Как школа влияет на формирование личности. Школа и здоровье наших детей. Что такое социализация личности

Горбунов В.А. 1

Горбунова О.В. 1

1 Муниципальное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 города Тюмени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

У меня множество заветных мыслей, секретов, загадок. Но самая большая тайна я сам. Я человек способный познать мир, любить, дружить, страдать. Познавая мир и себя как частицу мира, вступаю в разнообразные отношения с людьми. Процесс социализации начался с рождения, и будет длиться всю мою жизнь. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья - 40%, СМИ - 30%, школа - 20%, улица -10% . В ходе социализации формируется сознание, ценностные ориентации, потребности и интересы, нравы и мораль. Это является важнейшим фактором развития личности. У каждого человека только одна жизнь, которую он живет здесь и сейчас. Только от него будет зависеть, какой будет его жизнь. Именно поэтому мои родители всегда заботятся, чтобы был воспитанным, настоящим человеком, чтобы меня окружали хорошие люди. В окружении порядочных воспитанных людей, как они говорят, каждый пытается быть не хуже. В дурном обществе человек готов прощать себе не только мелкие недостатки, но и недостойные поступки. Задумываясь над словами родителей, изучая тему о формировании личности на уроках обществознания, наблюдая за собой, одноклассниками, как меняемся мы в зависимости от окружения, пришел к мысли, что человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если не будет отвечать за свои поступки, брать ответственность за содеянное. У человека должен быть свой внутренний стержень, который поможет ему не сломаться, когда окружающие его люди начнут на него «давить». Успешность конечного результата подтверждается отождествлением человека с полноправным членом общества. Выбрали данную тему потому, что она нам интересна. Актуальность темы определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность. Семья, школа, находясь в непосредственном взаимодействии с человеком, играют важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление. И, наверное, каждый человек задумывался: почему же проблема влияния семейного, школьного воспитания на развитие и становление личности является сегодня столь важной для современной России. Как мы думаем, потому, что мы, дети, будем решать, куда пойдет страна.

Изучением процесса социализации, формирования личности и факторов, влияющих на него, занимались представители разных наук - психологии, социологии, философии, педагогики. Теоретического материала по данной теме достаточно. Одним из наиболее значимых достижений в этом направлении является разработка теории, которая утверждает, что развитие личности человека обусловлено его взаимоотношениями с другими людьми. Изучением социализации личности занимались как зарубежные, так и отечественные ученые.

Мы опирались также на некоторые теоретические определения термина «социализация», который дали В.И. Загвязинский и О.А. Селиванова , Л.В. Мардахаева , А.В. Мудрик .

Е.Ю. Бикметова считает, что взаимодействие семьи и школы в социализации индивида существует . Важнейшими институтами социализации личности и субъектами образовательного процесса являются школа и семья, считает он. Причём, ключевую роль школы в социализации нельзя рассматривать без взаимодействия с семьёй. На этом фоне Е.Ю. Бикметов выделяет общие социальные функции, присущие и школе, и семье: учебная, воспитательная, контроль над содержанием жизнедеятельности учащегося. Но, несмотря на явные сходства, существуют и заметные различия. Если в школьном образовании преобладают определённая планомерность, научность, системность, то в семье первенствуют естественные факторы жизни, протекающие, как правило, стихийно. Если школа даёт теоретические знания, то в семье доминирует жизненная практика, специфика которой определяется уровнем образованности, духовной культуры родителей. Помимо этого, большое значение на социализацию старшеклассников оказывает и субъективное отношение родителей к обучению детей в школе. Ведь их успехи или неуспехи в значительной мере определяются степенью взаимодействия школы и семьи.

Проанализировав работы различных ученых, можно сделать вывод о том, что если процесс социализации личности и процесс семейного воспитания и школьного обучения и воспитания предполагает усвоение человеком норм, правил и ценностей общества, в котором он живет. А так же освоение им социального опыта, которым он воспользуется при взаимодействии с окружающими людьми. То этот процесс также требует сохранения и передачи накопленных знаний, выработки социальных ролей, а также получения опыта в различных сферах жизнедеятельности личности.

Исходя из выше изложенного, мы выдвинули цель и гипотезу.

Цель - выявить, влияние семьи и школы на формирование личности.

Гипотеза: Если семья и школа будут оказывать воздействие на ребенка на конкретных положительных примерах, то это будет способствовать формированию важных личностных качеств.

Объектисследования - развитие личности ребенка.

Предмет- роль семьи и школы в процессе развития личности.

Цель, предмет и гипотеза исследования позволили сформулировать следующие задачи:

1. Проанализировать мнение специалистов по вопросу о становлении личности и роли агентов первичной социализации в этом процессе.

2. Выявить как семья и школа влияют на формировании личности ребенка на основе проведенного анкетирования.

3. Определить факторы, влияющие на формирование меня как личности.

Методы,использованные для проведения исследовательской работы:

1. Методы теоретического изучения, к которым относится поиск и анализ литературы по теме, метод описания, метод изложения материала.

3. анкетирование;

4. графический;

5. интервьюирование;

6. сравнение.

В данной работе наша задача разобраться, как агенты первичной социализации влияют на человека, и помогают ему стать личностью. Содержанием процесса социализации является превращение человека из существа биологического в существо социальное, т.е. становление и формирование личности. Социализация не кратковременный, а длительный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида и включающий ряд этапов: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно социализация происходит в детстве и юности. Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности. Отдельные личности, группы, а также социальные институты (Приложение 1.21), посредством которых происходит социализация, называются агентами социализации.Например, по отношению к детям и подросткам агентами первичной социализации будут: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают влияние на индивида (Приложение 1.8). В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап, т.к. в этот период человек начинает впитывать в себя информацию, как губка, так же он пытается подражать взрослым, беря от них не только хорошие качества, но и плохие. А этот период взрослые могут навязывать свое мнение, и ребенок в этот момент беззащитен против требований старших, он будет вынужден подчиниться им, что может повлиять на дальнейшее развитие человека, как личности. Ребенок, после рождения, проходит три фазы развития личности: адаптация (Приложение 1.3), индивидуализация (Приложение 1.9), интеграция (Приложение 1.10). Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец - опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной - одну-две. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д. Каждая социальная группа может дать индивиду в процессе социализации только то, чему она обучена или социализирована. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников - как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

Одновременно семья (Приложение 1.19) — это тот социальный институт, который может оказать негативное воздействие на процесс социализации. Низкое социальное положение родителей, алкоголизм, конфликты и раздоры, их подчиненное положение на работе, социальное отчуждение, неполнота семьи (отсутствие одного из родителей), жестокое обращение родителей с детьми — все это накладывает отпечаток на характер, мировоззрение и социальное поведение ребенка, в конечном счете, на его социальный статус (Приложение 1.21) и те социальные роли, которые ему приходится исполнять уже сейчас или которые придется исполнять в будущем. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья даст ему имя и включает его в родословную, уходящую на несколько поколений в прошлое. Социальное положение родителей определяет социальный статус ребенка на протяжении первых 20 лет его жизни. Профессия родителей определяет культурный и образовательный уровень семьи. В семье ребенок знакомится с правилами поведения в обществе и общения с другими людьми, с половыми ролевыми стереотипами, проходит процесс половой идентификации. Причины роста депрессии в подростковой среде связаны с множеством факторов, среди которых и материальное неблагополучие семьи, и конфликтные отношения в семье и с окружающими, и наследственная предрасположенность. Развитие этого заболевания у подростков может привести к трагическому исходу — самоубийству (в России фиксируется высокий процент суицидов среди подростков и молодежи).

Таким образом, именно в семье формируется первичная социальная сущность индивида. Как в поговорке: «Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло». Именно институт семьи знакомит человека с такими понятиями как добро и зло, правда и ложь, милосердие, справедливость, то есть родители учат ребёнка нормам морали. Характер человека закладывается в основном в детстве, и от родителей во многом зависит, станет ли ребёнок полноценной личностью, сумеет ли он найти своё место в мире, стать частью общества. Конечно, здесь нет прямой жесткой связи, поскольку социализация зависит и от других агентов, а также личных качеств индивида, врожденных черт его личности и других обстоятельств. Поэтому дети, подвергавшиеся жестоким наказаниям, могут вырасти садистами, но могут стать гуманными людьми, активными борцами с жестокостью. К поступлению в школу ребёнок уже более чем наполовину сформировался как личность.

1.2. Роль школы в процессе социализации личности

Школа как агент социализации принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, учится преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. В школьный период социализации у ребенка формируется самооценка (Приложение 1.18), которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями (Приложение 1.23) и предрассудками. При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни. Доктор педагогических наук А.В.Мудрик, автор инновационных программ, направленных на воспитание (Приложение 1.6) и социализацию детей, уверен, что «современная школа владеет всеми механизмами социализации, вследствие чего, способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом» . Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович выделяет два основных направления: социально-психологическое, социально-педагогическое. Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.

Образование формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире, учит человека современным формам общения, создаёт условия для развития лидерских качеств, компетенций, делает процесс обучения способствующим раскрытию задатков и развитию творческих способностей личности. На занятиях последовательно создаются условия, чтобы каждый участник почувствовал себя винтиком единого механизма, создаются условия для удовлетворения потребностной сферы учащегося. Эта деятельность обеспечивает проявление чувства успешности за счет ненасильственного введения подростка в социум. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников, как между собой, так и внутри социальной группы. Этот опыт может быть как позитивным, т.е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным. И именно учитель создает условия для развития в ребенке самостоятельности, умения анализировать и оценивать свою деятельность, свои поступки. Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему будет адаптироваться в современном мире.

Таким образом, социализация в процессе воспитания в семье и школе имеет двойственный характер - не только регулируемый и целенаправленный, но и неуправляемый, стихийный. Только целенаправленное взаимодействие семьи и школы способно сформировать личность. Но для этого человек должен быть высшей ценностью общества. Согласны с действующим президентом Российской Федерации, В.В. Путиным, который считает, что «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность» .

Любая судьба неразрывно связана, с семьёй и школой. Поэтому главной целью практической работы стала задача проследить формирование и становление личности на примере нашей многопоколенной семьи (Приложении 3) и школы, где мы обучаемся.

Для выявления уровня социализации детей в семье, мы использовали интервью (Приложение 4). Мы много знали об общественных личностях прошлого и знаменитых современниках, но ведь и рядом с нами порой живут люди с интересной сложной судьбой, пережившие и сделавшие для общества немало. Важно знать, что человек интересно расскажет о своей жизни, если сложится доверительная и дружественная атмосфера беседы. Поэтому нами была выбрана наша семья.

Очень много мы наследуем от своих родителей и их родителей. Ведь когда человек приходит в этот мир, ему надлежит освоить те правила и нормы, которые приняты в семье. Перед нами всегда конкретный образ папы, мамы, родственников. Всего семей 82 (Приложение 5). 87% прожили вместе с замужества до конца жизни (Приложение 6,7) и только 13% имели второй брак (Приложение 1.9). Если мы сложим годы совместной жизни получиться 324 года, т.е. больше трёх веков. В общей совокупности они имели 245 детей. В ходе интервью можно проследить роль отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Воспитывали, прежде всего, моральные качества - благородство, умение помочь ближнему. Прививали любовь к сибирской природе, любили петь русские народные песни, романсы, передавая это детям. В наших семьях было принято всё мастерить своими руками, что пригодилось в дальнейшем. Учили правильно вести себя в обществе, говорить с человеком тет - а - тет, следили за манерами. Родители научили детей быть внимательными, обходительными с людьми. Но больше всего в наших семьях ценится любовь и доброта, верность и преданность (Приложение 8). Очень важно общение в семье. Ведь в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является - уважение другого. Успешных членов семьи глубоко уважали и радовались их достижениям. Не было зависти по отношению друг к другу. В тех семьях, где потребность стать личностью была развита в большой степени (86%), родители развивали её. У других семей эта потребность была развита в меньшей степени (14%). Для того чтобы стать личностью, желательно воспитывать стремление к образованию. (Приложение 9). Чем современней семья, тем больше возможности для получения образования, тем выше человек цениться как личность. Таким образом, из проведённого интервью мы видим, что в наших семьях воспитывали способных, достойных и полезных для общества людей. Примером могут быть мои три прадедушки, которые были участниками Великой Отечественной войны и награждены медалями. Моя прабабушка вырастила восьмерых детей. Моя другая прабабушка начала работать в 14 лет. Она участница трудового фронта, ветеран Великой Отечественной войны. Имеет много наград за свой труд и почетное звание мастера «Золотые руки». Моя бабушка 35 лет проработала в школе, и имеет звание «Отличник народного просвещения». Мой дедушка хорошо играет на гормоне, и был участником многих конкурсов и т. д.

Проведённое интервью, доказывает, что когда рядом с ребёнком нет папы и мамы трудно воспитать в ребёнке любовь, верность, преданность. Это самое главное для сохранения института семьи. В ходе работы, я отметил, положительные стороны социализации в моей семье. Когда я буду папой, то постараюсь воспитывать своих детей, как это делали мои родители, их родители. Он должен знать, что семья - это его крепость, где его всегда ждут, любят таким, какой он есть, помогут в любой проблеме и никогда не предадут.

Необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком. Практически никто не бывает постоянно доволен собой. Каждого что-то гложет, у каждого свои комплексы. Мы все время сравниваем себя с кем-то, чтобы убедиться, что и мы чего-то стоим. А как дело обстоит с нами? Как же жить, не имея чёткого представления о себе? Каждый день, каждый час пытаюсь понять себя. Мама часто говорит мне, что у меня нет характера. Но и дома, и в школе не просто утвердиться в какой - то позиции. Я пытаюсь сравнивать себя с другими и выработать своё собственное личностное ядро. На проверку оказывается, что это мне удаётся с трудом. Приняли решение провести тест, чтобы выяснить, что нужно для того чтобы стать личностью. В исследовании приняли участие я и мой брат. Для выявления уровня социализации детей школьного возраста, мы использовали методику профессора М.И. Рожкова по изучению социализированности личности . Проведённый опрос дал возможность сделать более объективные выводы относительно уровня социальной адаптированности, активности (Приложение 1.4), автономности (Приложение 1.1) и нравственной воспитанности (Приложение 1.15). Респондентам было предложено прочитать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием (Приложение 10). Главным критерием социализированности личности выступает степень её независимости, раскрепощённости, незакомплексованности. После обработки данных пришли к следующему выводу (Приложение 11). Данные показатели находятся на удовлетворительном уровне. Наиболее социализированной как раз оказывается мой брат— это интересно! По такому признаку как активность показатели брата выше, чем у меня, и это не противоречит действительности. Остальные показатели одинаковые. Мы готовы к жизни и самостоятельным решениям. Достаточно высоким является и уровень нравственности. Развивая свое нравственное сознание, мы проявляем себя как личность. Ведь мы живём в одной семье, у нас общие мысли, поступки, устремления. Наши родители воспитывают в нас ценности (честность, порядочность, ответственность, справедливость), которые определяют наше поведение. Мы получаем огромное удовольствие от общения друг с другом, с товарищами. У нас есть потребность в самореализации. Если мы хотим оставить после себя след на земле необязательно быть выдающимся писателем или ученым, творцом космического корабля или открывателем нового элемента периодической системы. Мы можем утвердить себя в обществе полезным человеком, одарённым тружеником, достойным сыном, хорошим родителем. Главное на пути к этому не остановиться. «Борьба за личность болезненна» как пишет Николай Бердяев. А дальше: - «Можно избежать боли, отказавшись от личности. И человек слишком часто это делает» .

2.2. Результаты исследования и их анализ

Одной из главных особенностей школьника является смена авторитетов и перестройка взаимоотношений с взрослыми в этот период. Не только учителя, но и сверстники формируют ценности и идеалы. Благодаря этому, ученик учиться смотреть на себя глазами других людей. Хочется отметить, что не только процесс обучения, но и свободное время играет ключевую роль в развитии личности подростка. Это процесс расширения возможностей путём приобретения знаний, навыков, это и использование приобретённых способностей для общения, совершенствование в культурной и творческой деятельности. Задачей школы является создание благоприятных условий для успешной социализации учащихся в школе. Был проведён небольшой опрос среди учащихся 3,6,9 классов школы №22 г. Тюмени. Всего опрошено 97 учащихся. Исследование ставило цель изучить влияние школы на личность. Респондентам было предложено 7 вопросов. (Приложение 12). На каждый вопрос учащимся предложена анкета с пятью вариантами ответов. В диаграммах показана динамика на ответы под пунктом «А», где обозначен положительный ответ (Приложение 13). А чтобы увидеть положительную динамику, она лучше просматривается в таблице. Рассмотрим каждый вопрос и увидим динамику.

В результате обработки данных нами были получены результаты, позволяющие отметить следующие: в 3, 6 классах обучающимся нравится школа, а процент в 9 классе выше. Как мы видим, уровень социализации обучающихся повышается, т.к. уровень самосознания растет. Чем старше ребята, тем больше у них появляется интересов. Девятиклассники же более самостоятельные в распределении своего времени и обязанностей, что говорит об их автономности. Они контролируют своё поведение. Обучающиеся начальной школы, среднего звена большее время проводят с друзьями, что позволяет им удовлетворить потребности: в общении, в самоактулизации, в общественном признании. В 9 классе идёт развитие самосознания личности, осознанное представление своего места в жизни и в мире в целом. Человек самостоятельно начинает решать жизненно важные вопросы. После уроков подавляющее большинство учащихся 3, 6-х классов с удовольствием занимаются подготовкой уроков. И социализация у детей этих возрастов удачно проходит через урок. Они рады учиться, готовы слушать и слышать, наверное, поэтому им нравиться оставаться в школе после уроков. Девятиклассники предпочитают заниматься в кружках и секциях. Обучающиеся старшего возраста, требуют особого внимания, так как учебная деятельность их интересует значительно меньше. Для подростков инструментом социализации является в основном внеурочная деятельность во всех её проявлениях. Для них важно общение со сверстниками, самоопределение. Процесс всестороннего развития неотделим от руководящей роли педагога. Учитель выступает в роли агента, формирующего социальный статус человека, помогающего ему адаптироваться к разным социальным условиям. Отношения с учителями - доброжелательны, согласно опросу. Необходимо сотрудничество — учителя и учащегося, когда каждая сторона должна уважать усилия другой. Истинный педагог любит своих учеников и волнуется за судьбу каждого.

Анализ данных социологического опроса показал, что с нашей точки зрения школа - это прежде всего сохранение и развитие положительных личностных качеств, таких как способность быстро адаптироваться к изменениям в обществе, способность реализовать свой творческий потенциал. Главными и значимыми критериями социализации в школе - развитие у обучающихся стремления к самопознанию, осмыслению себя, самовоспитанию; конструктивности их жизненных целей; развитие навыков общения.

Заключение

Теперь можно подвести итог всей нашей исследовательской работы. Мы видим, что гипотеза полностью подтвердилась. Человек становится личностью далеко не сразу. То, что научился говорить и ходить в детстве, ещё не значит, стать личностью. Должно пройти достаточно много времени с определенным набором процессов, чтобы из индивида сформировалась полноценная личность. Являясь агентами первичной социализации, семья, школа способствует благополучной социализации и лучшей адаптации к социуму. Дети чувствуют уверенность в себе, нужность семье, сверстникам, учителям. Чем больше человек работает над собой, тем проще ему становиться побороть сопутствующие страхи, сомнения и неуверенность. Преодолевая трудности и препятствия, которые встречаются на пути, человек обязательно становиться сильнее. Чтобы научиться справляться с трудностями, необходимо взрастить в себе навыки. Почему бы не постараться? Это очень трудно, но почему бы не постараться? Прежде надо освободиться от этой, всем мешающей жить, лени. Мы понимаем, что только действия человека говорят о нём как о личности. В результате проведенных исследований для себя я поставил задачу, стать успешной личностью. Но для этого я должен:

1) с детства начинать работать над собой, естественно не без помощи окружения, прежде всего родителей, учителей. Можно коротко, сжато повторить вслед за Сократом: «Познай самого себя».

2) самосовершенствоваться каждый час, каждый день. Развивать в себе нравственное сознание.

3) суметь создать крепкую семью. Родной дом - это самое нужное, самое желаннее место на свете.

4) обязательно иметь друзей, их поддержку.

5) уважать, беречь и любить свой дом, свою школу, свою Родину.

Если я буду стремиться к достижению всего перечисленного, то меня можно смело называть личностью.

Хотим подчеркнуть, что по мере накопления опыта, складывание собственной личности, возрастает независимость личности от родителей, учителей. Мы решили продолжить исследование по данной теме. Проследить дальнейший путь человека, влияние агентов вторичной социализации. Более того, на определенном этапе жизненного пути человек может частично или полностью утратить личностные черты. Это бывает у хронических алкоголиков, наркоманов, при тяжелой патологии головного мозга и т.д. И причины этого можно тоже исследовать.

Список литературы

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12.12.2013г.

2. Бикметов, Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида // Социол. Исслед. - 2007. - №9. - С. 86-92.

3. В.И. Загвязинский, О.А. Селиванова Социальная педагогика. - М.: Юрайт, 2012. - 405 с. 3.

4. А.И. Кравченко. “Обществознание ”Учебник для 8 класса.. М. «Русское слово», 2005

Л.В. Мардахаев Социальная педагогика. - М.: РГСУ, 2013. - 33 с.

5. Мудрик, А.В. Воспитание как составная часть процесса социализации/ А.В. Мудрик// Вестник ПСТГУ, 4: Педагогика. Психология. - 2008. - №3(10). С.7-24

6. А.В. Мудрик Социальная педагогика. - 8-е изд. - М.: Академия, 2013. - 240 с.

7. Методика для изучения социализированности личности. refdb.ru›look/2787080.html.

8. Лучшие цитаты, афоризмы, высказывания Николая Бердяева. nachalnikov.net›archives/1226.

9. Процент влияние на детей родителей…yandex.ru/images›социология.

Приложение 1

Глоссарий

1. Автономия - независимость от внешних условий.

2. Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучения культурным нормам и усвоение социальных ролей.

3. Адаптация - приспособление к физической или социальной среде.

4. Активность - социальное качество личности, воплощенное в способности производить социально значимые действия, проявляющиеся в общении с другими, в совместных и ними (или отдельно от них совершаемых) поступках, делах, в творчестве.

5. Брак - совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности мужа и жены, а также их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом.

6. Воспитание - это процесс формирования личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Воспитание - это формирование личности, социализация личности, становление личности.

7. Досуг - часть свободного времени.

8. Индивид - отдельный человек.

9. Индивидуализация - противопоставление себя окружающим, выделение своего «Я».

10. Интеграция - управление поведением, способность подчиняться взрослым, «управление» взрослыми.

11. Личность - результат социального становления индивида путём преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.

12. Личный статус - положение, занимаемое человеком в малой группе, или первичной, группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

13. Мораль - совокупность нравственных норм.

14. Нравы - особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий.

15. Нравственность - свод конкретных правил поведения.

16. Потребность - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

17. Притча - иносказательное повествование с нравоучительным выводом.

18. Самооценка - оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Один из важнейших регуляторов поведения человека.

19. Семья - основная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

20. Социализация - процесс овладения и усвоения индивидом культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования в данном обществе

21. Социальный институт - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемые нормами, традициями, обычаями направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

22. Статус - социальная позиция (положение) индивида в группе, обществе.

23.Ценность - представление о том, что свято для человека, его убеждения и предпочтения, выраженные в поведении.

Приложение 2

Приложение 3

Фамильное древо

Приложение 4

Анкета для оценки роли моей семьи в воспитании.

В какой семье вы выросли:

Какие ценности семейной жизни Вам дороже всего:

Поддержка, забота

Совместное время провождения

Материальная обеспеченность

Преемственность поколений

Является ли для Вас образцом семейная жизнь Ваших родителей?

Что для Вас вечер в семье?

Какую роль в вашей семье играет образование?

Есть ли семейные традиции?

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Образовательный уровень семьи

Приложение 10

Ход проведения : Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - всегда;

3 - почти всегда;

2 - иногда;

1 - очень редко;

О - никогда.

1. Стараюсь слушаться во все своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19.Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

Обработка полученных данных: Среднюю оценку социальной адаптированности обучающихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на 5. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности - с третьей строчкой. Оценка приверженности детей к гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный обучающийся (или группа учеников) - имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Приложение 11

Приложение 12

1. Нравиться ли тебе школа, в которой ты учишься?

А) да, безусловно;

б) больше да, чем нет;

в) больше нет, чем да;

д) затрудняюсь ответить.

2. Любишь ли ты оставаться в школе после уроков?

А) да, мне в школе интересно;

б) больше да, чем нет;

в) больше нет, чем да;

д) затрудняюсь ответить.

3. Чувствуешь ли ты себя в школе защищённым?

А) да, безусловно;

б) больше да, чем нет;

в) больше нет, чем да;

д) затрудняюсь ответить

4. С кем ты проводишь выходные дни?

А) с родителями;

б) родителям некогда общаться со мной в выходные дни;

в) с друзьями по школе, классу, по улице, двору;

г) хожу в кружки, секции;

д)обычно сам придумываю себе занятия.

5. Легко ли ты общаешься на улице с незнакомыми людьми?

А) да, легко общаюсь со всеми подряд;

б) больше да, чем нет;

в) больше нет, чем да;

г) нет, я никогда не общаюсь с незнакомыми людьми;

д) затрудняюсь ответить.

6. Чем занимаешься после уроков?

А) делаю уроки;

б) слоняюсь без дела по дому;

в)у меня есть любимые занятия, кружки, секции;

г) в основном гуляю с друзьями;

д) общаюсь с родителями, рассказываю о прошедшем дне, помогаю им по дому.

7. Если у тебя будут неприятности, обратишься ли ты за помощью к учителю?

А) да, в школе есть учителя, которым я доверяю;

б) скорее да, чем нет;

в) скорее нет, чем да;

г) нет в школе нет учителей, которым я доверяю;

д) буду решать проблемы сам.

Приложение13

Приложение 14

1.Байазид Бистами, суфийский Мастер, написал в своей автобиографии: «Когда я был молод, основой всех моих молитв было желание изменить мир. Я просил: — Господи, дай мне силы, чтобы я мог изменить мир! Мне всё казалось неверным. Я был революционером, я хотел изменить лицо Земли.

Когда я повзрослел, я стал молиться так: — Это, кажется, многовато; жизнь уходит из моих рук. Прошла половина, а я еще не изменил ни одного человека. Поэтому, позволь, о Господи, изменить мою семью!

А когда я состарился, я осознал, что даже семья — это слишком много. Ко мне пришла мудрость, и я понял, что если мне удастся изменить самого себя, этого будет достаточно, более чем достаточно. И я начал молиться так: — Господи, я всё понял, и хочу изменить самого себя! Позволь мне сделать это!

И тогда Бог ответил мне: — Теперь уже у тебя не осталось времени. С этого следовало начинать. Ты должен был подумать об этом в самом начале.

2. Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.

Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил.

А какой волк в конце побеждает?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка и он ответил.

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

3.Притча о мудром воспитании Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие. Однажды родители не выдержали и пришли к нему: - Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно. - Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

Суфийская притча

Мастер Бахауддин всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была пропитана ароматом праздника! Даже умирая, он весело смеялся. Казалось, будто он наслаждается приходом смерти. Его ученики сидели вокруг, и один спросил:

— Почему вы смеётесь? Всю свою жизнь вы смеялись, и мы всё не решались спросить, как вам это удаётся? И вот сейчас, в последние минуты, вы смеётесь! Что здесь смешного?

Старый Мастер ответил:

— Много лет назад я пришёл к моему Мастеру молодым человеком, семнадцатилетним, но уже глубоко страдающим. Мастеру же было семьдесят, а он улыбался и смеялся просто так, без всякой видимой причины. Я спросил его: «Как вам это удаётся?» И он ответил: «Внутри я свободен в своём выборе. Просто это — мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя, что выбрать сегодня — блаженство или страдание? И так случается, что я выбираю блаженство ведь это так естественно».

Приложение 15

Труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме формирования личности (И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, К. Роджерс и др.);

Психолого-педагогические идеи развития личности в деятельности и общении (А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев и др.); современные отечественные теории социализации детей (А. В. Мудрик, А. А. Бодалев, В. А. Караковский, И. С. Кон, Ф.А. Мустафа и др-);

Теории единства общения и обособления личности (Л. П. Буева, В. А. Дмитриенко и др.); концепции социальной адаптации ребенка посредством его включения в систему социальных отношений (Л. Н. Большакова, Б. 3. Вульфов, В. Н. Гуров, Ж.А. Захарова, А. В. Мудрик и др.);

Труды в области современной отечественной социальной педагогики (А. И. Арнольдов, В. Г. Бочарова, Б. 3. Вульфов, М. П. Гурьянова, Н. А. Соколова и др.);

Концепции совместной деятельности и ее содержания (И. Ю. Малкова, Е. А. Румбешта, С. И. Поздеева, Г. Н. Прозументова и др.).

Приложение 16

Если по мнению В.И. Загвязинского и О.А. Селивановой социализация - это процесс усвоения индивидом норм и ценностей общества, включение личности в систему общественных отношений, в результате которого происходит освоение человеком социального опыта, позволяющее ему демонстрировать через поведение активное ценностно-дифференцированное отношение к фактам и событиям окружающего мира. Похожее определение есть у Л.В. Мардахаева, он считает, что слово «социальный» означает общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. То А.В. Мудрик говорит о том, что социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Во время учебы дети и подростки получают не только знания по тем или иным предметам, но и учатся взаимодействовать с коллективом, правильно себя вести в разных ситуациях, управлять своими эмоциями и чувствами. Влияние школы на развитие личности ребенка очень велико.

По мнению большинства психологов, особого внимания при оценке правильности формирования личности заслуживает влияние школы. Развитие ребенка происходит непрерывно. Период обучения захватывает такие моменты, как детство, подростковый возраст и взросление. В это время человек находится в обществе и, соответственно, получает новые навыки и знания. Именно со школой у многих ребят связаны яркие воспоминания о первой дружбе, любви, о взаимоотношениях с педагогами.

От того, насколько теплой и дружественной является атмосфера в коллективе, будет зависеть, насколько ребенок будет доброжелательным. Коммуникативный опыт, полученный в школьные годы, нередко определяет степень доверия к окружающему миру.

Задача грамотного педагога — развить в учениках определенные качества их характера, направить на истинный путь, указать на ошибки. При этом очень важно не сломать личность в каждом из них. Все дети разные и требуют индивидуального подхода.

Некоторые черты характера нельзя оценить строго положительно или отрицательно. Если ученик не соответствует каким-то ожиданиям педагога, — это не повод переделывать подрастающую личность «под себя». Учитель ни в коем случае не должен унижать детей. Это просто недопустимо, так как оказывает негативное влияние на формирование характера. Иногда слишком агрессивный настрой педагога, открытое выражение антипатии вселяет в ученика чувство вины, прививает множество комплексов, но нередко это провоцирует ответную агрессию, и в тоже время укрепляет характер.

Чтобы воспитать школьников правильно, педагогам стоит уделять достаточное количество времени беседам с ними, совместному времяпровождению. Классный руководитель может взять на себя организацию походов в театр, в кино. Во время таких выездов школьники получают возможность узнать друг друга лучше, коллектив становится более сплоченным.

Воспитывать личность в человеке лучше совместными усилиями. В данном случае родители и педагоги преследуют одну и ту же цель и должны действовать сообща. Родительские собрания, беседы, психологические консультации помогают учителю больше узнать о семьях учеников. Полученная информация позволяет применить индивидуальный подход к воспитанию каждого школьника.

За период обучения у всех детей периодически возникают скрытые или открытые конфликты со сверстниками, учителями. Это совершенно нормально. Но очень важное значение имеет то, как каждый ученик научиться выходить из таких ситуаций. Умение погасить намечающуюся ссору, уладить противоречия — навыки, которые обязан привить в каждом учащемся школьный психолог. В детском и подростковом возрасте далеко не все ребята чувствуют себя уверенными. Еще одна задача педагогов — дать возможность ученикам почувствовать себя защищенными, указать на их положительные качества и рассказать о том, над чем нужно работать, как исправить собственные недостатки.

Семья и школа выступают последними бастионами в великом и благородном деле реальной защиты подрастающих поколений. Они выступают теми сферами жизнедеятельности детей, подростков, молодежи, в которых должна формироваться подлинная человеческая культура и, в частности, культура межличностного общения, пронизанная идеями любви к людям, их уважением. Задача обеспечения сотрудничества школы и семьи приобретает глобальное значение. Эта задача приобретает особую актуальность, если учесть, что некоторые семьи полностью отстранились от воспитания детей, а другие, сохраняя за собой эту функцию, с заметной долей недоверия относятся к школе.

По мнению педагогов наиболее распространенными проблемами в отношениях семьи, школы являются (в порядке значимости):

Безразличие к образованию детей и нежелание участвовать в школьных делах;

Чрезмерная занятость родителей материальными заботами, ведущая к сокращению времени внимания к воспитанию детей;

Низкий уровень доверия и даже негативное отношение к школьному воспитанию;

Низкий образовательный уровень родителей, как следствие, снижение культурных потребностей (в частности, в образовании) у них и у детей.

К сожалению, упрощение контактов семьи и школы немало затрудняет та тяжелая общая социально-экономическая обстановка, которая сложилась в обществе. В условиях углубления кризиса, негативно влияющего на состояние социокультурной среды, наблюдается разрушение семейных отношений, отчуждение детей и взрослых, родителей - от проблем детей, самоустранение от прямых родительских обязанностей, снижение общей культуры, элементарных этических норм. Все более заметными и ощутимыми становятся процессы деформации семьи. Это усугубляется отсутствием средств на организацию семейного досуга, на занятия физкультурой и спортом, оздоровлением детей.

В процессе коллективной творческой деятельности достаточно корректно и естественно осуществляется педагогическое воздействие школы ни семьи учащихся - непосредственное или опосредованное, через воспитанников и общественное мнение. Изучение особенностей воспитательного потенциала семей, оказание им квалифицированной психолого-педагогической помощи - на этой основе идет их сближение.

Совместная работа школы и семьи по формированию культуры межличностного общения, пронизанной идеями гуманизма, должна составить органическую часть их сотрудничества

Процесс обучения в школе как в образовательно-воспитательном учреждении создает возможности для реализации учащимися активности в сферах познания, предметно-практической деятельности и спорта.

Школа, как социально-психологическая группа, будучи социальным пространством контактов ребят, создает возможности для реализации или активизации в сферах общения и игры, частично - в других сферах жизнедеятельности.

Мера реализации этих возможностей связана во многом с тем, как интенсивно и с кем взаимодействует школьник. Многочисленные исследования показывают, что определенная часть учащихся не стремиться к взаимодействию в школе как в группе, а другие, не находя в нем удовлетворения по разным причинам сводят его к минимуму.

В школе дети приобретают жизненные опыт и знания, которые в большей части не вписываются во взаимодействие процесса обучения, оказываются не всегда пригодными для взаимодействия в группе. Часто полученные знания, опыт реальной жизни оказываются недостаточными для взаимодействия с окружающим миром. Формирование человека как личности требует от школы постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития.

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Учебно-воспитательный процесс - многогранное, структурно-сложное и внутренне противоречивое педагогическое явление, продукт взаимодействия и противостояния учащихся и учителей, воспитанников и воспитателей. Представление о нем требует постоянного уточнения, пересмотра некоторых его аспектов в соответствии с новыми вызовами, брошенным школьной практике переменами в обществе. Современная эффективная школа осуществляет направленную социализацию, целенаправленно содействует успешной адаптации молодежи. Говоря более конкретно, содействует осмыслению учащимися мира социальных отношений - основ конституционного строя, прав, свобод и ответственности человека и гражданина, закономерностей функционирования экономической системы, роли семьи в жизни общества и т.д. Обеспечивает «проигрывание» ролей учащимися основных социальных ролей (например, роли «гражданина», «коллеги»).Помогает учащимся вырабатывать некоторые самые необходимые социальные навыки - навыки сотрудничества, терпимости, преодоления трудных ситуаций. К чертам личности, которые формируются в процессе воспитания именно в стенах школы, можно отнести:

Ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим;

Честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность;

Наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость;

Инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим;

Способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избегание ненужного риска, содействует освоению подрастающим поколением самого сложного - искусства жизненной самоорганизации, которое в свою очередь предполагает целый ряд составляющих: выбор жизненных целей и построение реальных жизненных планов, выработку оптимальной жизненной тактики и принятие определенной модели жизненного успеха, преодоление неизбежных трудностей, неудач и творческий поиск смысла собственной жизни. Такая школа становится не только образовательным учреждением, но и особым институтом организованной социализации. Такая школа начинает выступать в роли активного субъекта молодежной политики.

В соответствии с клиническими наблюдениями последних лет детская и юношеская депрессия стали важной частью детской психопатологии. Депрессия у детей непосредственно затрагивает их чувствительность и ее проявления, связаны с психосоматической сферой и миром детских психозов.

Кроме того, она сопровождает многие физические заболевания, скрываясь под различными нарушениями в поведении, и сопровождается проблемами в обучении и неудачами в школе.

Школа в жизни ребенка

Чрезмерная частота или повторение неприятных переживаний, которые накапливаются в страхе, могут привести ребенка к депрессивному поведению, обострению ситуации беспомощности и незащищенности.

В контексте функционирования ребенка или подростка в школе эти опыты являются важным элементом развития подрастающего человека. Ибо уже с первых минут может увидеть качество его функционирования, способность к мотивации или ее отсутствие, отношения со сверстниками, учителями и т.д.

Имейте в виду, что школа – это второе по важности, после семейной среды, местом развития ребенка. Там он проводит значительную часть времени в течение дня, устанавливает контакты, получает опыт, учится, познает мир и т.д. Школа является очень важным элементом жизни молодого человека , поэтому так важна атмосфера в этом месте и обеспечение детям чувства безопасности.

С раннего детства в жизни человека возникают трудности. Их преодоление помогает развитию. Уже в ранней юности развиваются характерные для каждого ребенка, черты личности. Некоторые дети более общительные и зависимые от других. Это позволяет им быстро аклиматизироваться в группе.

У других развиваются такие черты характера, как застенчивость, малообщительность, скрытность, избегание конфликтов. Такие качества мешают налаживанию новых контактов и адаптации к новой ситуации.

Как школа влияет на риск развития депрессии

Школа так же, как и семья, представляет собой существенный «патогенный» фактор. Ведь маленькие дети проводят за партами большую часть дня. А попадание в садик, прежде всего, для детей в возрасте 6-8 месяцев, является для многих из них большим эмоциональным шоком.

С каждым годом...

Позже, когда они попадают в школу, то испытывают неуверенность, стресс с негативными последствиями, вызывающими трудности в обучении и в отношениях с некоторыми коллегами, отсутствие мотивации и доверия к самому себе. Падение школьных результатов после первых трех-четырех лет является одним из лучших показателей возможного появления депрессивных расстройств.

В каком-то смысле неудачи в школе сравнимы с безработицей у взрослых. Давно доказано, что школьные провалы могут вызвать появление депрессивного поведения в детстве. Школа является естественной средой, в которой ребенок самоутверждается через науку, местом, где интегрируется с людьми, подобными себе и общиной, в которой он пытается получить одобрение со стороны учителей и одноклассников. А школьные поражения блокируют многие из этих функций, и, кроме того, вызывают неблагоприятные последствия для его здоровья.

По мнению экспертов школа со своей одержимостью увеличения успеваемости значительно усиливает страх перед неудачами , который считается главной причиной беспомощности, проблем с социализацией и некоторых депрессивных симптомов . Большое количество внешкольных занятий забирает у детей и молодежи слишком много свободного времени.

Причины депрессии у ребенка

Среди многочисленных причин депрессии, связанных с функционированием ребенка в школьной среде, можно указать следующие:

  • отношения учитель-ученик (отторжение, неприятие учителем ребенка, отсутствие подкрепления положительных результатов при одновременном наличии отрицательных подкреплений и т.д.);
  • неудачи в школе (отсутствие интереса к урокам в школе, ухудшение результатов);
  • требования родителей, превышающие возможности ребенка, ожидания от ребенка реализации их несбывшихся мечт, навязывание своей воли;
  • плохие отношения со сверстниками (неодобрение со стороны сверстников, чувство одиночества, агрессивное поведение );
  • низкая самооценка ребенка (отсутствие веры в собственные возможности);
  • травматический опыт (хотя влияет на общее функционирование ребенка, безусловно, будет влиять на его функционирование в школьной среде);
  • перегрузка чрезмерным количеством уроков в школе.

Проблемы, связанные с началом обучения в школе

Период обучения является очень важным временем для молодого человека. Школа становится местом, где ребенок учится, заводит новые социальные контакты, познает свои возможности и развивает свои внутренние интересы.

Во время учебы в школе дети подвергаются на ряду трудностей. Школьные проблемы могут вызывать очень много внутренних проблем, которые, в свою очередь, могут быть причиной возникновения депрессии у детей .

Первые посещения школы являются серьезным стрессом в жизни ученика. Даже если малыш до сих пор ходил в детский сад, то это изменение места и политики среды становится тяжелой задачей. Стресс, вызванный этим событием может влиять на ухудшение настроения ребенка и вызвать нежелание посещать школу . Очень важна в это время роль родителей. Они обеспечивают ребенку поддержку и чувство безопасности.

Беседы с ребенком, понимание его сложностей и помощь, дают шанс на улучшение ситуации. Оставление ребенка одного со своими проблемами может вызвать углубление проблем. Дети, страдающие от психических расстройств, имеют эмоциональные проблемы.

Позиция родителей по отношению к этим первым трудностям, имеет очень большое значение в формировании уверенности в себе ребенка и формировании его взглядов. Ребенок, который имеет поддержку от родителей, в дальнейшей жизни будет эффективнее справляться с трудностями, чем ребенок, который этой помощи не получает.

Депрессия у детей вызывается, прежде всего, внешними факторами и имеет иные основания, чем депрессия у взрослых. Депрессивные расстройства имеют свою причину в контактах ребенка с окружением и семейных проблемах. Часто родители не обращают на такие изменения настроения ребенка внимания, связывая их с возрастом.

Школьные проблемы подростков и развитие депрессии

Проблемы в школе очень сложны молодого человека. Независимо от того, вызваны они давлением учителей, проблемами в науке, отсутствием признания со стороны одноклассников или чрезмерным требованиям родителей, все это приводит к появлению многих тяжелых эмоций.

Изменения, связанные с действием гормонов, ростом организма и переменами углубляют негативные чувства молодого человека и возводят каждую трудность в ранг неразрешимой проблемы.

Не следует, однако, недооценивать сигналов подаваемых ребенком. Для взрослых, такие трудности могут показаться банальными, но для подростка это действительно безнадежная ситуация. Появление проблем в школе может стать причиной ухудшения настроения и появление очередных трудностей.

Молодой человек может не видеть решения этой ситуации и попытаться уменьшить внутреннее напряжение. Распространенный способ справиться с трудностями является причинение себе вреда. Его ужасное проявление – членовредительство. Оно направлено на уменьшение внутренней боли через физические страдания.

Непонимание со стороны родителей и углубление проблем, связанных со школой, может привести к серьезным психическим расстройствам. Депрессия у подростков часто имеет трудный процесс. Упущение из виду изменений в поведении ребенка убеждают их в отсутствии поддержки со стороны семьи. Также игнорирование его сигналов и высмеивание проблем может привести к образованию сильных расстройства настроения. Очень тревожным симптомом депрессии у молодых людей являются мысли о самоубийстве. Психика молодого человека, еще не до конца сформирована и не в состоянии справиться со всеми трудностями.

Возрастающие школьные трудности и игнорирование этого состояния родителями или непонимание проблемы могут быть причиной возникновения у молодого человека депрессии. Ребенок должен иметь право на помощь специалистов, чтобы иметь возможность возвратиться к здоровью.

Школа сама не решит за родителей, всех трудностей и проблем, связанных с воспитанием. Интерес родителей к делам ребенка и его потребностям позволяет избежать сложных ситуаций и, как следствие психического расстройства.

Симптомы депрессии у детей

Если Вы замечаете изменения в функционировании ребенка, стоит обратить внимание на симптомы, которые могут указывать на появление депрессии:

  • тоскливое настроение – проявления печали, одиночества и пессимизма, плохое настроение, ребенок легко злится, часто плачет, его трудно утешить;
  • аутодепрессивные идеи – чувство бесполезности, чувство вины, желание смерти;
  • агрессивное поведение – трудности в межличностных отношениях, ссоры, враждебность, малое уважение к авторитету;
  • нарушения сна – тревожный сон , моменты бессонницы , трудности с утренним пробуждением;
  • ухудшение результатов в школе – постоянные жалобы со стороны учителей, слабая концентрация, слаба память, потеря привычных интересов к занятиям;
  • снижается социализация – изоляция, меньшее участие в жизни группы, уход из сообщества;
  • соматические болезни – головные боли, боли в животе, боли в мышцах, другие заболевания и беспокойство о здоровье , нарушение аппетита и/или изменения существующего веса;
  • потеря обычной энергии – потеря интереса к спорту и развлечениям, снижение физической и/или психической энергичности.

Нельзя недооценивать этих признаков. Следует как можно скорее принять меры, которые помогут преодолеть возникающие или уже существующие симптомы депрессии и помочь ребенку.

То, что переживают и испытывают в школе молодые люди, т.е. их жизнь в школе можно рассматривать как критический период развития их самооценки, самовосприятия и гигиенического поведения.

Эти факторы влияют на субъективно воспринимаемое ими общее состояние здоровья и удовлетворенность жизнью как настоящей, так и будущей.

В подростковом возрасте молодые люди переживают изменения не только в своем организме, но и в функционировании систем социальной поддержки, таких, как семья, школа и сверстники.

По мере того, как у людей развивается собственное достоинство и компетентность в учебной и социальной сферах, они утверждают себя как личности.

В учебной сфере одной из важнейших детерминант представления о самом себе является успеваемость, тогда как на развивающееся представление о себе в социальной сфере влияние оказывает признание и поддержка со стороны сверстников, особенно одноклассников.

Таким образом, поскольку школа является тем контекстом, в котором происходит большая часть взаимодействий между сверстниками и в котором оценивается академическая успеваемость, именно эта среда имеет решающее значение для развития в подростковом возрасте.

Благоприятная школьная среда (например, комфортный социальный климат, в котором есть поддержка со стороны сверстников) и успешная адаптация к школе (о чем свидетельствуют академическая успеваемость и низкие уровни стресса, связанного со школой) могут повысить ощущение успеха и компетентности, а это в свою очередь ведет к большему благополучию и большей удовлетворенности жизнью и меньшему количеству субъективных жалоб на здоровье.

И наоборот, отсутствие успехов в учебе и низкий уровень признания со стороны сверстников может привести к уменьшению положительных последствий для здоровья и увеличению проявлений рискованного поведения.

Соответственно, школьный контекст представляется одновременно и фактором риска, и ресурсом, обеспечивающим физическое, эмоциональное и социальное благополучие.

Результаты продольного исследования, проведенного Jessor и соавторами, показывают, что такие факторы, как хорошая успеваемость в школе (на которую указывает средний балл за каждый класс) и позитивное отношение к школе и друзьям (непричинение обид другим и неприятие обид со стороны других) защищают от формирования проблемного поведения.

Ведь в классе товарищи по учебе не принимают ни тех, кто обижает слабых, ни тех, кого обижают, у тех и у других хуже здоровье и они с большей вероятностью проявляют рискованное поведение.

Кроме того, причинение обид и издевательства коррелируют с низкой психосоциальной адаптацией.

Издевательства со стороны сверстников ведут к тому, что возникают внутренние проблемы (например, депрессия, ощущение беспокойства, соматические жалобы) и проблемы с внешним проявлением (такие, как агрессивность), и у жертв подрывается чувство собственного достоинства.

Возраст и пол также играют роль в определении того, какие факторы школьной среды негативно влияют на здоровье.

Когда главное внимание уделяется планам на будущее, осуществление которых зависит от академической успеваемости, это может вызывать стресс у учащихся старших классов, в то время как такой фактор, как неприятие сверстниками, может оказывать большое влияние на здоровье учащихся младших и средних классов.

Старшие школьники также, по-видимому, чувствуют меньшую удовлетворенность школой, чем младшие.

Что касается гендерных различий, то представительницы женского пола в течение всей жизни, по-видимому, больше, чем мужчины, опираются на свой круг социального общения во время стрессовых ситуаций; поэтому субъективное ощущение недостатка такой поддержки у лиц женского пола в подростковом возрасте может приводить к ухудшению субъективно оцениваемого здоровья и меньшей удовлетворенности жизнью.

Кроме того, главные детерминанты самооценки у девочек - это физическая привлекательность и социальное признание.

Субъективно воспринимаемая неудача в любой области может также иметь отрицательное влияние на общее состояние здоровья.

К тому же девочки могут быть больше, чем мальчики, подвержены как эмоциональным нарушениям, так и субъективным жалобам на здоровье.

Очевидно, что эти гендерные различия начинают формироваться в раннем возрасте.

Согласно теориям, субъективные жалобы на здоровье являются реакцией на стресс. Одним из потенциальных источников стресса у детей и подростков является школьная среда, т.е. учебные занятия и социальный климат (преподаватели, сверстники).

Неудовлетворенность школьной средой и связанная с нею низкая степень удовлетворенности жизнью могут частично отражать проблемы в приспособлении к школьным требованиям, таким, как требования в отношении успеваемости.

Напротив, положительное восприятие социального климата класса или школы в целом ассоциирует с наличием у подростка меньшего числа эмоциональных и поведенческих проблем.

По данным предыдущих исследований HBSC, молодые люди, сообщающие о более высоком качестве жизни и лучшем самочувствии, удовлетворены школой, чувствуют поддержку одноклассников и оценивают предъявляемые к ним требования как не слишком высокие.

Персистентные психосоматические симптомы в детстве могут быть результатом низкой академической и социальной компетентности и могут увеличить вероятность проблем во взрослой жизни.

Например, ощущение необъяснимых рецидивирующих болей в области живота в детстве является предвестником возникновения чувства тревоги и низкого уровня социального функционирования во взрослой жизни.

Кроме того, существенное влияние на здоровье оказывает самооценка.

Низкая самооценка позволяет прогнозировать неблагоприятные последствия для здоровья, тогда как высокие баллы самооценки служат указанием на благоприятные последствия, такие, как хорошее настроение и отсутствие соматических и психологических симптомов.

Таким образом, имеется множество фактических данных, свидетельствующих о том, что прочность и доброжелательный характер отношений, сложившихся в социальном контексте школы, могут хотя бы частично определять состояние здоровья индивидуума.

Старшим школьникам (и в целом мальчикам) школа обычно нравится меньше, и они оценивают свою академическую успеваемость ниже.

Поэтому при обсуждении и анализе зависимости между школьными факторами и здоровьем нужно принимать во внимание различия в переживаниях и восприятии школьной среды молодыми людьми, а также роль факторов возраста и пола в этих различиях.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!