Народный контроль возвращается? Положение о народном контроле энио россии Смотреть что такое "Народный контроль" в других словарях

В Госдуме рассматривается президентский проект федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»

Пришло время создавать условия, при которых коррупционеры, бюрократы, бракоделы, а также сами властные структуры, выполняющие контролирующие функции, не чувствовали бы себя неприкасаемыми и неподконтрольными народу, - считает В. Путин.

Глава государства не раз говорил о том, что главным критерием оценки эффективности власти, предоставляющей услуги гражданам, а также учреждений социальной сферы может быть только мнение самих граждан.

В советские времена таким критерием служил народный контроль. Он не давал покоя ни бракоделам, ни бюрократам, ни взяточникам, ни расхитителям социалистической собственности.

В народные контролеры записывались неравнодушные люди, которые не за деньги, а по совести боролись со всякими безобразиями.

Бумажная работа

По данным Министерства регионального развития, органы местного самоуправления являются объектом внимания со стороны 22 (!) контрольно-надзорных органов, осуществляющих более 40 видов контроля и надзора.

Как показывает практика, наибольшую активность в части контрольно-надзорных функций проявляют Роспотребнадзор, государственный пожарный надзор, прокуратура, органы земельного контроля, а также контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации.

«Запросы во многих случаях не вытекают из требований законодательства, - посетовал министр регионального развития РФ Игорь Слюняев на одном из совещаний у Президента. – Зачастую они касаются информации, которая, как правило, размещена на официальных сайтах муниципалитетов».

Некоторые контролеры ведут себя вызывающе, если не сказать нагло. Нередко для исполнения запросов проверяющие устанавливают крайне сжатые сроки – от двух часов до трех дней, по пустякам требуют целую гору отчетности. На ответы контролирующим организациям приходится задействовать большое количество госслужащих. Некоторые муниципалитеты вынуждены даже выделять для такой работы отдельные штатные единицы.

Основное требование контрольно-надзорных органов справедливо: муниципалитеты должны качественно и в срок в полном объеме осуществлять свои полномочия. Однако на практике реализация этого основополагающего принципа дает большой сбой.

Требования контрольно-надзорных органов, по оценке министра регионального развития, зачастую не помогают проверяемым исправиться, встать на путь истинный, а просто разоряют их, потому что несопоставимы с финансовыми возможностями муниципальных бюджетов. Взять, к примеру, Пряжинский район Республики Карелия, где проживает 17 тысяч человек. В 2011 году и в начале 2012 года его проверяли 50 раз! А объем средств, необходимых на устранение недостатков по итогам выявленных проверок и по предписаниям превысил 102 миллиона рублей. В то время как бюджет района всего-то 111 миллионов.

Такая картина довольно типична. В отдельных муниципальных образованиях ситуация близка к критической. Уже есть примеры, когда главы сельских поселений слагают с себя полномочия из-за того, что не хотят работать в таком режиме, бесконечно выплачивая штрафы за «невыполнение заведомо невыполнимых требований».

Проверки ради проверки

Представители муниципальной власти не раз жаловались Президенту на несистемное, а часто ничем необоснованное и навязчивое внимании к ним и к бизнес-структурам со стороны контрольно-надзорных органов. Подготовка формальных отчетов, справок, материалов для многочисленных проверок съедает массу времени, отнимает кадровые ресурсы в ущерб реальной, а не бумажной работе. Контролеры всех мастей как будто вынуждают думать, чем задобрить проверяющего. А что делать, когда приходится брать разрешение у СЭС на пользование Интернетом через «тарелку», а у пожарных заверять штатное расписание и разрешение на нахождения оборудования в офисе.

Отвечая на многочисленные жалобы с мест, глава государства счел нужным напомнить, что органы госконтроля и надзора выполняют очень важную функцию, особенно когда дело касается жизни, здоровья, безопасности граждан. И, понятно, что зачастую без контроля и надзора просто не обойтись. Но в то же время контролеры не должны тормозить работу проверяемых организаций. Никому не нужны проверки ради самих проверок, без всякого внятного результата.

В послании Федеральному Собранию глава государства призвал всех государственных контролеров публично отчитываться об итогах проверок, о достигнутом результате.

Достойной альтернативой проверяющим всех мастей должен стать общественный контроль, который можно будет теперь проводить как в одиночку, лично, так и в составе общественных объединений.

Создавать общественные наблюдательные комиссии, наблюдательные советы, общественные инспекции, группы и иные организационные структуры общественного контроля, согласно президентскому законопроекту, могут «общественные палаты федерального, регионального и местного уровней, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления».

Сферы, куда общественные контролеры могут направить свой пристальный взгляд, самые разные. Но прежде всего это, конечно, деятельность органов госвласти, местного самоуправления и других органов с публичными полномочиями.

Не закрытой для общественного контроля будут и такие области, как оборона страны, обеспечение ее безопасности и правопорядка. Общественники могут контролировать и деятельность правоохранительных органов, судов, систему исполнения наказаний, содержание детей-сирот и даже оказание психиатрической помощи. Но только в рамках соответствующих федеральных законов. При этом общественные контролеры призваны взаимодействовать с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Задачи у такого контроля тоже серьезные и многообещающие – развивать правосознание, повышать уровень доверия граждан к деятельности государства, оказывать содействие в предупреждении и разрешении социальных конфликтов, помогать государству реализовывать гражданские инициативы и бороться с коррупцией, способствовать эффективности деятельности органов власти, обеспечивать ее прозрачность и открытость... И много еще чего ждут от общественных контролеров. Но прежде всего того, что действовать они станут открыто и законно, руководствуясь принципами объективности, беспристрастности и добросовестности. А результаты общественного контроля будут достоверными.

Под защитой государства

Государство берет общественного контролера под свою защиту: никто не может воспрепятствовать проведению проверки, если она организована в рамках закона. В то же время народные контролеры не могут необоснованно вмешиваться в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

Недопустимо, согласно законопроекту, общественному контролю как-то влиять на деятельность политических партий. Впрочем, и партия тоже не имеет права мешать ему. Но в то же время в случае нарушения прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций, субъект общественного контроля вправе поставить перед соответствующими государственными и муниципальными органами вопрос об ответственности виновных должностных лиц.

Проект закона обязывает органы госвласти и местного самоуправления и другие организации, попавшие под общественный контроль, относиться к результатам проверок с вниманием и уважением, учитывать выводы, предложения и рекомендации. Их обязаны обнародовать.

А сама деятельность общественных контролеров должна быть открыта и доступна для граждан за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, персональные данные и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Отвечать перед обществом

Экс-председатель Счетной палаты Сергей Степашин назвал общественный контроль новой и даже новаторской формой государственно-частного партнерства, имеющей много граней и аспектов. Тем не менее, она, безусловно, очень актуальна.

Ведь в ближайшие годы нашей стране предстоит решать такие «бюджетоемкие» задачи как технологическое перевооружение и диверсификация экономики, развитие человеческого капитала, переоснащение Вооруженных сил и укрепление обороноспособности. Однако все это ни в коей мере не должно понизить планку социальных обязательств государства перед населением.

Напомнив об этом, Степашин сослался на положения Лимской декларации, согласно которой управление общественными финансами влечет за собой ответственность перед обществом. Более того, подотчетность современного государства перед обществом в финансовой сфере является сегодня обязательной нормой его функционирования.

Впрочем, Счетной палате России, равно как и высшим органам финансового контроля других стран, разъяснять это излишне. Потому что, как пояснил Степашин, «с одной стороны, они являются государственными органами, а с другой – институтами гражданского общества». В этом смысле деятельность Счетной палаты РФ в какой-то мере представляет из себя «синтез» государственного и опосредованно – общественного контроля, что совершенно естественно.

Специально для Столетия

Народный контроль

в широком смысле одна из основных социальных функций, которую в социалистическом обществе осуществляют трудящиеся как единственные и полноправные хозяева своей общественной жизни и выражающие их волю и интересы учреждения, входящие в политическую систему этого общества; функция, заключающаяся в надзоре за соблюдением государственными, хозяйственными, общественными организациями законности, требований трудовой, плановой, финансовой и других проявлений , за целесообразностью и эффективностью деятельности, использования материальных и трудовых ресурсов и т. д.

В специальном смысле Н. к. именуется существующая в СССР массовая организация, созданная специально для осуществления контрольных функций и сочетающая в себе государственные и общественные начала. Ее возглавляет Комитет народного контроля СССР, который работает под непосредственным руководством ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Его председатель назначается Верховным Советом СССР, а состав комитета утверждается правительством; в него входят представители партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и других организаций, рабочие, колхозники, служащие, работники печати, деятели науки и культуры. В советских республиках и в административно-территориальных единицах функционируют комитеты Н. к. ССР и АССР, краевые, областные, автономных областей, окружные, городские и районные. Комитеты Н. к. имеют сравнительно небольшой штат кадровых работников и создают из активистов отделы по отраслям хозяйства, науки и культуры, постоянные и временные комиссии. Все эти органы работают на общественных началах, их состав подбирается из числа наиболее авторитетных рабочих, колхозников, служащих, пенсионеров по рекомендациям партийных и общественных организаций. Основу системы органов Н. к. составляют работающие в полной мере на общественных началах группы и посты Н. к., которые образуются при сельских и поселковых Советах народных депутатов, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. Они избираются соответствующими Советами и трудовыми коллективами и осуществляют контроль непосредственно там, где ведется производственная деятельность. В целом в общественных органах комитетов Н. к. и особенно в его группах и постах занято около 10 млн. активистов.

Н. к. как институт представляет собой воплощение идей В. И. Ленина о массовом Н. к., на базе которых под его руководством была создана в первые годы Советской власти рабоче-крестьянская инспекция. Именно так, учил он, - на основе сочетания специального государственного аппарата с массовым участием трудящихся - должны осуществляться функции контроля в социалистическом обществе.

На основе ленинских принципов с учетом специфики современных условий строится и деятельность органов Н. к. Они проводят регулярные проверки, рейды, смотры на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях, а комитеты Н. к. проверяют также выполнение директив партии и правительства, государственных планов и заданий органами государственного и хозяйственного управления - соответствующих масштабам деятельности комитетов Н. к. того или иного уровня. Деятельность всех должностных лиц аппарата государственного управления, государственных предприятий, колхозов и иных кооперативных общественных организаций находится под взыскательным массовым контролем. В соответствии с ленинскими идеями главное в нем - помощь в улучшении работы проверяемых предприятий, организаций, органов управления, в устранении обнаруживаемых недостатков. Вместе с тем при выявлении серьезных нарушений государственной дисциплины, бюрократизма и волокиты, бесхозяйственности и злоупотреблений органы Н. к. применяют к виновным в этом должностным лицам меры общественного и правового воздействия - группы и посты Н. к. объявляют общественные порицания, передают материалы о выявленных недостатках и злоупотреблениях на рассмотрение коллективов и товарищеских судов, а комитеты Н. к., кроме того, налагают на виновных взыскания и производят денежные начеты на причиненный народному хозяйству материальный ущерб. Свою деятельность органы Н. к. строят на основе гласности, широко используя в этих целях печать, радио, телевидение. О результатах проверок и принимаемых по ним мерах они должны информировать коллективы соответствующих предприятий, организаций, учреждений. Комитеты Н. к. передают также при необходимости результаты, полученные в ходе проверок, в руководящие партийные и государственные органы и в прокуратуру, отстраняют от занимаемых постов должностных лиц за серьезные упущения в работе и ставят вопрос об увольнении перед вышестоящими по отношению к ним руководящими органами. Таким образом, и в использовании Н. к. мер воздействия проявляется сочетание общественных и государственно-правовых начал. Принципы и практика работы органов Н. к. показывают, что они выступают одним из важнейших институтов . Для миллионов граждан это замечательная школа участия в государственном управлении.

Органы Н. к. выступают активными помощниками партии и правительства в воспитании руководящих работников и всея трудящихся в духе высокой организованности, дисциплинированности, ответственности. Партийные организации, направляя работу органов Н. к., оказывают им всемерную поддержку и помощь. Руководство партии и советские законы гарантируют беспрепятственную деятельность народных контролеров. Любые попытки их преследования решительно пресекаются, а виновные в этом привлекаются к строгой ответственности вплоть до снятия с постов и предания суду.

В братских социалистических странах существуют подобные институты, также воплощающие в себе ленинские принципы массового Н. к. Но в конкретных формах организации и деятельности, объеме компетенции и прав, характере взаимоотношений с другими элементами политической системы общества в разных странах имеются свои особенности.


Научный коммунизм: Словарь. - М.: Политиздат . Александров В. В., Амвросов А. А., Ануфриев Е. А. и др.; Под ред. А. М. Румянцева . 1983 .

Смотреть что такое "Народный контроль" в других словарях:

    НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ - см.: Контроль. Государственный контроль …

    Народный контроль (Латвия) - «Народный контроль» (латыш. Tautas kontrole), до марта 2010 года «Нашей Латвии» (латыш. Mūsu Latvijai) политическая партия в Латвии. Учреждена в 2001 году. Участвовала самостоятельно в муниципальных выборах марта 2005 г., получив одно место … Википедия

    НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ В СССР - система органов нар. контроля в СССР. Впервые была организована по инициативе В. И. Ленина в форме Рабоче крестьянской инспекции (РКП). Ленин указывал, что перед системой контроля в социалистич. гос ве стоит цель: всю трудящуюся массу, и мужчин и … Советская историческая энциклопедия

    КОНТРОЛЬ - вид деятельности, осуществляемый в целях организации выполнения законов и иных нормативных правовых актов, указаний вышестоящих органов, соблюдения дисциплины, должного использования финансовых средств и имущества, организации работы с… … Энциклопедический словарь конституционного права

    контроль - , я, м. * Рабочий контроль. Контроль рабочих предприятия над производством и распределением продуктов; контроль представителей заводов над соваппаратом. ◘ Советская власть ввела на предприятиях, принадлежавших капиталистам, рабочий… … Толковый словарь языка Совдепии

    Контроль социальный - способ саморегуляции общественной жизнедеятельности, который посредством принятых в обществе социальных ценностей и норм обеспечивает упорядоченное функционирование всех ее компонентов. Основной функцией К. с. является постоянное воспроизводство… … Социологический справочник

    Контроль (книга) - Контроль

    Народный Совет Финляндии - или Народная делегация Финляндии (фин. Suomen kansanvaltuuskunta) финских левых и прежде всего социал демократических партий орган, названный в газете «Рабочий»(фин. Työmies) 29 января 1918 года правительством. Народный совет Финляндии начал… … Википедия

    Народный комиссариат финансов СССР - Народный комиссариат финансов (Наркомфин или НКФ) государственный орган РСФСР / СССР в ранге министерства, ответственный за проведение финансовой политики образованного советского государства в 1917 −1946 гг. История Первоначально образован… … Википедия

    Народный художественный университет - Краткая справка о деятельности Народного художественного университета в период с 2006 г. по июль 2009 г. Общие организационные вопросы. 1.1. Народный художественный университет, далее «университет», является базовой площадкой для… … Википедия

С целью развития системы информационного взаимодействия между гражданами, исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в Республике Татарстан с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обеспечения учета мнения граждан при совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления с апреля 2012 г. запущена и функционирует государственная информационная система Республики Татарстан "Народный контроль" (далее - система "Народный контроль").
Система "Народный контроль" - это сервис, направленный на решение актуальных и социально значимых проблем граждан по направлениям: социальная сфера, связь, бизнес, экология, дороги, автомобили, благоустройство и инфраструктура, жилищно-коммунальные услуги, сельское хозяйство, незаконные азартные игры, ошибки в названиях и надписях, которые требуют незамедлительного решения со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов. Любой житель республики может сообщать о волнующей его проблеме, указав ее местонахождение и приложив фотодоказательства.

В совокупности в системе "Народный контроль" рассматриваются обращения по 28 категориям, перечень которых установлен Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.08.2012 N 676 . Путем направления уведомления любой житель республики может внести свой вклад в улучшение благоустройства населенного пункта, качества дорог и связи, медицинского и социального обслуживания и т.д.
Основная цель системы - придать гласность проблемам населения на общедоступном ресурсе, а также создать механизм оценки гражданами эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Функционирование системы "Народный контроль" регламентируется Указом Президента Республики Татарстан от 01.06.2012 N УП-408 "О государственной информационной системе Республики Татарстан "Народный контроль" , Постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.08.2012 N 676 "Об электронном взаимодействии граждан, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан в рамках функционирования государственной информационной системы Республики Татарстан "Народный контроль", от 29.07.2013 N 528 и от 05.08.2013 N 548 "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.08.2012 N 676" , распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.08.2013 N 1559-р "О создании Межведомственной комиссии по функционированию системы "Народный контроль" и ее составе" .
Основные участники системы.

Пользователь - зарегистрированный в установленном порядке пользователь портала государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан, представивший уведомления по вопросам совершенствования социально-экономического потенциала республики, государственного и муниципального управления, качества оказания государственных, муниципальных и социально значимых услуг, направленные с использованием системы "Народный контроль".
Модератор категории - орган государственной власти Республики Татарстан, осуществляющий предварительную экспертизу и мониторинг хода рассмотрения уведомлений по соответствующей категории в лице ответственных должностных лиц.
Исполнитель - исполнительный орган государственной власти Республики Татарстан, территориальный орган федерального органа исполнительной власти по Республике Татарстан, орган местного самоуправления Республики Татарстан, а также иные организации и учреждения, ответственные за рассмотрение уведомлений в лице ответственных должностных лиц.
Главный модератор - Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан, осуществляющий модерацию в части мониторинга хода рассмотрения уведомлений независимо от категории в лице ответственных должностных лиц, а также обеспечивающий координацию взаимодействия пользователей системы "Народный контроль", исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан.
В 2013 г. запущена новая категория в системе "Народный контроль" - "Жилищно-коммунальное хозяйство", в которой рассматриваются обращения граждан по вопросам состояния дома и его инженерных систем, содержания подъездов, проведения текущего ремонта дома, качества услуг ЖКХ (сервис пилотируется на 14 управляющих компаниях г. Казани).
Согласно Положению о системе "Народный контроль", заявка должна быть решена по существу в течение 10 рабочих дней (ранее срок составлял 30 дней), заявка по категории "Жилищно-коммунальные услуги" - в течение трех рабочих дней.

Статистика.
По состоянию на 1 января 2014 г. всего в системе "Народный контроль" поступило 17594 уведомления, из них 9565 уведомлений решено (54%), по 2083 уведомлениям запланированы работы (12%), по 5049 - дан мотивированный отказ (29%), 897 уведомлений находятся в работе (5%).
За весь период функционирования системы "Народный контроль" пользователи системы активнее всего подавали уведомления по категориям "Благоустройство территории", "Организация дорожного движения", "Автомобили вне дорог, препятствующие проходу и/или проезду", "Общественный транспорт", "Жилищно-коммунальные услуги", "Мобильная связь" и "Свалки".
Показатели эффективности системы.
Оценка гражданами эффективности деятельности руководителей органов и организаций, рассматривающих заявки в Системе, оценивается следующими показателями:
- своевременность решения заявок пользователей;
- количество заявок, решенных по существу;
- количество положительных оценок пользователей решений органов исполнительной власти и местного самоуправления, а при негативной оценке таких решений - своевременная и адекватная реакция вышестоящих органов на бездействие и отписки.
Система "Народный контроль" обеспечивает реализацию механизма оценки гражданами эффективности деятельности должностных лиц, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления". Рассмотрение заявки прекращается присвоением статусов "Заявка решена" - при решении вопроса по существу либо "Мотивированный отказ" - при отсутствии финансирования или нормативных оснований для решения заявки по существу. Для снижения количества отказов в решении вышеуказанных вопросов зачастую необходимо не выделение дополнительных средств бюджета, а организация рационального использования текущего финансирования.
Главный модератор системы "Народный контроль".
С 5 августа 2013 г. Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан определен главным модератором системы "Народный контроль", осуществляющим модерацию в части мониторинга хода рассмотрения уведомлений независимо от категории, а также обеспечивающим координацию взаимодействия пользователей системы "Народный контроль", исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан.
Необходимость определения Главного модератора системы "Народный контроль" назрела давно, поскольку отсутствие координирующего органа негативно отражалось на работе системы. Зачастую уведомления необоснованно перенаправлялись между различными ведомствами и не находили своего решения, а отсутствие контроля за качеством рассмотрения уведомлений приводило к большому количеству формальных ответов без решения поставленных вопросов по существу. Кроме того, имелись многочисленные нарушения регламентных сроков рассмотрения уведомлений. Возложение функций Главного модератора системы "Народный контроль" на Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан является неслучайным, поскольку в целях реализации своих основных задач Уполномоченный вправе проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами Республики Татарстан, должностными лицами, государственными гражданскими служащими Республики Татарстан, муниципальными служащими проверку деятельности государственных органов Республики Татарстан, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. При этом Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан не заменяет функции того или иного органа власти, а дополняет существующие средства защиты прав и свобод, что повышает эффективность координации деятельности участников системы "Народный контроль" и позволяет осуществлять мониторинг качества рассмотрения уведомлений.
Помимо установленных законодательством полномочий Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, главный модератор обладает целым рядом инструментов, предусмотренных Положением о государственной информационной системе Республики Татарстан "Народный контроль". Это право возврата любого уведомления на повторное рассмотрение в случаях ненадлежащего исполнения, постановка уведомлений на "Особый контроль", установка сокращенного срока рассмотрения уведомления исполнителем, если это целесообразно.
В ходе ежедневного мониторинга факты "отписок" отбираются и в целях повышения качества рассмотрения уведомлений, а также исключения случаев "отписок" в Аппарате Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан с привлечением средств массовой информации регулярно проводятся совещания с ответственными исполнителями, в первую очередь по тем уведомлениям, где наблюдается негативная реакция пользователей системы.
По результатам совещаний вырабатываются способы положительного решения уведомлений, которым необоснованно присвоен статус "Мотивированный отказ", и способы ускорения решения уведомлений, которым присвоен статус "Запланировано".
В целях надлежащего исполнения Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.08.2012 N 676 "Об электронном взаимодействии граждан, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан в рамках функционирования государственной информационной системы Республики Татарстан "Народный контроль" Уполномоченным по правам человека в Республике Татарстан осуществляются проверки качества рассмотрения уведомлений с выездом по месту нахождения объектов, проводятся выездные совещания в муниципальных районах республики, а также ежемесячно проводятся заседания Межведомственной комиссии по функционированию системы "Народный контроль".
Межведомственное взаимодействие.
В целях создания механизма общественного контроля, изучения мнения и создания обратной связи с гражданами, мониторинга актуальных проблем населения и формирования единого информационного поля для обсуждения вопросов общественно-политической жизни распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан создана Межведомственная комиссия по функционированию информационной системы "Народный контроль" в составе представителей Главного модератора и модераторов категорий. Комиссия является постоянно действующим органом, работающим на общественных началах.
С августа 2013 г., с момента возложения функций главного модератора системы "Народный контроль" на Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, по декабрь 2013 г. проведено 2 заседания Межведомственной комиссии по функционированию системы "Народный контроль", 6 совещаний с модераторами категорий и ответственными исполнителями системы "Народный контроль" в режиме видеоконференции, осуществлено 14 выездов в муниципальные образования по месту нахождения объектов, проведено 14 совещаний в муниципальных районах по уведомлениям, поступившим в систему "Народный контроль", и 7 зональных обучающих семинаров с ответственными исполнителями всех муниципальных районов республики.
Для организации мониторинга и координации хода рассмотрения уведомлений привлекались депутаты Государственного Совета Республики Татарстан и общественные помощники Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан.
По фактам выявленных нарушений в деятельности должностных лиц в адрес их руководителей направлялись письма о применении в отношении лиц, допустивших нарушения при рассмотрении уведомлений, поступивших в систему "Народный контроль", мер дисциплинарного воздействия.
Ежемесячно информация о работе системы "Народный контроль" доводится до Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова.
Кроме того, с ноября 2013 г. активную помощь в продвижении системы "Народный контроль" оказывает Управление по работе с территориями Президента Республики Татарстан Аппарата Президента Республики Татарстан, куда главным модератором еженедельно направляется информация о нарушениях исполнительными комитетами муниципальных образований республики сроков рассмотрения уведомлений.
Противодействие коррупции.
Одним из преимуществ системы "Народный контроль" является ее прозрачность и открытость. Любой пользователь может в реальном времени отслеживать рассмотрение любой заявки, что практически исключает коррупционные риски и вызывает доверие пользователей.
Анализ показал, что в ряде уведомлений, поступивших в систему, можно усмотреть коррупционную составляющую.
Прослеживаются признаки коррупции в уведомлениях по категориям "Детские сады" и "Поликлиники и больницы". Так, например, в систему поступило два уведомления о том, что в детском саду N 351 Кировского района г. Казани с родителей собирают деньги на покупку мебели. Автор "Оксана Г." обратилась в "Народный контроль" в октябре текущего года (уведомление N 415830). Управлением образования г. Казани в указанном детском саду проведено служебное расследование, приняты меры. Однако поборы не прекратились, и уведомление автором было возвращено в работу.
По фактам, изложенным в уведомлении, специалистами отдела образования по Кировскому району г. Казани в детском саду N 351 г. Казани повторно проведена проверка с выездом на место. Изучены протоколы заседаний педагогического совета, инструкции, приказы, с исполняющего обязанности заведующего взята объяснительная. Установлено, что, по данным протоколов родительских собраний, вопрос о сборе фиксированных денежных средств на покупку мебели воспитателями не ставился. Вместе с тем родителями группы N 1 было принято решение о приобретении детских стульчиков для группы. В настоящее время родительским комитетом произведен возврат денежных средств. Исполняющему обязанности заведующего рекомендовано взять на контроль работу родительских комитетов групп в части недопустимости нарушения принципа добровольности при привлечении внебюджетных средств на развитие материально-технической базы детского сада.
Однако уже в ноябре 2013 г. обратился пользователь "Руслан Г." (уведомление N 448015) с сообщением, что в детском саду N 351 г. Казани вновь с родителей требуют деньги. В настоящее время уведомление (N 448015) находится в работе и взято на особый контроль.
Кроме того, информация по указанным уведомлениям направлена в Министерство образования и науки Республики Татарстан и прокуратуру Республики Татарстан для проведения соответствующих проверок. По результатам проверки, проведенной Министерством образования и науки Республики Татарстан, факты, изложенные в уведомлениях, поступивших в систему "Народный контроль", частично подтвердились. Установлено, что родительским комитетом группы раннего возраста детского сада было принято решение о сборе денежных средств на приобретение новой детской мебели (стульев) в группу и для подарков детям на дни рождения. Собранные денежные средства родительским комитетом возвращены родителям. Руководителем детского сада Т.М. Енакай издан Приказ по детскому саду от 18.11.2013 N 122 "О недопущении незаконных сборов средств с родителей (законных представителей) воспитанников". Проведены родительские собрания в группах по вопросам привлечения внебюджетных средств на развитие материально-технической базы учреждения, в т.ч. о прекращении сборов денежных средств родительскими комитетами групп. В настоящее время проект постановления Исполнительного комитета г. Казани о наложении дисциплинарного взыскания за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей на заведующего детским садом N 351 г. Казани Т.М. Енакай проходит согласование в установленном порядке. Прокуратурой Республики Татарстан проверка продолжается.
Аналогичные уведомления о поборах в детских садах содержатся в уведомлениях N 408810 (детский сад N 141 г. Казани), N 376877 (детский сад N 38 г. Набережные Челны), N 351495 (детский сад N 352 г. Казани), N 91187 (детский сад N 320 г. Казани).
По результатам рассмотрения ответственными исполнителями уведомлений по категории "Детские сады" Уполномоченным по правам человека были осуществлены выездные проверки. Проверки показали, что не все уведомления рассмотрены должным образом.
Так, например, по уведомлению N 135895 (отсутствие тепла в детском саду N 62 г. Казани) проверка показала, что здание детского сада нуждается в ремонте. Денежные средства на ремонт выделялись и частичный ремонт проводился, однако по материалам прокурорской проверки по факту проведения ремонта было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159 УК РФ ("Мошенничество") в отношении неустановленного лица. В настоящее время ведется следствие.
Также присутствует коррупционная составляющая в уведомлениях по категории "Поликлиники и больницы". В качестве примера можно привести уведомление N 367291. Автор заявки "Рамзиль Г." указывает, что в ГАУЗ "Городская клиническая больница N 16" за выдачу справки требуют деньги. Из комментариев пользователей следует, что сумма, взимаемая сотрудниками больницы за выдачу справок, всегда разная, подтверждающие оплату документы не выдаются. Министерством здравоохранения Республики Татарстан дан ответ, что администрацией больницы пересмотрен вопрос выдачи справок и дубликатов результатов обследования на платной основе.
Эти и другие примеры свидетельствуют о возможных коррупционных действиях со стороны ответственных работников данных организаций.
Таким образом, благодаря реализованному в системе "Народный контроль" функционалу (открытость, возможность оценки работы исполнителей, возможность возврата уведомления в работу и т.д.) система является не только механизмом широчайшего участия граждан в управлении экономикой и общественном развитии, но и может стать эффективным и действенным инструментом в предотвращении коррупции.

Литература

1. Указ Президента Республики Татарстан от 1 июня 2012 г. N УП-408 "О Государственной информационной системе Республики Татарстан "Народный контроль" // СПС "КонсультантПлюс".
2. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 августа 2012 г. N 676 "Об электронном взаимодействии граждан, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан в рамках функционирования государственной информационной Республики Татарстан "Народный контроль" (в ред. Постановлений от 29.07.2013 N 528 и от 05.08.2013 N 548) // СПС "КонсультантПлюс".
3. Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 августа 2013 г. N 1559-р // СПС "КонсультантПлюс".

В минувшую пятницу начальник ГУ МВД России по Самарской области генерал-лейтенант полиции Сергей Солодовников в Самарском государственном университете подписал соглашение о сотрудничестве с руководителем общественной организации «Союз потребителей» Эльнуром Гамбаровым, лидером зарождающегося в Самаре общественного движения «Народный контроль». Главная задача активистов организации - это выявление и пресечение фактов незаконной реализации алкоголя, что включает в себя продажу алкогольной продукции без сопроводительных документов, без лицензии, после установленного законом времени, несовершеннолетним, из нестационарного торгового объекта и без документов на землевладение. Работа «Народного контроля» осуществляется в непосредственном взаимодействии с сотрудниками органов внутренних дел.

Не прошло и двух дней после подписания соглашения, как представители созданной общественной организации уже показали себя в деле. Краткий инструктаж провел начальник отдела организации применения административного законодательства Управления охраны общественного порядка регионального МВД Александр Мязин. Подполковник полиции рассказал о задачах, стоящих перед общественниками, их правах, отметил, на какие моменты в работе им следует обратить особое внимание и напомнил о необходимости вежливого, корректного обращения с гражданами.

Представители общественного движения в светоотражающих жилетах с надписью «Народный контроль» совместно с сотрудниками полиции проверили торговые объекты в Кировском и Промышленном районах областного центра, в отношении которых неоднократно поступали жалобы от граждан о торговле алкоголем с нарушением законодательства. Проверено три магазина, два из которых располагались на улицах Ташкентской и один - на улице Земеца. Полицейские и общественники установили, что продажа алкогольной продукции в них осуществлялась без лицензии в нарушение действующего законодательства.

По данным фактам возбуждено 6 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ (Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения), санкция которой предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - до пятидесяти тысяч рублей, и по ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ (Нарушение правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции), что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц - до трехсот тысяч рублей. Во всех случаях продукция конфискуется.

Из незаконного оборота изъято 42,5 литра алкогольной продукции на общую сумму более 11 тысяч рублей.

«Мероприятия с привлечением активистов организации «Народный контроль» будут проводиться на постоянной основе, - отметил начальник отдела ОПАЗ Управления охраны общественного порядка регионального МВД Александр Мязин. - Помощь общественников будет заключаться в содействии полицейским по выявлению объектов незаконной розничной торговли алкоголем, в первую очередь, расположенных в многоквартирных домах, и будет направлена на пресечение данной незаконной деятельности».

Справочно : у самарской общественной организации «Народный контроль» в социальной сети «ВКонтакте» создана официальная

ПОЛОЖЕНИЕ

о народном контроле ЭНИО России

(контроль энергоинформационного обмена в России)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Народный контроль – общественный орган, созданный в целях зашиты конституционных и социальных прав граждан и борьбы с нарушениями прав потребителей товаров и услуг.

1.2. Настоящее Положение разработано на основании действующего законодательства в соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей». ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации. постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Всемирной Лиги специалистов ЭНИО. общественной организации народного контроля ЭНИО России.

1.3. Положение устанавливает единый порядок энергоинформационного контроля социальной и природной среды, состояния человека, сферы обслуживания населения:

За качеством товаров и соблюдением правил торговли и цен на предприятиях торговли,

общественного питания:

За качеством коммунального, бытового, медицинского, транспортного обслуживания

населения;

За качеством любой помощи населению;

форм собственности;

За качеством обслуживания в сфере здравоохранения;

За благоустройством территории жилой и производственной;

За соблюдением ГОСТов и стандартов, технологических процессов.

1.4. Работа народного контролера - эниоэксперта осуществляется на общественных началах.

1.5. Работа народного контролера может осуществляться индивидуально, в составе группы или группы народного контроля местного самоуправления, в контакте с органами власти, надзора и контроля, МВД, ФСБ, Прокуратуры. Судов.

1.6. Удостоверение народного контролера (эниоэксперта эксперта энергоинформационного обмена) утверждено Президиумом общественной организации контроля ЭНИО в России и выдастся Председателем организации контроля ЭНИО России.

1.7. Эниоконтролер имеет удостоверение. Сертификат Эниоэксперта. бланки Уведомления, нагрудный Знак.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ.

Группа народного контроля (народный контролер ЭНИО) представляет собой добровольную общественную организацию, основной задачей которой является:

2.1. Оказание помощи контролирующим органам и службам в организации действенного контроля за работой предприятий торговли, общественного питания, независимо от форм собственности, осуществляющих деятельность на потребительском рынке, коммунального, бытового, медицинского, транспортного обслуживания, в сфере здравоохранения, социальной и природной среды, содержанием жилищного фонда н благоустройством территории.

2.2. Проверка предприятий и учреждений торговли, общественного питания, здравоохранения, других объектов социально-бытового назначения на отсутствие отрицательной энергии и информации в реализуемой (изготавливаемой) продукции, технологии, в оказываемых услугах, могущих негативно влиять на человека и среду окружения, и которые должны быть направлены на защиту социальных прав населения,

защиту прав потребителей товаров и услуг, а также технологий, не работающих на положительную перспективу.

III. ПРАВА СПЕЦИАЛИСТОВ-ЭНИОЭКСПЕРТОВ.

3.1. Специалистам - эниоэкспертам предоставлено право в рамках действующего законодательства принимать участие в проверках, проводимых контролирующими органами администрации. налоговыми органами. МВД, ФСБ, Прокуратуры, другими контролирующими организациями или самостоятельно.

3.2. Участвовать в проведении контрольных закупок товаров.

3.3. Рассматривать по поручению администрации населенных пунктов, жалобы и обращения жителей на неудовлетворительную работу учреждений в сфере обслуживания и факты нарушения административного и общественного порядка.

3.5. Своевременно извещать руководителей соответствующих служб, администрации о недостатках, вскрытых на предприятиях и в учреждениях, обслуживающих население.

IV. ОБЯЗАННОСТИ ИНСПЕКТОРА НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ – СПЕЦИАЛИСТА – ЭНИОЭКСПЕРТА.

4.1. Специалисты – энноэкснерты обязаны:

Соблюдать действующее законодательство и нормативные акты;

Квалифицированно, честно, принципиально проводить проверки предприятий, учреждений и организаций, отдельных лиц. независимо от форм собственности.

4.2. Специалист – эниоэксперт, народный контролер составляет Уведомление (Акт) проверки в нескольких экземплярах. Один экземпляр Уведомления (Акта) остается у специалиста – эниоэксперта (народного контролера), другие передаются в соответствующие службы, администрации для принятия соответствующих мер.

4.3. Специалист – энноэкспсрт должен потребовать от лиц. допустивших нарушения, – письменное объяснение, которое прилагается к уведомлению (акту) проверки. В случае отказа от дачи объяснения, специалист – эниоэксперт (народный контролер) должен сделать об этом отметку в Уведомлении (акте) проверки.

4.4. Подготовить предложение по дополнительной проверке государственными контролирующими органами предприятий, учреждений, неоднократно совершивших нарушения.

4.5. При проведении проверок, контролер обязан предъявить Удостоверение специалиста – эниоэксперта.

4.6. Проверку проводить в составе не менее двух специалистов.

4.7. Обеспечить гласность работы в средствах местной массовой информации.

V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА-ЭНИОЭКСПЕРТА.

5.1. Эниоэксперт несет личную ответственность:

За нарушение действующего законодательства и нормативных документов;

За некачественное выполнение задания и сокрытие нарушений, выявленных в ходе проверки, вплоть до отстранения от исполнения обязанностей народного контролера, специалиста – эниоэксперта

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!