Приход в честь рождества пресвятой богородицы. Рождественский собор. Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя вмч. Георгия Победоносца в Ендове в городе Москва , Московское подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря .

Первый храм на этом месте построен до года архиепископом Арсением Элассонским . Возле храма царь Иоанн Грозный построил первый "царев кабак" для опричников. "Яндова", "ендова" - это медный сосуд для пива, браги, мёда. Другая версия происхождения названия Ендова - "ложбина", "впадина".

Ныне же существующий храм построен в слободе, заселённой садовниками, в году, возможно, с использованием частей стен предшествующего кирпичного храма, стоявшего на этом месте с конца XVI века.

Первое богослужение в храме состоялось 7 января года, в праздник Рождества Христова .

По воскресным дням в храме начали совершать заказные молебны и панихиды. С первых дней установлена была существующая издревле в Соловецком монастыре традиция служить по средам вечером молебен с Акафистом преподобным Зосиме, Савватию и Герману, Соловецким чудотворцам.

В Великий пост года в храме совершались все службы, за исключением Божественной Литургии . В Великий Четверг , по благословению святейшего патриарха Алексия II, настоятель храма игумен Мефодий (Морозов) совершил малое освящение Престола в честь Рождества Богородицы и первую Божественную Литургию. В ноябре того же года были начаты реставрационные работы.

До января года богослужения совершались в главной части храма. В Неделю о мытаре и фарисее в году наместником Соловецкого монастыря архимандритом Иосифом (Братищевым) было совершено малое освящение придела святителя Николая, расположенного с северной стороны трапезной. В центральной части храма начались реставрационные работы, которые на некоторое время были приостановлены, но в начале года возобновлены.

3 февраля года на подворье был воздвигнут Поклонный крест в честь Соловецких новомучеников. Наместником Соловецкого монастыря архимандритом Иосифом (Братищевым) было совершено малое освящение престола в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На следующий день святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископов Истринского Арсения , Владимирского и Суздальского Евлогия и наместника обители архимандрита Иосифа (Братищева) совершил Божественную литургию, освящение Поклонного креста и заупокойное поминовение всех в годы гонений за веру пострадавших.

Архитектура

По насыщенности и разнообразию фасадного декора является одной из интереснейших посадских церквей Москвы. Двухсветный пятиглавый четверик собственно храма завершён горкой кокошников; с востока к нему примыкает 3-частный алтарь , редкой особенностью которого являются боковые апсиды , выступающие за линию северного и южного фасадов. Некогда в боковых апсидах, имевших отдельные входы с улицы, размещались Георгиевский и Никольский приделы (главный престол был посвящён Рождеству Богородицы). В 1670-80-х годах Никольский придел был перенесён в новую, ныне существующую несимметричную трапезную. Колокольня, примыкавшая со стороны западного фасада по оси с храмом, в году была разрушена паводком. Оформление фасадов собственно храма отличается сочной, пластичной моделировкой деталей. Сложный, дополненный поясами филёнок и поребрика венчающий карниз четверика, дробный ритм коротких полуколонок, членящих его стены в уровне окон второго света, и различные по типам наличники с укрупнёнными перспективными навершиями создают характерное для XVII века «узорочье». Центральная ось северного фасада храма отмечена арочным порталом (на южном фасаде входной проём переделан).

Основной элемент архитектурного убранства фасадов трапезной и придела - однотипные колончатые наличники с навершиями, близкими по стилю к московскому барокко. В интерьере уцелела живопись XVII века, искажённая позднейшими поновлениями. Церковь поставлена в глубине участка между Садовнической улицей и Водоотводным каналом. На красную линию улицы вынесена белокаменная ограда, сооружённая в 1760-х годах, и колокольня, построенная на средства Демидова в году. Ограда с пилонами, украшенными пилястрами, имеет двое ворот, расположенных по сторонам колокольни. Единственное сохранившееся звено кованой решётки ограды в настоящее время находится в музее-усадьбе «Коломенское», а существующая ныне решётка изготовлена в ходе реставрационных работ. Изящная 3-ярусная колокольня в духе неоготики представляет собой два обработанных рустовкой четверика, несущих низкий восьмигранный ярус-резонатор со стрельчатыми проёмами и нишами. Несмотря на свои скромные размеры, она является важным высотным ориентиром в застройке улицы.

Святыни храма

Одна из святынь храма - икона преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, с частицами их мощей. Каждое богослужение заканчивается молитвенным обращением к Соловецким первоначальникам, поется тропарь, кондак и величание, после чего братия и прихожане прикладываются к святому образу. По средам служится молебен с чтением акафиста преподобным.

Особо чтимыми являются иконы Божией Матери "Державная" и "Неопалимая Купина" . В храме находятся иконы святого великомученика и целителя

Т еперь, когда в церковной ограде из-под сени живописных сосен выступают на берег рукотворного озерка наши два таких разных и таких родных храма, трудно представить, что всего десять лет тому назад на этом месте ничего не было. Только заболоченная опушка на краю леса. Десять лет… Это и много, и мало. Иногда кажется, что прошла целая жизнь – такие мы тогда были другие. Хочется оглянуться назад и вспомнить. И рассказать тем, кто пришел позже, как все начиналось.

Почти двенадцать лет назад, в декабре 1993 года иерей Сергий Федосеев, наш будущий настоятель, получил благословение Высокопреосвященнейшего архиепископа Тихона на строительство. Учредительное собрание во главе с благочинным протоиереем Павлом Патриным и иереем Сергием состоялось в музыкальной школе № 15 второго февраля 1994 года. Первых прихожан собралось около 30 человек. До октября 1994 года шло томительное оформление документов на землю. И вот наконец, благодаря мэру города Новосибирска В.А. Толоконскому, земля была выделена, и документы подписаны.

Невозможно представить более удачного места для наших храмов. Так получилось, что, находясь на территории огромного района («Щ» и «Д»), где проживает около 50 тысяч человек, храмы отделены от житейской суеты настоящим живым лесом. В ноябре огородили территорию и поставили строительный вагончик. И тогда же благотворители (ЗАО «УЭС Сибакадемстрой» – директор С.С. Дрозд) подвели электричество.

Пока не было своего помещения, службы проходили в детском клубе по ул. Демакова, 18. Пасху 1994 года служили в ПУ-55. Из трехсот человек, около двухсот причащались. Потом стали служить в строительном вагончике, молебны проходили на улице.

И вот 15 января 1995 года в день памяти прп. Серафима Саровского Высокопреосвященнейший архиепископ Тихон освятил крест, землю и закладной камень в основание храма. В январе-феврале (за 20 дней) построили временное помещение и стали служить литургии. Престол освящал благочинный протоиерей Павел Патрин.

В конце февраля, при содействии ныне покойного Станислава Александровича Петухова (ООО «СМУ-2 Сибакадемстрой»), невзирая на страшные морозы, начали копать котлован. В марте уже были заложены первые блоки фундамента, благо пожертвованные блоки и кирпичи стройными рядами стояли наготове. 9-й кирпичный завод дал 18 тысяч шт. кирпича (люди специально оставались на дополнительную смену), в процессе строительства жертвовали еще. ООО «Стройкерамика» тоже пожертвовало 30 тысяч шт. кирпича, а «Кузбасссоцбанк» оплатил бревна для храма. Первая наша машина – грузовик ГАЗ-53 – вывезла все материалы. За одиннадцать месяцев храм был построен, и 6 января 1996 года благочинный протоиерей Павел Патрин освятил престол, а 7 января, на Рождество Христово, состоялась первая служба в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Каменный храм закладывали на праздник Успения Пресвятой Богородицы в 1996 году. В январе 1997 года ООО «СМУ-2 Сибакадемстрой» (Петухов С.А.) благотворительно построило нулевой цикл. Числа 10 мая начали класть стены. СП ОАО «Сибакадемстрой» давало бесплатно раствор и двух каменщиков. Остальные рабочие были наши прихожане. Нашелся и замечательный бригадир – Владимир Петрович Богдан. Наш, верующий человек, навел порядок на стройке, отлично управлялся с рабочими. Сварочные работы делал Гусельников Геннадий Яковлевич, в том числе и самые сложные, можно сказать, виртуозные работы по сварке купола.

Над проектом каменного храма работал архитектор Иванов Владимир Алексеевич. А проект деревянного делал архитектор Кульба Сергей Николаевич – ныне покойный. Оба наши благотворители. За долгие годы безбожия опыт строительства храмов был утрачен, и всему приходилось учиться заново, все изобретать по ходу дела. Сами вручную на самодельных станках вытачивали из кирпичей фигурные элементы отделки. Сами доводили до оптимального решения конструкцию купола, и способ бетонирования купола тоже изобретали сами, найдя совершенно уникальное и остроумное решение с сеткой «рабица». Все было впервые, все уникально. Тем, кто строил и строит храмы после нас было проще: они могли приехать и приезжают до сих пор к нам за опытом. 5 ноября 2001 года в Троицком храме разобрали леса. А освящение храма Высокопреосвященнейшим архиепископом Тихоном и первая служба состоялись на праздник свт. Николая Чудотворца 19 декабря того же года.

Хотелось бы вспомнить поименно хотя бы основных благотворителей:

1. Толоконский Виктор Александрович – мэр города Новосибирска - принято решение об отводе земельного участка и профинансировано строительство храма на сумму 50 тыс. руб.

2. Горб Григорий Алексеевич – директор ООО «Стройкерамика» - предоставлено более 400 тысяч штук кирпича.

3. Петухов Станислав Александрович (ныне покойный), после него Лебедев Игорь Ярославович – ООО «СМУ-2 Сибакадемстрой» - выполнен нулевой цикл, предоставлен в полном объеме бетон и раствор.

4. Алексеев Андрей Алексеевич – ген. директор ООО «Новосибирские инженерные сети» - выполнена система отопления.

5. Малашенко Виктор Викторович – ООО «Слава–Т» (Строительная компания) - нашли нас сами, поставили все плиты перекрытий, кладочную сетку, фундаментные блоки.

6. Медведко Виктор Степанович – ген. директор ООО «Электровакуумный завод». Собрал более 100 тысяч руб. на котел и штукатурные работы, поставил сантехнику.

7. Иванов Владимир Алексеевич – архитектор. Автор проекта каменного храма. Будучи на выставке в Германии, обнаружил на стенде лучших храмов России наш Троицкий храм и Александро-Невский (Новосибирский).

8. Гусельников Геннадий Яковлевич – выполнение всех сварочных работ.

9. Богдан Владимир Петрович – бригадир. Качество кладки.

10. Федоров Валдис Мелентьевич – ген. директор ООО «СМУ Сибакадемстрой» - отделочные и штукатурные работы.

Невозможно перечислить всех жертвователей и благотворителей, но Господь знает всех, а от нас им низкий поклон и великая благодарность.

В продолжение разговора о благоустроении храмов нужно непременно сказать о наших колоколах, которые достались нам тоже чудесным образом. Новосибирский оловозавод выделил олово, в обмен на которое знаменитый Московский завод имени Лихачева отлил 5 колоколов для нашего прихода. Весной 1995 года колокольный звон впервые зазвучал над районом. Уникальное качество колоколов подтверждается тем, что в конкурсе на звание лучшего претендента для отливки колоколов на храм Христа Спасителя в Москве Завод имеми Лихачева занял первое место.

Благоустройство храмов продолжается, а приходская жизнь идет своим чередом. Подрастают дети, и от того, какими мы их вырастим, зависит наше будущее. В 1995 году в приходе появилась воскресная школа для детей, а в августе 1999 по благословению епископа Сергия (управлявшего в то время Новосибирской епархией) был открыт первый класс от православной гимназии св. равноапп. Кирилла и Мефодия. Образовалось четыре класса гимназии, в которых учится 27 детей. Вслед за детской воскресной школой начала свою работу школа для взрослых. Прихожане активно учились: шестнадцать из них поступило в Свято-Макарьевский православный богословский институт, и один зачислен в Томскую духовную семинарию.

Активным спросом пользуется литература в нашей библиотеке, открытой в 1996 году и насчитывающей более двух тысяч книг. Кроме литературы в библиотеке есть собрание аудио- и видеокассет. Собрана большая электронная библиотека: лекции преподавателей МДА и МДС, ТДС, богословская литература, православные и учебные фильмы, церковные песнопения и классическая музыка и т.д. Подключен INTERNET, сайт прихода размещен в локальной сети Academ.org, регулярно отслеживается информация на православных сайтах.

Библиотека, как и гимназия, находится в благоустроенном подвальном этаже каменного храма. В помещении библиотеки открыт видеозал, в котором для просмотра фильмов есть проектор, а для проведения занятий в гимназии и воскресной школе установлены четыре компьютера. С их помощью организована перезапись фильмов, компьютерных дисков для распространения через иконную лавку.

Врачи, из числа наших прихожан, с 1998 года ведут регулярный прием больных. Принимают терапевт, иммунолог, педиатр, психиатр.

В настоящее время в штате прихода четыре священника и диакон: настоятель протоиерей Сергий Федосеев, иерей Вячеслав Скареднов, иерей Олег Васильев, иерей Михаил Осипов, диакон Максим Холькин. Их силами обеспечены службы, которые совершаются ежедневно. Храм открыт с 9.00 до 18.00 час., а в те дни, когда в храме совершается литургия, с 8.00 до20.00 час. Ежедневно с 10.00 до 16.00 час. в храме дежурит священник. По четвергам священники храма служат в часовне св. Николая Чудотворца в Центральной районе города Новосибирска.

В планах прихода – строительство здания православной гимназии на 200 учащихся, административного здания, надкладезной часовни, церковного магазина и хозяйственных помещений, благоустройство территории.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках стоит в самом начале Малой Дмитровки. Великолепная, как будто свитая из белоснежного кружева, она построена в 1649-1652 годах - одна из красивейших и древнейших церквей, освященных в честь этого праздника, сохранившихся в Москве. В древности здесь располагалось урочище «Путинки»: здесь, у Тверских ворот Белого города, расходились два пути - на города Дмитров и Тверь. Здесь находился тогда Путевой двор для послов и гонцов, к которому вели путинки - по-московски кривые улочки и переулки. Другая версия объясняет название Путинки от слова «паутина» - маленькие улицы и переулки с разбросанными на них маленькими московскими домиками, лежавшие в приходе этой церкви представляли собой «паутинку», окружавшую церковь со всех сторон.

Первоначально, здесь стояла трехшатровая деревянная церковь, построенная в 1625 году. В 1648 году она сгорела, и прихожане храма, через Иерусалимского патриарха, остановившегося в ту пору в Москве, попросили царя выделить сумму на постройку каменной церкви. Ее придел впервые на Руси был освящен в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина, оберегающей от пожаров и потому столь значимой для москвичей. Эта церковь - последняя в Москве постройка шатрового зодчества до знаменитого указа патриарха Никона. Тогда он запретил возведение шатровых церквей и потребовал повсеместного перехода к строительству крестово-купольных храмов. Этот указ отменят уже во второй половине XVII века после изгнания Никона.

В том же XVII веке в Москве за Земляным городом близ Зубовской площади возвели церковь с главным престолом, освященным в честь иконы Неопалимой Купины, давшей название переулку - Неопалимовский. Название иконы произошло от видения Моисеем горящего куста терновника - купины - охваченного пламенем и не сгоравшего, символизировавшего приснодевство Пресвятой Богородицы. Поэтому Богоматерь изображена на иконе окруженной пламенем.

И хотя по легенде возведение этой церкви не было связано с основным бедствием старого деревянного города - многочисленными московскими пожарами, у чудотворной иконы молились и искали спасения именно от огня, не раз бушевавшего в Москве и оставлявшего горожан погорельцами.

А легенда такова. Список иконы Неопалимая Купина находился в кремлевской Грановитой палате. Конюх царя Федора Алексеевича Дмитрий Колошин усердно перед ней молился, и когда невинно попал в царскую опалу, стал просить о помощи и защите. Тогда во сне царю явилась Царица Небесная и открыла ему, что этот человек невиновен. Конюх был освобожден государем от суда и в благодарность построил в честь иконы Неопалимая Купина храм в Новой Конюшенной слободе, выпросив у царя чудотворный список. С тех пор, когда в Москве были пожары, эту икону обносили вокруг домов прихожан церкви, и они уцелели от огня. Москвичи замечали даже, что в Неопалимовском приходе пожары случались крайне редко и были очень незначительными, хотя вся местность, отдаленная от центра города, была застроена многочисленными деревянными домами. (Неопалимовская церковь была снесена в советское время.)

Малоизвестная, но замечательная своей историей домовая церковь Рождества Богородицы в доме князя Голицына (Волхонка, 14, за зданием Музея частных коллекций) ныне разрушена и не действует.

В историю Москвы этот храм вошел главным образом тем, что здесь Пушкин собирался венчаться с Натальей Гончаровой, но получил отказ митрополита Филарета. Почему это произошло, до сих пор остается загадкой для историков. Только бракосочетание тогда состоялось в приходском храме невесты, в Большом Вознесении у Никитских ворот.

Сама Рождественская церковь была домовой и располагалась на втором этаже в правом крыле существующего ныне здания. Она была напрямую связана с историей этого дома и домовладельцами, а также с теми событиями, которые здесь происходили.

История дома Голициных восходит к 30-м годам XVIII века, когда ими был приобретен участок земли за Колымажным двором во владение. Проект дома был исполнен петербургским архитектором С.Чевакинским, автором знаменитого Никольского военно-морского собора в северной столице, у которого учился Василий Баженов. В работах над строительством голицынского дома в 1756-1761 г.г. ему помогал молодой архитектор И.П.Жеребцов, будущий строитель прекрасной колокольни московского Новоспасского монастыря. В 1766 году в правом крыле дома была построена и освящена церковь во имя Рождества Богородицы. А вскоре в доме поселилась сама Екатерина Великая.

Дом Голицыных передавался из поколения в поколение. Когда владельцем стал М.М.Голицын-сын, Екатерина II обратилась к нему с просьбой найти ей в Москве хороший и удобный дом. Только что был заключен Кючук-Кайнарджийский мир в русско-турецкой войне, и императрица собиралась в Москву на празднества по этому случаю. В Кремле же она не любила останавливаться, считая его для себя плохо приспособленным. Голицын немедленно предложил государыне свой собственный дом.

И тогда архитектора Матвея Казакова пригласили перестраивать голицынский особняк в Пречистенский дворец. Постройка была готова к Новому году, в декабре 1774 года. Стены скромной усадьбы помнят блестящую свиту Екатерины Великой - императрица приехала в Москву с двором и сыном Павлом I.

Однако она осталась недовольна жильем: было тесно и печки плохо отапливали помещение. Соседство с Колымажным двором и конюшнями создавали не самый свежий воздух, люди замерзали немилосердно, и очень путаны были коридоры. «Прошло два часа, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет», - жаловалась Екатерина в одном из писем, называя свой дворец «торжеством путаницы». Потом деревянные постройки этого дворца были перенесены на Воробьевы горы и там сгорели.

По легенде, в Рождественской церкви дома Голицыных хранились две иконы, подаренные (или оставленные здесь) Екатериной II в память о своем браке с князем Потемкиным, видимо, венчальные. Вероятно, что эта легенда и осталась в московской памяти связанной с пребыванием в голицынском дворце самой Екатерины. Или думали, что она оставила хозяевам царский подарок за гостеприимность.

В 1779 году Голицыны вновь вернулись в свой особняк на Волхонке. Когда хозяином стал С.М.Голицын, попечитель Московского учебного округа, он открыл здесь аристократический салон. Его посещал Пушкин и однажды в начале лета 1830 года танцевал здесь на балу. Пушкин в то время уже был помолвлен с Натальей Гончаровой, и есть свидетельство о том, что он собирался венчаться с ней именно здесь. Во-первых, говорят историки, в домовой церкви оплата была меньше, что было выгодно стесненному в средствах Пушкину. Во-вторых, внимание великосветского общества к свадьбе было бы не таким пристальным.

И тем не менее разрешения на брак в домой церкви Голицыных дано не было. Есть версия, что венчаться в домовых церквях, как в обыкновенных приходских, тем более лицам, не имеющим к ним никакого отношения, «с улицы», просто запрещалось. И бракосочетание состоялось в приходской церкви невесты.

Во второй половине XIX века здесь жил другой С.М. Голицын, владелец картинной галереи, старинной библиотеки и коллекции древностей. Все это собрал его отец, мечтавший об открытии собственного музея, но не успевший осуществить свое желание до смерти.

В память об отце на первом этаже своего особняка в 1865 году Голицын открыл музей, который называли «московским Эрмитажем». Здесь были представлены такие редкости, как вазы из слоновой кости, принадлежавшие Марии Антуанетте, книги из библиотеки маркизы Помпадур, картины Рафаэля, Рубенса, Пуссена, мраморные канделябры из Помпеи. А посетителей встречал швейцар в мундире лейб-гусара.

Музей был открытым для общественности, однако сохранились любопытные свидетельства о том, как происходил осмотр. По желанию хозяина полюбоваться его коллекцией могли лишь те, кто приходил на воскресную службу в его домовую Рождественскую церковь. По окончании все шли в княжескую столовую на воскресный чай, на котором присутствовал хозяин, а оттуда уже в музей.

Однако всего лишь через двадцать лет после открытия музея Голицын, охладевший к делам по его содержанию, продал свою коллекцию с аукциона. Большую ее часть за 800 тысяч рублей выкупил петербургский Эрмитаж. Примечательно, что все сокровища голицынского музея остались на родине.

В 1877 году Голицын сдал первый этаж своего дома под квартиры. Музейные залы были перестроены под меблированные комнаты для сдачи в наем, а после перестройки левого флигеля в 1892 году здесь они получили название «Княжий двор». В голицынском особняке открылась комфортабельная московская гостиница.

В октябре 1877 года в этом доме поселился А.Н. Островский, который провел здесь последние годы своей жизни. Когода писатель оформлял договор о найме, смотритель дома серьезно стал объяснять его жене, что перед тем, как сдать квартиру, он всегда собирает справки о нравственных качествах будущего квартиранта. Островский в шутку решил сообщить ему «некоторые из своих достоинств - что я не пьяница, не буян, не заведу в квартире азартной игры или танцкласса».

В этом доме из-под пера Островского вышли «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Сердце не камень». В гости к нему часто приходили друзья - И.С. Тургенев, Д.В. Григорович, П.И. Чайковский. В этом же доме на Волхонке жили М.И. Чайковский, В.И. Суриков, Б.Н. Чичерин, И.С. Аксаков, который здесь скончался.

В 1902 году Рождественская церковь обновлялась. Один из лучших московских архитекторов того времени, К.М. Быковский отделал ее в готическом стиле, а иконостас - в полуклассическом.

Этот год стал последним в истории пребывания Рождественской церкви домовым храмом Голицыных. В следующем 1903 году дом был куплен Московским художественным обществом и потом стал принадлежать различным учреждениям. Достаточно упомянуть о Московском городском народном университете им. А.Л. Шанявского, который работал здесь в 1909-1911 г.г. до переезда в собственное здание на Миусской площади.

В советское время бывшую усадьбу Голицыных заняла Коммунистическая Академия под руководством историка М.Н. Покровского. Тогда была закрыта Рождественская церковь, а ее иконостас был разобран и передан в церковь села Алексеевского.

В настоящее время здесь находится научное учреждение - Институт философии Академии наук.

В Москве существует и Рождественский монастырь, который основала в 1386 году княгиня Мария Кейстутовна, мать героя Куликовской битвы князя Владимира Серпуховского. Великолепный собор Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1501-1505 годах - это один из древнейших храмов Москвы. Стройную колокольню возвел в 1835 году архитектор Н.И.Козловский - одна богатая москвичка пожертвовала на нее свои средства в память о рано умершем любимом сыне.

В этом монастыре в 1525 году была насильно пострижена в монахини Соломония Сабурова, супруга великого князя Василия III. Они прожили 20 лет, но их брак оказался бездетным, а князь хотел иметь наследника престола. Он задумал жениться вновь - развод тогда был запрещен, и Соломонию уговаривали добровольно уйти в монастырь, но она сопротивлялась. Тогда ее постригли насильно в Рождественском монастыре. По старинной московской легенде этому предшествовало видение великим князем Василием птичьего гнезда на дереве, когда он расплакался о своей бездетности. «Государь! - сказали ему бояре: - Неплодную смоковницу посекают и удаляют из винограда.» Когда он обратился за благословением на развод к греческим патриархам, иерусалимский предстоятель, Марк, предостерегал его: «Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают». Русские решили обойтись без помощи иноземцев и предложили Соломонии добровольно постричься в монастырь. Когда же она отказалась, ее постригли насильно. Тогда, по легенде, она прокляла будущий брак великого князя и предрекла: «Бог видит и отмстит моему гонителю!» От нового брака Василия III и Елены Глинской родился будущий царь Иван Грозный. По преданию, в минуту его рождения, 25 августа 1530 года, в 7 часов вечера, один за другим последовали три раската грома при ослепительной вспышке молнии.

Соломония же, постриженная под именем Софьи, пробыла монахиней более 17 лет и умерла в 1542 году. Есть страшное предание о том, что якобы только что постриженная супруга великого князя оказалась от него беременной «к ужасу и раскаянию» ее бывшего мужа. Она родила сына, назвала его Георгием и воспитывала его с мечтою о мести: «В свое время явится он в могуществе и славе». С его именем связаны все легенды о знаменитом разбойнике Кудеяре, который то наводил на Москву крымского хана во время правления Ивана Грозного, то будто бы, напротив, спасал жизнь своего царственного брата.

Этот монастырь был не разграблен во время наполеоновского нашествия, хотя французы заходили в него. По легенде, они хотели сорвать богатый оклад с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Один из солдат бросился к образу, но тут же сильно поранился и больше не мог сдвинуться с места. Пораженные этим, остальные захватчики побежали вон из монастыря.

Угол кирпичной монастырской стены на бульваре художник В.Г. Перов изобразил в картине «Тройка».

Рождество Богородицы. Невьянская икона. Круг Богатыревых. Вторая четверть XIX в.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - первый (от славянского «дванадесять » - двенадцать) церковного года. Первый он и по хронологии событий новозаветной истории, и по церковному календарю, который начинается с сентября и потому называется в богослужебных песнопениях «началом нашего спасения ». Рождение Божией Матери явилось исполнением пророчеств о том, что вскоре придет на землю Христос, Спаситель мира. Праздник ежегодно отмечается Церковью 21 сентября (8 сентября по старому стилю ), является непереходящим и имеет 1 день предпразднества и 4 дня попразднества.

Рождество Пресвятой Богородицы. Событие праздника

Из Евангелия мы узнаем только основные, самые главные события жизни Богородицы , но там не сказано ни об обстоятельствах Её рождения, ни о дальнейшей Её жизни. Эти подробности доносит до нас церковное предание , то есть древние сказания, церковно-исторические сочинения, а также гимнографическое богослужебное наследие, то есть тексты церковной службы. Родителей Пресвятой Богородицы, Иоакима и Анну , Церковь называет «богоотцами ». Иоаким был потомком царя Давыда , Анна происходила из рода первосвященника Аарона . Они вели жизнь праведную и благочестивую. Предание говорит о том, что для себя они оставляли только третью часть доходов - остальное раздавали нуждающимся и жертвовали на храм. Достигнув преклонных лет, супруги оставались бездетными. Следует сказать, что бесчадие считалось в еврейском народе наказанием за грехи , и потому Иоаким и Анна терпели несправедливые обвинения в тайных грехах. Но они не отчаивались, а надеялись на милость Божию и верили, что Господь и в старости может послать им дитя, как некогда Аврааму и Сарре.


Святые Иоаким и Анна. Фреска из монастыря Дионисиат на Афоне

В один из великих еврейских праздников Иоаким пришел в храм Иеросалимский, чтобы по закону Моисееву принести жертву Богу. Но первосвященник не принял даров Иоакима, обвиняя его в грехах, за которые Господь наказывает бесчадием. Опечаленный Иоаким не вернулся домой, а пошел в пустыню, где паслись его стада. Анна, узнав о том, что произошло в храме, также опечалилась. Однако они не роптали на Господа, а горячо молились, прося у Него милости. Их молитва была услышана Господом. По преданию, Иоакиму в пустыне, а Анне в саду было явление Ангела с радостной вестью, что у них родится дочь. Оба тотчас же пошли в Иеросалим и встретились у Золотых ворот. В положенное время у них родилась дочь, Которую назвали Марией . Иоаким и Анна с радостью благодарили Господа и обещали посвятить свое чадо служению Богу. Дата Рождества Богородицы отстоит ровно на 9 месяцев от даты православного праздника Зачатия святой Анны (22 декабря).

Рождество Пресвятой Богородицы в истории

Одно из первых упоминаний о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке в словах святого Прокла , архиепископа Константинопольского (439–446). У иаковитов и несториан, отделившихся от Православной Церкви в V веке, также 8 сентября есть праздник под названием «Рождество Владычицы Марии ». В VII–VIII веках в Греческой Церкви праздник уже отмечается с большой торжественностью. Официальное утверждение этого праздника в Византийской империи приписывают императору Маврикию .

Библиотека Русской веры

Празднование Рождества Богородицы на Руси

Храмы и монастыри в честь Рождества Богородицы строились в XII–XIV веках в Боголюбово и Владимире, в Суздале, Новгороде, Пскове. Покровительство Богородицы в освобождении русских земель от татаро-монгольского ига было отражено в массовом строительстве храмов, посвященных богородичным праздникам . Рождеству Богородицы был посвящен собор Бобренева монастыря (1381) близ Коломны и надвратная церковь Андроникова монастыря.


Бобренев монастырь близ Коломны

Вдовой великого князя Димитрия Донского княгиней Евфросинией в 1392 году в Московском Кремле был основан Вознесенский монастырь и возведена белокаменная церковь в честь Рождества Богородицы в традициях владимиро-суздальского зодчества. Церковь была расписана в 1395 году выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным.

Богослужение на Рождество Пресвятой Богородицы

В службу праздника входят творения преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век) - первый канон; святителя Андрея Критского (VII век) - второй канон; Германа, патриарха Константинопольского (VIII век) - стихеры на стиховне; Анатолия, епископа Солунского (IX век) - некоторые стихиры на литии; Стефана и Сергия Святоградцев (IX век) - стихеры на «Господи воззвах» и некоторые на литии и стиховне. В стихерах празднику Рождества Богородицы содержится вероучительная мысль, что в лице Девы Марии Господь приготовил Себе земной Престол и Царский чертог; что Матерь Божия Своим величием превосходит всех жен, потому что от Нее родился Сын Божий; что, разрешив неплодие родителей Матери Божией, Господь может разрешить и наше духовное неплодие, т.е. дать нам силу делать добро. В то же время в тех же стихерах все люди и ветхозаветные и новозаветные (присутствующие в храме) приглашаются возрадоваться и прославить Матерь Божию, потому что через Нее небо соединилось с землею, ад посрамился, двери рая, т.е. Царства Небесного, снова открылись людям, мы обновились и «обожились », т.е. сделались причастными Божией благодати.

В паремиях , читаемых в праздник Рождества Богородицы, в первой (Быт. XXVIII, 10–17) говорится о видении Иаковом лестницы, которая прообразовала собой Божию Матерь, соединившую небо с землею; во второй паремии (Иез. XLIII, 27; XLIV, 1–4) содержится пророчество Иезекииля, назвавшего Матерь Божию вратами, чрез которые прошел Святой Старейшина и Святой Домостроитель; в третьей (Притч. IX, 1–11) говорится о Доме, уготованном для себя Ипостасной Премудростью, т.е. Исусом Христом (Дом этот, построенный Премудростью - Матерь Божия, Пресвятая Дева Мария, в которую вселился Господь).

Библиотека Русской веры

Мысли канона празднику близки к мыслям стихер. В Апостоле (Филипп. II, 5–11) говорится о самоуничижении и смирении Сына Божия, принявшего зрак раба, смирившего Себя до смерти крестной, и за это препрославленного выше всякого имени. В Евангелии (Луки X, 38-42. XI, 27–28) говорится о пребывании Христа в доме у Марфы и Марии. Самое древнее песнопение праздника, составленное, вероятно в V–VII веках, - это тропарь.

Церковно-славянский текст:

Р жcтво2 твоE, бцdе дв7о, рaдость возвэсти2 всeй вселeннэй. и3з8 тебE бо восіS сlнце прaвдэ хrт0съ бGъ нaшъ, ра€руши1въ клsтву, дaстъ блгcвeніе. и3 ўпраздни1въ смeрть, даровA нaмъ жив0тъ вёчныи.

Русский текст:

Рождение твое, Богородица Дева, возвестило радость всей вселенной: потому что из Тебя воссияло Солнце Правды - Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Ї wаки1мъ и3 ѓнна поношeніz безчaдства, и3 адaмъ и3 є4вва. t тли2 смeртныz свободи1стасz, пречcтаz с™hмъ ржcтв0мъ твои1мъ. то2 прaзднуютъ и3 лю1діе твои2, вины2 грэх0вныz и3збaвльшесz вопію1ще ти, непл0ды раждaетъ бцdу и3 питaтельницу жи1зни нaшеz.

Русский текст:

Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Евва - от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

Праздник Рождество Пресвятой Богородицы. Народные традиции

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы именуется также «Малая Пречистая », «Аспосов день ». По народному преданию, время, ближайшее к этому дню, называли Оспожники, Спожинки или Госпожинки . Размах праздничных гуляний зависел от того, каким выдался урожай в новом году. При хорошем урожае Госпожинки праздновали в течение целой недели: чем урожайнее лето, тем дольше праздник. Деревенское «пировство», приуроченное к празднествам церковного цикла, проходило в период от и до . Пир разворачивался по всем законам гостеприимства: варили пиво согласно количеству гостей, резали овцу или барана, готовили яства из говядины, голову и ноги быка использовали для студня, доставали рыбу из кулебяки, а также, несмотря на то, что праздничный день был скоромным, пекли пирог из домашней пшеничной муки с примесью купленной крупчатки. За день или за два до праздника дети созывали родственников на пир, отдавая предпочтение тем, кто готов оплатить угощение на своем празднике. Исключение делалось для зятьев, особенно молодых: ни тесть, ни теща не обходили их приглашением, даже если сами не рассчитывали на ответное. Было очень важно, чтобы между зятьями и свекром и свекровью дочери существовали добрые отношения, как в пословице: «Не для зятя-собаки, а для милого дитяти».

Сват и сватья у тестя и тещи их сына были самыми важными гостями, которые и садились за стол в передний угол, под самые образа. Более широким и разнообразным деревенское веселье было в той местности, где были храмы в честь Рождества Богородицы , тогда в этих селениях проходили различные ярмарки, приуроченные к празднику.

Рождество Богородицы. Иконы

Древнейшие изображения праздника Рождества Богородицы известны с VI века и получают широкое распространение в византийском и русском искусстве в XI–ХII веках. К этому времени восходят основные элементы иконографии: Анна в красном мафории на высоком ложе, поддерживаемая служанкой; справа или слева внизу - сцена омовения младенца. К Анне подходят три женщины с дарами. Из окна палаты выглядывает отец Богоматери, праведный Иоаким.

Икона Рождество Богородицы. ХV век
Фрагмент иконы Рождество Богородицы. ХVI век. Музей им. А. Рублева
Рождество Богородицы. Невьянская икона. 1830-1840 гг.
Рождество Богородицы с житием. ХVI век. Из местного ряда собора Рожества Богородицы в Устюжне

Одесской области (Украина) и с. (Молдова), белокриницких приходов Румынии в с. Сарикей и г. Ботосаны.


Собор Рождества Пресвятой Богородицы РПСЦ. Новосибирск

Многие общины и другого старообрядческого согласия - - также сегодня «именинники»: в , Орехово-Зуево Московской области, селе Красногвардейское Ставропольского края. За рубежом - общины (Новостроенская) в Латвии, Слижишская в Литве.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!