякой вещественности и телесности" ; материальные преграды (двери, закрытый рот, сомкнутые ноги…) не могут служить для них препятствием.

В суеверии, предписывающем стоять во время пения "Иже херувимы" так, "чтобы бес не прошел", сказалось и народное верование в то, что нечистая сила вездесуща, что бесы могут свободно передвигаться повсюду, в том числе и в храмах. По поверьям, черти появляются в церкви как ночью, так и днем. Они могут обитать на колокольне. Согласно белорусскому поверью, черти наблюдают в церкви за молящимися и записывают на воловьей шкуре имена тех, кто спит во время службы . И в церкви, и за ее пределами бес может вселиться в человека через неперекрещенный при зевании рот. Верование в то, что бесы могут свободно действовать и в храмах, отразилось, в частности, в "страшных" историях вроде следующих: "Нельзя задувать свечу, надо о подсвечник гасить или пальцами: в один храм бес зашел, дунул, и все свечи погасли"; "в церкви надо мести мусор на улицу, а то так бесов в храм наметешь!"

Если допустить правоту народных поверий, то придется сделать вывод: человек, в сущности, совершенно не защищен от воздействия злых духов; благодать Божия немощна настолько, что даже в храме она не в силах оградить человека... При этом заметим, что поверья о бесах в церкви заключают в себе противоречие: ведь если бесы убегают от ладана, как же они могут тогда находиться в храме, где совершается каждение?..

В святоотеческих трудах мы не найдем подобных приведенным рассказов о передвижениях и разгуле бесов в храме. Церковная традиция свидетельствует о том, что молящийся находится в храме "под веянием и покровов братий наших небесных - ангелов и святых" . Храм, по слову свт. Феофана Затворника, есть "небо на земле, в которое благоволит вселяться Господь, а с Ним и святые ангелы, наши присные хранители. Объятия Отца Небесного отверсты всякому, приходящему сюда и благоговейно пребывающему здесь; а ради сего всякий благонастроенный встречает здесь благотворное общение ангелов и святых" . Св. прав. Иоанн Кронштадтский писал: "Бывая в храме, помните, что вы находитесь в живом присутствии Господа Бога, стоите пред лицем Его, пред очами Его, в живом присутствии Божией Матери, св. ангелов и церкви первородных, т. е. праотцев, пророков, апостолов, иерархов, мучеников, преподобных и праведных и всех святых... Поистине храм есть земное небо, ибо где престол Божий, где страшные Тайны совершаются, где ангелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя, там истинно небо и небо небесе. Итак, да входим в храм Божий, наипаче во Святое Святых, со страхом Божиим, с чистым сердцем, отложив страсти и все житейское попечение, и да стоим в нем с верою, благоговением, разумно, внимательно, с любовию и миром в сердце, да исходим обновленными, как бы небесными, да живем во святыне, свойственной небу, не связуясь житейскими похотями и сластями" .

Ладан и одержимость демоном

Для фольклорных представлений характерно убеждение, что черти легко проникают в человека ; при этом рот представляет, "по-видимому, наиболее удобный для них путь вселения в человеческое тело" . Так, черт легко проникает в тех, кто съест или выпьет что-либо, не перекрестившись. Черт входит в тело человека, на которого налетел внезапный вихрь; кто не перекрестился при ударе грома. Через наговоренный предмет "посадить черта" в человека будто бы могут колдуны и ведьмы. Вселением в человека черта объясняли душевные болезни, нервные припадки, приступы агрессии .

В качестве одного из средств изгнания беса из человека применялся ладан, в том числе херувимский. С помощью ладана пытались исцелить так называемых кликуш - женщин, которые считались в народе одержимыми злыми духами. Для успокоения кликуши во время припадка курили ладаном "около лежащей, обходя ее с трех сторон и оставляя четвертую (к дверям) свободною", а также читали "Да воскреснет Бог", "чтобы разозлившегося беса вытравить наружу и затем выгнать на улицу" .... В Орловской губернии верили в силу ладана, собранного из двенадцати церквей, двенадцать раз в одно утро вскипяченного в чугуне и по ложечке слитого в штофы; этот настой давали пить больной женщине. "В Волховском уезде (той же губернии) в одном селе продают подобный ладан под названием “херувимского” (им кадят в Киевских пещерах, во время Херувимской песни), причем “одну росинку дают на трынку” (одну крупинку за копейку)" .

Здесь мы видим, как с ложными представлениями о природе падших ангелов и об одержимости сочетаются суеверные представления о ладане.

В действительности же избавляет от злых духов не ладан, а Господь, "Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2:4)... "Страждущий от бесов человек должен внимательно рассмотреть себя, припомнить все грехи, совершенные им от семилетнего возраста... Потом он должен все эти грехи искренне исповедать пред священником, примириться с ближними, оставить всякую против них злобу, и положить твердое намерение и начало не обращаться вновь на старые грехи, и, наконец, с сокрушением приступить к принятию Святых Христовых Тайн" . Необходимо помнить, что "вселение бесов или другие способы их воздействия на человека никогда не совершаются помимо Божественной воли (Иов. 1:12; 2:6)". Поэтому народные поверья, признающие при наведении "порчи" безраздельную власть одного человека над другим, являются глубоко ошибочными .

"Попуская злую деятельность падших духов, чтобы не лишить их свободы, Господь Бог, как бесконечно праведный и премудрый, ограничил и ограничивает ее, но так, чтоб она произвела, по возможности, доброе последствие". Цель же, для которой Господь попускает деятельность падших духов, "есть наша нравственная польза, наше спасение. Ибо искушения диавола, как и все искушения, попускаемые на нас Богом, служат часто врачевством для исцеления нас от духовных болезней или бывают наказаниями за наши прежние грехи, чтобы вразумить нас, удержать от новых грехов и спасти от больших, вечных наказаний... К числу такого рода искушений относятся, в частности, те, когда демоны, по попущению Божию, вселяются в человека и мучат его" .

Свт. Иоанн Златоуст писал своему другу – подвижнику Стагирию, одержимому демоном: "Искушение постигло... тебя не по чьему-либо иному попущению, а по Божьему. Если злые демоны, без Его позволения, не осмеливались некогда напасть на свиней, то тем более на твою драгоценную душу (Мф. 8:30 и далее). Посему, как Аврааму великую награду доставило то, что он переносил все мужественно и с благодарностью, так то же доставит награду и тебе; только бы ты не унывал и не роптал, но за все благодарил человеколюбивого Бога. Так и блаженный Иов претерпел все, что он претерпел, по попущению Божию; но венцы доставило ему не то одно, что он претерпел, но и то, что мужественно устоял против всех бедствий; и все мы удивляемся ему не потому, что диавол лишил его всего, но потому, что Иов “во всем этом не согрешил и не произнес ничего неразумного о Боге” (Иов. 1:22)" . "Скорби, искушения и все случающиеся с нами неприятности не менее радостей доказывают Божие о нас попечение... То, что по-видимому служит знаком оставления тебя Богом, есть знак великой Его любви и благоволения к тебе" . "Скажи мне, какая польза не быть бесноватым, если при этом жизнь будет оставлена в пренебрежении? И какой вред от беснования, если при этом образ жизни будет строг и благоустроен?.."

Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал в одном из писем: "Поминайте в молитвах ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется (см. 1 Кор. 5:5)... В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии... Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу" . "Обременение демоном, - говорил свт. Иоанн Златоуст, - нисколько не жестоко, потому что демон совершенно не может ввергнуть в геенну, но если мы бодрствуем, то это искушение принесет нам блестящие и славные венцы, когда мы будем с благодарностью переносить такие нападения" .

Итак, нет оснований считать, что херувимский ладан обладает целительной силой. В 1877 г. журнал "Руководство для сельских пастырей" должен был специально отметить, что священнику не следует давать "херувимский ладон" прихожанам, так как их убеждение в лечебных свойствах последнего - это "полуязыческое суеверие" . Таким же суеверием является и убеждение в лечебных свойствах ладана вообще.

"Лечение" ладаном относится к тому же разряду, что и другие суеверно-магические (а нередко и прямо кощунственные) практики народной медицины, такие как "лечение" посредством прикладывания иконы к больному месту, "лечение" землей, взятой с могилы святого , либо водой, слитой с креста или иконы.

Примечания

См.: А. Н. Розов. Этнографические и фольклорные материалы на страницах журнала "Руководство для сельских пастырей" (1860 – 1917 гг.). Аннотированный тематико-библиографический указатель. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/rozov1.htm . У В. И. Даля: "Херувимский ладан, огарины ладана, после каждения во время Херувимской; им приписывают целебные свойства". Херувим // В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.slova.ru/article/38212.html .

С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 61.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М., 2011. С. 50, 249.

Ю. А. Бондарькова. Восприятие церковной атрибутики // Восприятие народным сознанием церковного чина погребения (на материале севернорусских похорон XIX-XX вв.). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/folklorelaboratory/Bju-d5.htm .

А. Балов. Г. С. Виноградов. http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/vin-325-.htm?cmd=0 .

См.: http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=277526.0 .

А. Н. Афанасьев. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/afan/06.php .

Славянские древности. Этнолингвистический словарь в 5-ти тт. Т. 4. М., 2009. С. 412.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М., 2011. С. 486, 341.

С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 208.

Подробнее см.: Ладанка. [Электронный ресурс]. - URL: .

А. В. Балов.

Н. Ф. Высоцкий. Лихорадка, ее происхождение и способы лечения по народным воззрениям // Известия Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. 1907. Т. 23. Вып. 4. Цит. по: Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. С. 234.

А. В. Балов. Очерки Пошехонья // Этнографическое обозрение. 1901. № 4. Цит. по: Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. С. 440.

В. Харузина. Несколько слов о родильных и крестинных обрядах и об уходе за детьми в Пудожском у. Олонецк[ой] губ. // Этнографическое обозрение. 1906. № 1-2. Цит. по: Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. С. 214.

А. Балов. Свечи и ладан в народных поверьях. Ж. С. 1896. С. 262. Цит. по: Г. С. Виноградов. Самоврачевание и скотолечение у русского старожилого населения Сибири (материалы по народной медицине и ветеринарии). Восточная Сибирь, Тулуновская волость, Нижеудинский уезд, Иркутская губерния // Живая старина: Периодическое изд. отд-ния Этнографии Имп. Рус. Геогр. О-ва. Год XXIV. Вып. IV. Пг., 1915. С. 417. [Электронный ресурс]. - URL: http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/vin-325-.htm?cmd=0 .

А. Н. Афанасьев. Ведуны, ведьмы, упыри и оборотни // Древо жизни: Избранные статьи. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/afan/06.php .

См.: А. Иерусалимская. Мешочки для амулетов из могильника Мощевая балка и христианские "ладанки" // Сообщения Государственного Эрмитажа, вып. 47. 1982 г. http://annals.xlegio.ru/rus/small/ladan.html .

См.: Славянские древности. Этнолингвистический словарь в 5-ти тт. Т. 5. М., 2012. С. 357.

А. Н. Афанасьев. Ведуны, ведьмы, упыри и оборотни // Древо жизни: Избранные статьи. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/afan/06.php .

Цит. по: http://ec-dejavu.ru/z/Zmeevik.html .

Е. Н. Елеонская. Е. Н. Елеонская. Сказка, заговор и колдовство в России. М., 1994. Цит. по: Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. С. 455.

Б. А. Рыбаков. Язычество Древней Руси. Глава 13. Языческие обряды и празднества XI - XIII вв. [Электронный ресурс]. - URL: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000030/st013.shtml .

Славянские древности. Этнолингвистический словарь в 5-ти тт. Т. 5. М., 2012. С. 357.

Е. Н. Елеонская. Сельскохозяйственная магия // Е. Н. Елеонская. Сказка, заговор и колдовство в России. М., 1994. Цит. по: Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. С. 455. См. Номоканон при Большом Потребнике. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.synaxis.info/synaxis/8_law/f_byzantine/nomokanon.html .

Евгений [Болховитинов], митрополит. Замечания о черниговской гривне // Тр. и летописи ОИДР. М., 1833. Ч. VI. С. 121-123. Цит. по: Т. В. Николаева, А. В. Чернецов. Древнерусские амулеты-змеевики. [Электронный ресурс]. - URL: http://ec-dejavu.ru/z/Zmeevik.html .

Л. Н. Емельянова. Бог говорит избранникам Своим… Великие Луки: Просветительский и Благотворительный центр "Благовещение", 2006. С. 137. Цит. по: Заключение экспертной комиссии миссионерского отдела Челябинской епархии о почитании отрока Вячеслава Крашенинникова и деятельности религиозной группы В. А. Крашенинниковой - Л. Н. Емельяновой. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.k-istine.ru/pseudoconfession/pseudoconfession-071.htm . 11 февраля 2010 г. по решению Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета Русской Православной Церкви книга Л. Н. Емельяновой "Бог говорит избранникам Своим..." была отнесена к изданиям, не рекомендованным к распространению через систему церковной книжной сети. См.: http://izdatsovet.ru/not_past_catalog/references/detail.php?REFERENCE=3292 .

Заключение экспертной комиссии миссионерского отдела Челябинской епархии о почитании отрока Вячеслава Крашенинникова и деятельности религиозной группы В. А. Крашенинниковой - Л. Н. Емельяновой. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.k-istine.ru/pseudoconfession/pseudoconfession-071.htm .

Всенощное бдение и Литургия. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. С. 168, 175.

Моя жизнь во Христе, или Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. Извлечение из дневника протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Том второй. СПб., 1893. (Репринт.: Минск, 1991.) С. 67.

Серафим (Шолков), монах. Суеверие и неразумное "благочестие". [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/295 .

О Херувимской песни см.: Начало литургии верных. Великий вход // Митрополит Иларион (Алфеев). Православие. Т. 2. [Электронный ресурс]. - URL: http://azbyka.ru/library/pravoslavie-tom-vtoroj-02-all.shtml#p56 ; Великий вход // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravenc.ru/text/161039.html .

Молитва "Иже херувимы" // Мысли Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого), высказанные им в проповедях. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.holytrinitymission.org/books/russian/sermons_metr_anthony_hrapovitsky.htm .

С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 61.

Систематизация околоцерковных суеверий. [Электронный ресурс]. - URL: http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=277526.0 .

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М., 2011. С. 411; Славянские древности. Этнолингвистический словарь в 5-ти тт. Т. 4. М., 2009. С. 478.

Цит. по: http://www.angelologia.ru/bogoslovie/163_angel.htm .

Цит. по: Протодиакон Андрей Кураев. http://predanie.ru/lib/book/read/71840/ .

Макарий, митрополит Московский и Коломенский. О мире духовном. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.angelologia.ru/bogoslovie/163_angel.htm .

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М., 2011. С. 320, 485; Славянские древности. Этнолингвистический словарь в 5-ти тт. Т. 5. М., 2012. С. 491.

Систематизация околоцерковных суеверий. [Электронный ресурс]. - URL: http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=277526.0 .

О храме Божием // Феофан Затворник (святитель). О православии с предостережениями от погрешений против него. Минск, 2003. С. 225.

Там же. С. 224-225.

Моя жизнь во Христе, или Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. Извлечение из дневника протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Том второй. СПб., 1893. (Репринт.: Минск, 1991.) С. 20, 65.

Славянские древности. Этнолингвистический словарь в 5-ти тт. Т. 5. С. 525.

Н. Ф. Высоцкий. Очерки нашей народной медицины // Записки Московского археологического института. Т. XI. М, 1911. Цит. по: Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. С. 214-215.

Славянские древности. Этнолингвистический словарь в 5-ти тт. Т. 5. М., 2012. С. 525.

С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 80.

Православный календарь для семейного чтения. 1997 г. СПб., 1996. С. 100. Цит. по: Протодиакон Андрей Кураев. Оккультизм в православии. [Электронный ресурс]. - URL: http://predanie.ru/lib/book/read/71840/ .

Бес // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravenc.ru/text/78216.html .

Митрополит Московский и Коломенский Макарий. О Промысле Божием по отношению к главным видам творений Божиих. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.angelologia.ru/bogoslovie/164_angel_hranitel.htm .

Свт. Иоанн Златоуст. http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z01_1/Z01_1_10.htm .

Он же. К Стагирию подвижнику, одержимому демоном. Слово первое. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z01_1/Z01_1_09.htm .

Он же. К тому же Стагирию о том, что уныние хуже демона. Слово второе. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z01_1/Z01_1_10.htm .

Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М., 1995. С. 217-218. Цит. по: Экзорцизм // Проф. А. И. Осипов. http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=476 .

Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1 Тим. 5:9), и о воспитании детей, и о милостыне. СПб., 1897. Т. 3. Кн. 1. С. 341. Цит. по: Экзорцизм // Проф. А. И. Осипов. Путь разума в поисках истины. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=476 .

Свечников Дионисий, иерей.

Copyright © 2006-2015 Библиотека "Халкидон"
При использовании материалов сайта ссылка на обязательна.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!