Цветоведение и колористика методические указания. Основы цветоведения и колористики - Аversin — ЖЖ. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА

Учебная программа дисциплины

Министерство по образованию Российской Федерации

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Институт сервиса, туризма и дизайна

Кафедра дизайна и искусств

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА

Учебная программа дисциплины

по специальности

070601.65 «Дизайн»

Владивосток

ББК 85.158.б

Учебная программа по дисциплине «Цветоведение и колористика» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

Предназначена студентам специальности 070601.65 «Дизайн».

Составитель: , доцент кафедры дизайна и искусств.

Утверждена на заседании кафедры дизайна от 01.01.2001 г., протокол № 15.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время актуальность дисциплины «Цветоведение и колористика» достаточно велика. Преподавание данной художественной дисциплины немыслимо вне связи с историей искусства и духовной культуры.

Необходимость введения дисциплины «Цветоведение и колористика» обусловлена потребностью в изучении колорита как важнейшего компонента окружающей человека природной и искусственной среды. Изучение данной дисциплины тесно связано с такими дисциплинами, как композиция, история искусств, история дизайна, проектирование в дизайне среды. Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для развития у них «глобального» цветового мышления, а также индивидуальных, творческих возможностей каждого.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.2. Цель и задачи учебной дисциплины

Целью настоящей дисциплины является формирование таких профессиональных качеств как умение самостоятельно превращать теоретические знания в метод профессионального творчества и способность выражать творческий замысел с помощью условного языка цвета.


Основные задачи дисциплины: ознакомление студентов с основными закономерностями цветовой композиции, привитие им профессиональных навыков работы с цветом в сочетании с любой формой и любым пространством, выработка у них «глобального» цветового мышления и развитие индивидуальных, творческих возможностей каждого.

1.2 Перечень компетенций, приобретаемых
при изучении дисциплины

Дисциплина направлена на формирование следующих профессиональных качеств: умение работать с цветом в сочетании с любой формой; способность и готовность к изображению объектов предметного мира, пространства на основе законов цветоведения и колористики.

1.3. Основные виды занятий и особенности
их проведения

Дисциплина «Цветоведение и колористика» общим объемом 204 час. изучается в течение 2-х семестров.

Лекции
(час)

Лаб. Занятия
(час)

Самост.
работа

Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение лабораторных занятий, выполнение курсового проекта .

Лекционный курс содержит основные понятия физических свойств цвета, вопросы символического значения цвета, его связи с формой и возможностями эмоционального воздействия.

Практический курс построен таким образом, что все основные теоретические понятия прорабатываются в упражнениях и заданиях. В связи с тем, что обучение теории композиции включает изучение основных видов формальной композиции (фронтальной, объемной, пространственной), курс «Цветоведения и колористики» содержит также цикл упражнений по изучению основных формообразующих свойств цвета, характеристик и приемов построения и выявления всех видов композиции с помощью цвета.

1.4. Виды контроля и отчетности по дисциплине

В университете установлены следующие виды контроля:

Текущая аттестация – регулярная проверка уровня знаний студентов и слушателей и степени усвоения учебного материала соответствующей дисциплины в течение семестра по мере её изучения (результаты СРС, выступлений на практических занятиях, тестирования по отдельным темам и т. п.);

Тема 10. Построение цветовой звезды И. Иттена. Построение гармоничных цветовых сочетаний.

Тема 11. Пространственные свойства цвета. Факторы, от которых за­висит пространственное действие цвета.

Тема 12. Форма и цвет.

Тема 13. Типы цветовых контрастов. Контраст цветовых сопоставлений, контраст светлого и темного, холодного и теплого, дополнительных цветов, цветового насыщения, цветового распространения, симультанный контраст.

Тема 14. Психологические свойства цвета. Особенности восприятия цвета (общие и индивидуальные). Функциональная пригодность цвета. Субъективные свойства цвета, связанные с различными ассоциациями.

Тема 15. Характеристика основных цветов Василия Кандинского. Классификация цветов по их психологическому воздействию. Восприятие человеком сложной цветовой среды.

Тема 16 .Символика цвета Природа символических характеристик. Формирование цветовой символики в различных культурах.

Тема 17. Сравнение цветовой символики разных народов (сходство, различие). Роль цветовой символики в современной цветовой культуре.

2.2. Перечень тем лабораторных работ

Тема 1. Выдача задания, подготовка литературы по теме, выполнение композиции. Построение 9-ти ступенчатой ахроматической растяжки.

Тема 2. Выполнение 2-х тоновой и 3-х тоновой ахроматических композиций;

Тема 3. Построение 4-х однотоновых хроматических растяжек.

Тема 4. Выполнение на их основе соответственно: 1-но тоновой, 2-х тоновой хроматических композиций.

Тема 5. Выполнение 3-х тоновой и 4-х тоновой хроматических композиций;

Тема 6.

Тема 7. Построение хроматического круга.

Тема 8. Выполнение выкрасок гармонических сочетаний 4-х групп родственных цветов.

Тема 9. Построение хроматической композиции на основе родственных сочетаний цветов;

Тема 10. Выполнение выкрасок гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов: диады, триады.

Тема 11. Построение композиции на основе одного из сочетаний родственно-контрастных цветов.

Тема 12. Выполнение выкрасок гармонических сочетаний контрастных цветов.

Тема 13. Построение контрастной композиции.

Тема 14. Построение цветовой звезды. И. Иттена.

Тема 15. Построение цветовой звезды И. Иттена.

Тема 16.

Тема 17. Построение гармоний по цветовой звезде И. Иттена.

3.1. Перечень и тематика
самостоятельных работ студентов по дисциплине

В качестве самостоятельной работы студентам предлагается выполнить задание по изучению цветовых закономерностей в природе.

3.2. Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа предусматривает ознакомление с существующими аналогами, поиск примеров гармоничных цветовых сочетаний природных и искусственных форм.

Закономерности цветового строя есть не что иное, как переработанные творческим сознанием художника некоторые закономерности действительности. Цветовая гармония, колорит, контрасты представляют собой абстракцию цветовых сочетаний, которые существуют в действительности и которые художник воспринимает, обобщает и интерпретирует по-новому или по-своему. В этом смысле действительность, природа являются источником, оригиналом.

В основе композиции должен лежать избранный природный образец (ракушка, лист дерева, цветок, кора дерева, перо птицы и т. д.) на основе которого проводится анализ цветовой природной гармонии.

Цель задания: научиться анализировать природные образы, раскладывая сложную цветовую гамму на простые составляющие.

Основная задача заключается в выполнении ряда цветовых растяжек и стилизованной композиции на основе цветового пятна.

Дисциплина «Цветоведение и колористика» занимает особое место в системе развития творческого мышления и художественно-проектного мастерства будущего дизайнера.

Влияние светоцветовой среды на жизнедеятельность человека, замеченное еще в далеком прошлом, остается предметом постоянного внимания и в наше время, что обусловлено стремлением к эстетизации окружающей людей обстановки. Трудно назвать область человеческой деятельности, к которой цвет не имел бы никакого отношения. Этим и объясняется столь сложный и синтетический характер науки о цвете. Предложенная литература поможет студентам разобраться и успешно решать поставленные учебно-методические задачи.

В книге Гармония цвета. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006 – рассмотрены основы теории цвета, способы и методы построения различных цветовых моделей. Теоретические положения подкреплены обширным иллюстративным материалом, позволяющим понять, как с помощью цвета можно передать различные состояния природы и эмоциональное настроение человека.

Композиция в дизайне: учеб. пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2006. посвящено раскрытию особенностей построения формальной композиции, составляющей важнейшую часть дизайнерского творчества. Раскрываются средства, приёмы и принципы этого построения. Даётся развёрнутый ряд методических указаний по практическому применению предлагаемого материала в учебном процессе.

В книге Цветоведение. – Минск: Высш. шк., 1984 с. сделана попытка собрать воедино разрозненные сведения о цвете как элементе культуры различных времен и народов и на этой основе воссоздать некоторую общую картину возникновения и развития науки о цвете, а также показать ее современное состояние.

Книга «Искусство цвета» Иоханнеса Иттена – швейцарского художника, крупнейшего исследователя цвета и одного из ведущих преподавателей Баухауза написана на основе наблюдений художника за цветом в природе и произведениях искусства различных времен и народов. Автор разбирает закономерности цветовых контрастов, цветовой гармонии и цветового конструирования. Книга адресована архитекторам и дизайнерам самых разнообразных сфер деятельности.

Книга Агранович – С., Литвиновой колористика: практикум. – Мн.: УП «Технопринт», 2002. – 122 с. Содержит сведения по основам цветоведения и колористики, позволяющие студентам изучить закономерности цветового воздействия на человека и применить эти знания при решении всего многообразия дизайнерских задач.

В учебном пособии Цвет в интерьере – изложены общие теоретические основы архитектурной полихромии в интерьере жилых и общественных зданий , а также даны рекомендации о практическом применении цвета в интерьере.

3.4. Контрольные вопросы
для самостоятельной оценки качества освоения
дисциплины

1. Что такое цвет. Определите его роль в жизнедеятельности человека.

2. Расскажите о символике цвета.

3. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов. Построение диады.

4. Назовите основные характеристики цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Расскажите о цветовом тоне, светлоте и насыщенности.

5. Назовите типы контрастов. Охарактеризуйте их.

6. Какую характеристику локальным цветам дает В. Кандинский.

7. Последовательный контраст. При каких условиях он возникает. Приведите примеры.

8. От чего зависит пространственное действие цвета. Проанализируйте возможность эффекта глубины в цветовых комбинациях.

9. Расскажите о формообразующих свойствах цвета.

10. Контраст цветов. Симультанный контраст. Условия возникновения и нейтрализации симультанного контраста.

11. Сколько цветов различают в спектре. Что получается, если подавлен один из цветов спектра. Почему? Объясните суть открытия И. Ньютона.

12. Гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов. Расскажите о специфических особенностях пар дополнительных цветов.

13. Расскажите о психологии воздействия цвета на человека.

14. Однотоновые гармонические сочетания. Три условия построения ахроматических композиций.

15. Расскажите о субъективных характеристиках цвета, связанных с различными ассоциациями.

16. Хроматический круг. Порядок образования. Первичные, вторичные цвета.

17. Построение трехтоновых ахроматических композиций.

18. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов по цветовому кругу. Построение триад. Какие фигуры участвуют в их образовании.

19. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов по цветовому кругу. Построение гармонических сочетаний из 4-х компонентов цветового круга.

20. Объясните строение и работу глаза. Почему глаз воспринимает определенный диапазон волн.

21. Перечислите факторы, влияющие на восприятие цвета.

22. Расскажите о взглядах на гармонию художников прошлого.

23. Какова роль света в жизнедеятельности человека. Какие вы знаете.

24. Какие существуют оптические методы образования цвета.

25. Систематизация цветов В. Оствальда (двойная пирамида). Расскажите о цветовом шаре Отто Рунге.

26. Для чего дизайнеру необходимо знание психологических свойств цвета.

27. Расскажите о гармонических сочетаниях теневых рядов в композиции.

28. Цветовая звезда И. Иттена. Принцип построения.

29. Какую разновидность гармонии имеют ввиду, когда говорят о колорите?

30. Построение цветовых гармоний по цветовой звезде И. Иттена. Какие фигуры участвуют в образовании гармоний.

31. Какие цвета в оптической смеси дают ахроматический тон. Расскажите об их свойствах.

1. Колористика: цвет-ключ к красоте и гармонии. Издательство: Ниола-пресс, 2013 г.

2. Иттен Иоханнес: искусство цвета 9-е издание. М.: Издательство: Д. Аронов, 2014 г.

3. Кравцова цветоведения: учебно-методическое пособие/ , . – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002 – 64 с.

4. Устин в дизайне: учебное пособие / . – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 239 с.

4.2. Дополнительная литература

1. Степанов в интерьере / . – К.: Вища шк. Головное изд-во, 1985.-184 с.

2. Власов композиции декоративно-прикладного искусства / . – СПб.: Образование, 1997

3. Чидзиева Хидеяки: гармония цвета, руководство по созданию цветовых комбинаций: пер с англ./ . – М.: АСТ», 2003. – 142 с.: ил.

4. Цветовая гармония интерьера / Советы профессионалов: пер с англ. 2000. – 128 с.

4.3. Полнотектовые базы данных

1. Национальный цифровой ресурс «РУКОНТ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rucont. ru/

2. Электронная библиотека BOOK. ru [Электронный ресурс]/ ЭБС BOOK. ru. Режим доступа: http://www. book. ru/

3. ЭБС «Университетская библиотека online» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. biblioclub. ru/

4. Электронная библиотечная система eLIBRARY. RU [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aclient. integrum. ru/

5. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Ахроматические цвета – цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте.

Блестящие поверхности – поверхности, имеющие блики, кажущиеся с различных направлений различно яркими.

Восприятие – субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины "образ восприятия", "перцептивный образ"); процесс формирования этого образа (употребляются также термины "перцепция", "перцептивный процесс").

Выразительность – качество художественного произведения, связанное с умением художника заострить, подчеркнуть характерное в изображаемом явлении, сконцентрировать его с целью воздействия на зрителя.

Гармония (от греч. "harmonia" – "связь", "стройность", "соразмерность").

Цветовая гармония – закономерное сочетание цветов на плоскости, в пространстве, вызывающих положительную психологическую оценку с учетом всех их основных характеристик: цветового тона, светлоты, насыщенности, формы, фактуры и размера. Выделяют следующие признаки цветовой гармонии: связь, единство противоположностей, мера, пропорция, равновесие, ясность восприятия, возвышенное, прекрасное, целесообразность, порядок.

Доминанта (от лат. "преобладание", "господствование") цветовая – это преобладание какого-либо цвета в работе, выбранного для определенных целей. Например, для создания и передачи настроения, времени суток, поры года. Доминирующий цвет воздействует на зрителя совместно с композицией.

Декоративность – качественная особенность произведения искусства, определяемая его композиционно-пластическим и колористическим строем.

Динамика цветовая – это отношения нарастания, усиления какого-то качества цвета.

Цветовое зрение, цветовосприятие – способность глаза различать цвета, то есть ощущать отличия в спектральном составе видимых излучений и в окраске предметов.

Иррадиация – кажущееся изменение площади цветового пятна, окруженного фоном, отличающимся от пятна по светлоте.

Колористика (от латинского "Color" – цвет) – раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.

Колорит (итал."Сolorito", от лат. "Color" – краска, цвет) – система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующая эстетическое единство. Колорит – важнейший компонент художественного образа. Колорит является одним из средств художественной выразительности в произведении искусства, т. к. отражает индивидуальность и внутреннее состояние художника, его эмоционально-эстетическое отношение к предмету изображения. Выделяют следующие основные виды колорита: разбеленный, зачерненный, приглушенный, насыщенный.

Комбинаторика (от лат. "соединять") – тип упражнений в которых различные сочетания, составляются из заданных элементов (напр. цветовых) по определенным условиям

Константность восприятия – тенденция воспринимать устойчивыми и неизменными предмет, его размеры, форму, светлоту, цвет независимо от происходящих с ним изменений (удаление от зрителя, изменение освещения, влияние среды и др.).

Контраст (от французского "соntraste") – резко выраженная противоположность. Контраст – сопоставление двух противоположных качеств, способствующее их усилению. Контраст – мера индукции (см. индукция), т. е. мера различия цветов. Большой контраст – большое влияние цветов друг на друга. Чем больше контраст, тем больше индукция. Контрасты разделяются на два вида: ахроматические и хроматические (цветовые). Темное пятно рядом со светлым представляется еще более темным, и наоборот, светлое от соседства с темным как бы светлеет (ахроматический контраст). Если расположить рядом два дополнительных цвета, их цветовая насыщенность будет более интенсивна (хроматический контраст).

Круг цветовой – система цветов, в которой цветовое многообразие упорядочено на основании объективной закономерности. Он может быть использован как инструмент для ориентировочного расчета результатов смешения цветов, для определения интервалов между цветами при подборе сочетаний.

Локальный цвет – цвет, характерный для данного предмета (его окраска) и не претерпевший никаких изменений. В действительности так не бывает. Предметный цвет постоянно несколько изменяется под воздействием силы и цвета освещения, окружающей среды, пространственного удаления и называется он уже не локальным, а обусловленным. Иногда под локальным цветом подразумевают не предметный цвет, а однородное пятно обусловленного цвета, взятого в основных отношениях к соседним цветам, без выявления мозаики цветовых рефлексов, без нюансировки этих основных пятен.

Матовые поверхности – поверхности, диффузно отражающие свет, кажущиеся одинаково яркими с различных направлений

Моделировка – в изобразительном искусстве: передача объемно-пластических и пространственных свойств предметного мира посредством светотеневых градаций (живопись, графика) или соответствующей пластикой трехмерных форм (скульптура и рельеф). Моделировка обычно осуществляется с учетом перспективы, в живописи же, с помощью неразрывно связанных со светотенью цветовых градаций.

Насыщенность цвета – степень отличия хроматического цвета, от равного по светлоте ахроматического, измеряемая числом порогов различения n от данного цвета до ахроматического.

Нюанс (франц. "nuance" – "оттенок", "переход") – тонкий переход одного цветового тона в другой, одной светотеневой градации в другую. Совокупность оттенков (нюансировка) применяется для достижения более тонкой моделировки объекта изображения.

Одновременный контраст – изменение цвета под влиянием окружающих цветов.

Основные цвета – три цвета (красный, зеленый и синий). Путем смешения этих трех цветов можно получить наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых тонов.

Отношения цветовые – это количественные различия между цветами во всех их характеристиках, во всех их свойствах (по яркости, тону, насыщенности, плотности и др.).

Оттенок – небольшое отличие в красках по светлоте, насыщенности и цветовому тону.

Поверхностный цвет – цвет, воспринимаемый в единстве с фактурой предмета; как правило, это почти всегда цвет переднего плана. Поверхностный цвет позволяет отобразить свойства поверхности предмета с наибольшей достоверностью.

Пограничный контраст – цветовой контраст, наблюдаемый по граням соприкосновения цветовых пятен.

Плоскостной цвет – принадлежащий какой-либо поверхности, особенности фактуры которой не ощущаются глазами. Например, цвет стены на заднем плане.

Последовательный контраст – изменение цвета в результате предварительного воздействия на глаз других цветов.

Пространственный цвет – бесфактурный цвет, характеризующий предметно-пространственные ситуации. Например, цвет удаленных объектов и среды (небо, вода), пленэрная живопись, валёры.

Пурпурные цвета – цвета, получающиеся от смешения крайних спектральных – красного и фиолетового.

Равновесие цветовых пятен – это такое их соотношение, которое вызывает впечатление устойчивости всего цветового построения.

Ритм – равномерное расположение размерных элементов, порядок, сочетание линий, объемов, плоскостей цветовых оттенков. Ритм – это одна из особенностей композиционного построения произведений. Простейший вид ритма представляет собой равномерное чередование или повторение каких-либо частей (предметов, форм, цветовых пятен и т. д.). В произведениях искусства проявление ритма бывает более сложным. Здесь он часто способствует созданию определенного настроения в картине, благодаря ему достигается большая целостность и согласованность частей композиции, усиливается её воздействие на зрителя.

Цветовой ряд – это последовательность цветов, у которой хотя бы одна характеристика общая, а остальные изменяются. Выделяют следующие виды рядов: ряды по яркости (светлоте); ряды по насыщенности (чистоте); ряды по цветовому тону.

Свет – лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. Свет – элктромагнитное волновое движение.

Светлота – степень отличия данного цвета от черного, измеряемая числом порогов различения n от данного цвета до черного. Светлота – это признак, определяющий цвет как светлый или темный. В цветовом круге наибольшей светлотой обладает желтый цвет, а наименьшей – фиолетовый.

Синестезия (от греч. "synaisthesis" – "соощущение") – явление восприятия, когда при раздражении данного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другим органам чувств. Например, при звуках музыки возникает ощущение цвета, или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные или вкусовые ощущения и т. д.

Спектр – последовательность цветов, на которые разлагается световой поток, проходящий через призму. Впервые получен И. Ньютоном.

Статика цветовая – частный случай равновесия, для которого характерна полная остановка движения, состояние покоя или неподвижности.

Теплые цвета – цвета красные, краснооранжевые, оранжевые, желтооранжевые, желтые и желтозеленые.

Тон цветовой – качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных или пурпурных. Цветовой тон – это качество цвета, позволяющее дать ему название (красный, синий и т. д.). Измеряется длиной волны преобладающего в спектре данного цвета излучения. Ахроматические цвета не имеют цветового тона.

Фактура (лат. "faktura" – "обработка", "строение") – характер поверхности художественного произведения, ее обработки.

Холодные цвета – цвета голубозеленые, голубые, голубосиние, синие и синефиолетовые.

Хроматические цвета – цвета, обладающие цветовым тоном, к ним относятся все спектральные и многие природные цвета.

Цвет – ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии на него света. Цвет – свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра. Цвет (от лат. "color" – "цвет") – один из основных средств изобразительного искусства, который в единстве со светлотою передает материальные свойства, (качества) предметного мира.

Цветоведение – это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии и смежных с ними, изучающих природный феномен цвета, и совокупность данных философии, эстетики, теории и истории искусства, этнографии, филологии, теории и истории литературы, изучающих цвет как явление культуры. Круг наук, на которых базируется цветоведение расширяется, со временем в него добавляются химия, биология, педагогика и т. д.

Цветовая композиция – это сочетание цветовых пятен на плоскости, в пространстве, организованное в определенной закономерности и рассчитанное на эстетическое восприятие. Выделяют четыре типа цветовых композиций:

ü полярная, которая строится на двух контрастных или дополнительных цветах;

ü трехцветие, в которой основными являются три хроматических цвета;

ü многоцветие, которое строится на четырех и более цветах.

Чистота цвета – доля чистого спектрального в общей яркости данного цвета. Самые чистые цвета – спектральные. По отношению к краскам чистоту цвета определяют как долю чистого пигмента данного цвета в красочной смеси.

Шкала цветовая равноступенчатая – ряд тонального перехода, идущего по степени равномерного возрастания или убывания какого-либо цветового качества.

Эффект Пуркине – изменение относительной яркости цветов при усилении или ослаблении освещения.

– При очень больших яркостях (соответствующих прямому солнечному свету в южных широтах) цветовой тон сохраняется без существенных изменений только у желтого и голубого, остальные "выцветают".

– Спектр нормальной яркости (соответствует рассеянному дневному освещению). Ясно различаются все цвета.

– При сильном потемнении различаются только три основных цвета: красный, зеленый и синий.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

(«УГУЭС»)

КАФЕДРА ФИЗИКИ

Доломатов М.Ю., Шуляковская Д.О., Кисмерешкин С.В., Еремина С.А.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО КУРСАМ «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ», «КОЛОРИСТИКА»

РИО УГУЭС

УДК 677.027.001.5(035)

М.Ю. Доломатов, Д.О. Шуляковская, С.В. Кисмерешкин, С.А. Еремина Методическое пособие для выполнения лабораторных работ по курсам «Цветоведение», «Колористика». Методическое пособие. Уфа: РИО Уфимск. гос. университет экономики и сервиса, 2015 – 56 с.

В методическом пособии представлено руководство по выполнению лабораторных работ по курсам «Цветоведение» и «Колористика» для студентов ВУЗов таких специальностей как химическая технология, дизайн, компьютерная графика и компьютерный дизайн, полиграфия, текстильная промышленность, технология красителей и пигментов. Лабораторные работы посвящены практическому освоению основных законов оптики и теории цвета. Методическое пособие включает краткие теоретические основы по изучению систем цветовых измерений и рекомендации по проведению исследований окрашенных объектов, текстильных материалов, полиграфической продукции, анализу контраста и ахроматических пределов цвета.

Рецензенты

ШАПИРО С.В., д-р. техн.наук,

профессор кафедры «Физика»

Доломатов М.Ю., 2015

Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015

Лабораторная работа №1. ПРОВЕРКА ПЕРВОГО ЗАКОНА ГРАССМАНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА. КОЛОРИМЕТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ RGB И XYZ НА ОБРАЗЦАХ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ... 4

Лабораторная работа №2. АХРОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДЕЛЫ ЦВЕТА.......................

Лабораторная работа №3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПТИЧЕСКОГО КОНТРАСТА ПО

ЦВЕТУ, ЯРКОСТИ, НАСЫЩЕННОСТИ......................................................................

Лабораторная работа № 4. РАСЧЕТ ЦВЕТОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В КОЛОРИМЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ XYZ .. 18

Список литературы............................................................................................................

Вопросы для подготовки к зачету...................................................................................

Темы для рефератов..........................................................................................................

Приложение 1.

Цветовой график (локус) системы ХYZ для равноэнергетического

источника E ........................................................................................................................

Приложение 2.

Цветовой круг.........................................................................................

Приложение 3.

Цветовой график (локус) системы ХYZ..............................................

Лабораторная работа №1. ПРОВЕРКА ПЕРВОГО ЗАКОНА ГРАССМАНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА. КОЛОРИМЕТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ RGB И XYZ НА ОБРАЗЦАХ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Цель: Проверить первый закон Грассмана. Изучить колориметрические системы RGB и XYZ

1. Определить составы цветов исследуемого объекта с использованием графического редактора Microsoft Paint.

2. Определить яркость цветов с использованием графического редактора Microsoft Paint.

Краткая теория

Законы Грассмана

В результате изучения аддитивного смешения цветов великим немецким математиком Г. Грассманом, основателем современной алгебры, в 1856 г. сформулированы три закона образования цвета.

Первый закон . Любые четыре цвета находятся в линейной зависимости, хотя существует неограниченное число линейно независимых совокупностей из трех цветов (триад). Иначе говоря, каждый цвет может быть выражен через три линейно независимых цвета, а количество триад линейно независимых цветов бесконечно велико.

Линейно независимые цвета – три цвета, каждый из которых не может быть получен смешением двух других.

В данной лабораторной работе линейно независимым цветам F1 , F2 , F3 будут соответствовать красный (R - red), зеленый (G - green) и синий (B - blue) цвета соответственно. В нашем случае закон (1.1) может быть записан:

также непрерывное изменение составных цветов.

Этот закон делает невозможным существования какого-либо отдельного цвета, не примыкающего непосредственно к цветам смешиваемых излучений.

Третий закон. Цвет смеси зависит только от цветов смешиваемых компонентов и не зависит от их спектральных составов.

Составные цвета триад также могут быть сложными, но это не играет роли при образовании сложного цвета. Из этого закона следует: если каждый из двух цветов, смешивающихся с третьим, то не зависимо от спектрального состава излучений этих двух цветов, результирующий цвет в обоих случаях будет одинаковым.

Исключения из законов Грассмана:

1. Не выполним для цветов различной светлоты и насыщенности.

2. Не выполним в мощных монохроматических излучениях, например, в лазерном излучении.

3. Не выполним, если поверхность материала химически взаимодействует с красителями.

4. Не выполним, если потоки складываемых излучений вызывают фотохимические изменения поверхности материалов.

5. Не выполним, если красители или пигменты химически взаимодействуют между собой. Законы Грассмана имеют физиологическую основу. Цветовое зрение человека связано с

наличием трех типов клеток - колбочек в сетчатке глазного дна. Эти колбочки содержат пигменты, максимумы спектральной чувствительности которых соответствуют 450 нм (синий), 550нм (зеленый) и 630 нм (красный). Все многообразные цвета воспринимаются человеком через смешение излучений этих трех компонентов в различных пропорциях. Например, чтобы получить оранжевый цвет, необязательно воспроизводить его тон - длину волны в электромагнитном спектре. Достаточно создать суммарный спектр излучения, который возбуждает колбочки сетчатки глаза так же, как оранжевый цвет.

Законы Грассмана являются теоретической базой современных колориметрических и компьютерных систем измерения цвета.

Колориметрическая система RGB

Цветовая модель RGB описывает излучаемые цвета и является основной для компьютерных цветовых систем. Базовыми являются три излучения - красный , зеленый , синий

(от англ., нем. red, rot - красный; green, grun - зелѐный; blue, blau - синий, голубой).

В модели RGB все цвета выражаются как результат аддитивного смешения красного, зеленого и синего цветов в различных пропорциях. Цветовая система RGB (1931) использует треугольник Максвелла (рис. 2.1). Треугольником Максвелла называют равносторонний треугольник, на вершинах которого лежат цветовые потоки, соответствующие основным цветам.

Свойства треугольника Максвелла системы RGB:

1. Вершины треугольника соответствуют трем основным цветам RGB.

2. В вершинах треугольника расположены источники красного, зеленого и синего излучения со следующими характеристиками: R =700,1 нм, G =546,1 нм, B = 435,8 нм. При этом красный цвет выделяется красным светофильтром из спектра вольфрамовой лампы накаливания; зеленый соответствует линии e в спектре ртутной лампы; синий - линии g в спектре ртутной лампы.

3. Все цвета, которые могут быть получены смешением основных цветов, в соответствии с законом Грассмана лежат на сторонах и внутри треугольника Максвелла.

4. Область белого цвета на треугольнике соответствует не только центру тяжести треугольника, но и равному вкладу зеленого, синего и красного цветов.

Рис. 1. - Треугольник Максвелла как основа системы RGB

Цветовой треугольник Максвелла позволяет количественно рассчитать эффект смешения любых красителей и любых монохроматических и сложных цветовых лучей. Самая большая площадь, которая может быть охвачена в треугольнике, для передачи изображения соответствует компьютерным мониторам и цветному телевидению. Самая низкая возможность передачи цвета соответствует красителям, полиграфическим краскам и текстильным красителям. В персональных ЭВМ для передачи цвета используется один октет из 8 бит (R, G, B), значения которого обозначаются целыми числами от 0 до 255 включительно. Все популярные дизайнерские пакеты построены на этой основе воспроизводства цвета, в частности, Microsoft Paint, Adobe Photoshop, CorelDraw и т. д. Например, чѐрному цвету соответствует комбинация цифр - (0,0,0), белому -

(255, 255, 255), ярко-оранжевому (242, 105, 53), насыщенному желтому (222, 211, 33).

Вычисление цветового модуля m=R+G+B и трехцветных координат цветности в системе

r = R/m; g = G/m; b = B/m.

Недостатком системы RGB является то, что кривые сложения системы имеют отрицательные участки (отрицательные количества основных цветов), что создает трудности при расчете ряда спектральных цветов. В связи с этим, в 1931 г. в качестве стандарта измерения цвета МКО приняла систему XYZ, в которой отсутствовали недостатки системы RGB.

Колориметрическая система XYZ

Были введены условные цветовые координаты X, Y, Z. В отличие от кривых цветности координат системы RGB, все цветовые координаты были положительны, поэтому расчѐты цвета упрощались.

Вместо треугольника Максвелла, в системе XYZ используют преобразованный цветовой треугольник более удобной формы для представления цвета (рис. 2).

Рис. 2 - Цветовой график (локус) системы ХYZ для равноэнергетического источника E Существует возможность перехода из колориметрической системы RGB в XYZ и обратно

согласно известному в колориметрии преобразованию:

колориметрической системе это sRGB. Преобразование координат цвета из колориметрической системы sRGB в XYZ представлено ниже:

Основные характеристики цвета

Согласно современным представлениям, цвет определяется:

соотношением отражающей и поглощающей способности поверхности и химической природы пигментов, которыми покрыта поверхность;

свойствами источников излучения;

цветовым зрением человека.

Несмотря на многогранность цветовых явлений, в современной колориметрии хроматические цвета характеризуются тремя основными колориметрическими свойствами: цветовым тоном (λ ), чистотой или насыщенностью (P ), яркостью (B ) или светлотой (L ). Яркость определяется для характеристики цвета светящихся тел, светлота (или относительная яркость) – для характеристики цвета несветящихся тел. Рассмотрим эти величины более подробно.

Цвет, аналогичный цвету любого сложного излучения, может быть получен путем смешения определенного монохроматического излучения с белым светом.

Цветовой тон хроматического цвета – длина волны такого монохроматического излучения, смешение которого в определенной пропорции с белым обеспечивает получение цвета, тождественного в визуальном отношении данному. Цветовой тон можно определить по цветовому кругу (применяя транспортир), при этом цветовой тон он будет выражен в градусах.

Чистота (насыщенность) – колориметрическая величина, показывающая степень выражения цветового тона в данном цвете. Чистота цвета Р в процентах равна отношению яркости монохроматического излучения (В λ ) к сумме яркости монохроматического излучения и пучка белого света (В Б ):

ВБ

Наибольшей чистотой (100%) обладают монохроматические цвета; ахроматические цвета имеют чистоту, равною нулю.

План выполнения работы

1. В папке группы создать собственную папку с именем «Фамилия Имя». Скопировать в новую папку картину Ван Гога согласно своему варианту.

2. Открыть графический редактор Microsoft Paint: Пуск→Все программы→Стандартные→Paint.

3. Открыть файл с картиной: Меню→Открыть→Указать путь к своей папке.

4. Определить состав цвета на картине.

Выбрать любой цвет, навести на него курсор мыши и щелкнуть левой кнопкой. Открыть в меню Палитру. В окне Палитры нажать кнопку «Определить цвет». Нажать кнопку «Добавить в набор» (см. рис. 3).

5. Занести значения, находящиеся напротив пунктов Красный (R) , Зеленый (G) , Синий (B) и Яркость (Br- Brightness) в сводную таблицу. Значения R, G, B и будут вкладом каждого цвета в

результирующий цвет согласно первому закону Грассмана. Иначе, эти значения называются

координатами цвета.

7. Преобразовать координаты цвета из системы sRGB в систему XYZ. Для перехода используем известные соотношения:

X = 0,4124R+0,3576G + 0,1805B;

Y = 0,2126R + 0,7152G+ 0,0722B;

Z = 0,0193R +0,1192G + 0,9505B.

Пример сводной таблицы

Название

Примечание: изображение выполнять цветными карандашами или красками; название цветам давать самостоятельно.

Рис. 3 - Окно палитры

10. Повторить пункты №4-№7 для 8-10 для цветов, которые, по Вашему мнению, являются основными на данной картине.

Структура отчета по выполненной работе: номер лабораторной работы, тема, цель, задачи, краткая теория, сводная таблица с данными для 8-10 основных цветов картины, выводы по лабораторной работе.

Контрольные вопросы

1. Сложением каких цветов из триады красный-зеленый-синий можно получить желтый цвет? Для ответа можно использовать палитру.

2. Как, по Вашему мнению, на практике можно применить полученные в данной лабораторной работе навыки определения состава цвета с использованием графического редактора?

3. Каковы координаты красного, зеленого и синего цветов для цвета №5 из Вашей таблицы?

Лабораторная работа №2. АХРОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДЕЛЫ ЦВЕТА

Цель : Исследование ахроматического предела цвета

Задачи:

1) Изучение ахроматического предела черного цвета с применением графического редактора Microsoft Paint.

2) Изучение ахроматического предела белого цвета с применением графического редактора Microsoft Paint.

Краткая теория

Цвет зависит от свойств поверхности и свойств излучения. Цветовое излучение, которое поглощается поверхностью, называется основным. Цвет отраженного излучения называется дополнительным. Основной цвет связан с дополнительным так же, как поглощение и отражение. Все цвета делятся на две группы – хроматические и ахроматические. Ахроматические - все черные и белые цвета. Серые цвета образуются в результате смешения черного и белого цвета в различных пропорциях. В сером цвете противоположные оптические характеристики белого и черного цветов компенсируются, следовательно, он нейтральный, равновесный цвет. Может быть бесконечное число вариантов серого цвета. Тренированный глаз человека воспринимает из этого бесконечного множества до 300 оттенков серого цвета.

Согласно закону сохранения энергии, падающий поток излучения J делится на четыре составных потока – поглощенный J A , отраженный J R , пропущенный J T , а для оптически неоднородных тел - и рассеянный J S :

J=JA + JR + JT + JS

Исходя из соотношения (1), рассмотрим различные случаи формирования ахроматического цвета.

Все излучение, падающее от источника излучения, поглощается телом (черный цвет).

В этом случае входной поток света равен поглощенному (J=J A ), остальные потоки пренебрежимо малы - и выполнимо условие:

JR +JT +Js =0 .

Поскольку мы воспринимаем глазами свет, испускаемый либо отраженный телом, то такое тело будет невидимо. Это случай полностью черного тела. Существует парадокс, что абсолютно черные тела должны быть невидимы. Чтобы сделать объект невидимым, его необходимо покрыть абсолютно черным красителем, но это - уже из области фантастики. Однако в природе такие тела существуют. В 90-ые гг. ХХ века с помощью рентгеновского телескопа астрофизики обнаружили такие абсолютно черные объекты и назвали их «черными дырами». Черные дыры - это очень массивные, но небольшие по объему звезды с огромной плотностью, которые притягивают свет (втягивают лучи в себя). Обнаружить такие объекты можно косвенно - они видимы только в рентгеновском диапазоне спектра, за счет падающих на них атомов (атомы, падая на такой объект, излучают рентгеновские лучи). В окружающем нас земном мире абсолютно черных объектов, повидимому, нет. Все тела, поглощающие свыше 90% света, выглядят как черные. Самым черным материалом на Земле длительное время считался черный бархат, поглощающий 99,6 % процентов света. По данным газеты Washington Post от 20 февраля 2008 г., в области создания сверхчерных оптических материалов был сделан технический прорыв. Группой исследователей из политехнического университета Райса (США) под руководством Шон-Ю Линя и Пуликеля

Сделал вот конспект по колористике для себя, дабы не забывать. Пытался максимально сократить, поэтому получилось много умных слов. Конспект не полный, но доделать как-то не доходят руки. Если у кого-нибудь появится желание дополнить - не стесняйтесь.


Цвет — это результат взаимодействия трех составляющих: источника света, объекта и наблюдателя . Наблюдатель воспринимает длины волн света, излучаемых источником света и видоизменяемых объектом.
Свет , видимый человеком - это небольшая часть светового спектра электромагнитных волн.

Световые волны сами по себе не имеют цвета, но разные длины волн ассоциируются с определенным цветом.
Порядок следования цветов неизменный - от коротковолнового диапазона (фиолетовый) к длинноволновому (красный) или наоборот. Волны, несколько длиннее красного света, занимают инфракрасный (ИК) диапазон. Волны, короче фиолетового - ультрафиолетовый (УФ) диапазон.
Предметы сами по себе не имеют цвета , он появляется лишь при их освещении .

Человек воспринимает цвет двух типов: цвет светящегося объекта (цвет света или аддитивный цвет) и цвет отраженного от объекта света (цвет пигмента или субтрактивный цвет).

Основные или первичные цвета — это цвета, смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки. Тип смешивания (аддитивное или субтрактивное ) определяет основные цвета.
Дополнительные или комплиментарные цвета (на цветовом круге расположены напротив друг друга) — это пары цветов, при аддитивном смешивании дающие белый цвет, при субтрактивном — серый или чёрный. Для цветов RGB дополнительными будут соответственно CMY (и наоборот). Каждому цвету можно противопоставить не один контрастный (дополнительный) цвет, а близлежащую пару , которая его образует.

Приведенная схема основных цветов работает только для компьютерных графических систем. У традиционных художников основными цветами считаются красный, желтый и синий . Цвета, получаемые путём смешивания основных, называются составными (зелёный, оранжевый, фиолетовый). Сумма составных цветов даст коричневый.

Аддитивное смешение — (от англ. add — добавлять, т.е. добавление к черному других световых цветов) или RGB (Red, Green, Blue) — метод синтеза цвета, в котором первичными цветами являются аддитивные красный, зелёный и синий. В этой системе отсутствие цветов даёт черный цвет, а добавление всех цветов белый . Выбор основных трёх цветов обусловлен особенностями физиологии сетчатки человеческого глаза.
Субтрактивное смешение (от англ. subtract — вычитать, т.е. вычитание цветов из общего луча отраженного света) или CMY (Cyan, Magenta, Yellow) — метод синтеза цвета, в котором первичными цветами являются субтрактивные голубой, пурпурный и жёлтый. Цветовая модель основана на поглощающих свойствах чернил. В этой системе отсутствие цветов даёт белый цвет (белая бумага), а смешение всех цветов — условно чёрный (в действительности типографские краски при смешении всех цветов дают темно-коричневый, а для придания истинно черного оттенка добавляют черную ключевую краску — Key color). Обладает сравнительно с RGB небольшим цветовым охватом.

Цветовые модели RGB и CMYK теоретически являются дополнительными друг к другу, а их пространства частично перекрываются .
Цветовая модель CIE LAB (или Lab ). В этой модели любой цвет определяется яркостью «L» (Luminance) и двумя хроматическими компонентами : параметром «а» (изменяется от зеленого до красного ) и параметром «b» (изменяется от синего до желтого ). Разработанные в рамках этой модели цвета будут выглядеть одинаково как на экране, так и при печати независимо от типа устройства воспроизведения. Обладает наибольшим цветовым охватом.

Свойства цвета:

Цветовой тон или оттенок (Hue ) — совокупность цветовых оттенков, сходных с одним и тем же цветом спектра.

Насыщенность (Saturation ) — степень блёклости .

Светлота (Lightness ) — степень близости цвета к белому .

Яркость (Brightness ) — степень близости цвета к чёрному .

Хроматические цвета — все цвета, за исключением ахроматических . Обладают всеми тремя свойствами.
Ахроматические («бесцветные») цвета — белый, оттенки серого и чёрный. Основным свойством является светлота .

Спектральные цвета — это семь ключевых цветов спектра .
Неспектральные цвета (цвета, не входящие в цветовой спектр ) — это оттенки серого , цвета смешанные с ахроматическими цветами (например: розовый, как смесь красного с белым), коричневые и пурпурные цвета (Magenta).

Цветовой круг Иттена:

Рассмотрены основные теоретические аспекты научного цветоведения и колористики: физические факторы, влияющие на восприятие цвета зрительным аппаратом человека; психологическое и физиологическое воздействие цвета окружающей природной и антропогенной среды; проблемы цветовой гармонизации и целенаправленного использования возможностей цвета как средства художественной выразительности в изобразительном искусстве и архитектурном дизайне. Даны практические рекомендации для создания колористического решения проекта архитектурного экстерьера и интерьера.

Для студентов бакалавриата, изучающих дисциплины блока «Архитектурное проектирование», и магистратуры, изучающих дисциплины «Живопись» и «Цветоведение» по направлению «Архитектура». Может быть полезно студентам и специалистам направлений, в которых практическая деятельность связана с использованием цвета.

Физические факторы, создающие феномен восприятия цвета.
Влияние различных источников света и световоздушной среды на восприятие цвета.

Современная наука объясняет феномен восприятия цвета способностью человеческого сознания перерабатывать в цветовые ощущения воздействие на зрительный аппарат потоков лучистой энергии, испускаемой различными источниками. От источника лучистая энергия распространяется во всех направлениях в виде потока особых частиц - фотонов, имеющих различную энергию, обусловленную различной частотой колебаний. Потоки фотонов с различной частотой колебаний имеют и различную длину электромагнитных волн, при этом частота колебаний и длина волны находятся в обратно пропорциональной зависимости. В узком диапазоне с длиной волн от 380 до 760 нм эти излучения воспринимаются зрительным аппаратом как видимый свет различной окрашенности, а смешение всех этих излучений (полный спектр) воспринимается как белый свет. Таким образом, в природе не существует собственно цвета как физического явления, а существуют свойства материальных объектов, вызывающие осознанные зрительные ощущения.

В физиологии и психологии цвет - качественная субъективная характеристика электромагнитных излучений оптического диапазона, определяемая па основании осознанного зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов.

Введение
Лекция 1. Физические факторы, создающие феномен восприятия цвета. Влияние различных источников света и световоздушной
среды на восприятие цвета
Лекция 2. Цветовой спектр. Цветовой круг как основа графического изображения системы цветов. Законы смешения цветов. Аддитивное и субтрактивное смешение цветов. Основные и дополнительные цвета
Лекция 3. Основные характеристики цвета - цветовой тон, насыщенность, светлота. Основные субъективные (психологические)
и объективные (психофизические) характеристики цвета
Лекция 4. Систематика и классификация цветов. Цветовые системы. Цветовые атласы
Лекция 5. Колориметрический способ описания цветов. Цветовые координатные системы (ЦКС). Модели электронных цветовых пространств. Электронные системы управления цветом
Лекция 6. Психофизиологические свойства цвета
Лекция 7. Цветовые ассоциации и цветовые предпочтения.
Цвет как индикатор стиля и эстетической ориентации общества
Лекция 8. Феномен цветовой культуры. Символика цвета. Использование ассоциативных качеств цвета в знаковых цветовых системах
Лекция 9. Типы цветовых контрастов
Лекция 10. Цветовая композиция. Цветовая гармония, колорит, цветовая гамма
Лекция 11. Основные принципы теории цветовой гармонии и типология цветовой гармонизации
Лекция 12. Анализ исходных данных и формирование материала для эскизного проекта колористического решения архитектурного
экстерьера
Лекция 13. Анализ исходных данных и формирование материала для эскизного проекта колористического решения интерьера
Библиографический список


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы цветоведения и колористики, цвет в живописи, архитектуре и дизайне, курс лекций, Рац А.П., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Оригинал взят у aversin в Основы цветоведения и колористики

Сделал вот конспект по колористике для себя, дабы не забывать. Пытался максимально сократить, поэтому получилось много умных слов. Конспект не полный, но доделать как-то не доходят руки. Если у кого-нибудь появится желание дополнить - не стесняйтесь.


Цвет — это результат взаимодействия трех составляющих: источника света, объекта и наблюдателя . Наблюдатель воспринимает длины волн света, излучаемых источником света и видоизменяемых объектом.
Свет , видимый человеком - это небольшая часть светового спектра электромагнитных волн.

Световые волны сами по себе не имеют цвета, но разные длины волн ассоциируются с определенным цветом.
Порядок следования цветов неизменный - от коротковолнового диапазона (фиолетовый) к длинноволновому (красный) или наоборот. Волны, несколько длиннее красного света, занимают инфракрасный (ИК) диапазон. Волны, короче фиолетового - ультрафиолетовый (УФ) диапазон.
Предметы сами по себе не имеют цвета , он появляется лишь при их освещении .

Человек воспринимает цвет двух типов: цвет светящегося объекта (цвет света или аддитивный цвет) и цвет отраженного от объекта света (цвет пигмента или субтрактивный цвет).

Основные или первичные цвета — это цвета, смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки. Тип смешивания (аддитивное или субтрактивное ) определяет основные цвета.
Дополнительные или комплиментарные цвета (на цветовом круге расположены напротив друг друга) — это пары цветов, при аддитивном смешивании дающие белый цвет, при субтрактивном — серый или чёрный. Для цветов RGB дополнительными будут соответственно CMY (и наоборот). Каждому цвету можно противопоставить не один контрастный (дополнительный) цвет, а близлежащую пару , которая его образует.

Приведенная схема основных цветов работает только для компьютерных графических систем. У традиционных художников основными цветами считаются красный, желтый и синий . Цвета, получаемые путём смешивания основных, называются составными (зелёный, оранжевый, фиолетовый). Сумма составных цветов даст коричневый.

Аддитивное смешение — (от англ. add — добавлять, т.е. добавление к черному других световых цветов) или RGB (Red, Green, Blue) — метод синтеза цвета, в котором первичными цветами являются аддитивные красный, зелёный и синий. В этой системе отсутствие цветов даёт черный цвет, а добавление всех цветов белый . Выбор основных трёх цветов обусловлен особенностями физиологии сетчатки человеческого глаза.
Субтрактивное смешение (от англ. subtract — вычитать, т.е. вычитание цветов из общего луча отраженного света) или CMY (Cyan, Magenta, Yellow) — метод синтеза цвета, в котором первичными цветами являются субтрактивные голубой, пурпурный и жёлтый. Цветовая модель основана на поглощающих свойствах чернил. В этой системе отсутствие цветов даёт белый цвет (белая бумага), а смешение всех цветов — условно чёрный (в действительности типографские краски при смешении всех цветов дают темно-коричневый, а для придания истинно черного оттенка добавляют черную ключевую краску — Key color). Обладает сравнительно с RGB небольшим цветовым охватом.

Цветовые модели RGB и CMYK теоретически являются дополнительными друг к другу, а их пространства частично перекрываются .
Цветовая модель CIE LAB (или Lab ). В этой модели любой цвет определяется яркостью «L» (Luminance) и двумя хроматическими компонентами : параметром «а» (изменяется от зеленого до красного ) и параметром «b» (изменяется от синего до желтого ). Разработанные в рамках этой модели цвета будут выглядеть одинаково как на экране, так и при печати независимо от типа устройства воспроизведения. Обладает наибольшим цветовым охватом.

Свойства цвета:

Цветовой тон или оттенок (Hue ) — совокупность цветовых оттенков, сходных с одним и тем же цветом спектра.

Насыщенность (Saturation ) — степень блёклости .

Светлота (Lightness ) — степень близости цвета к белому .

Яркость (Brightness ) — степень близости цвета к чёрному .

Хроматические цвета — все цвета, за исключением ахроматических . Обладают всеми тремя свойствами.
Ахроматические («бесцветные») цвета — белый, оттенки серого и чёрный. Основным свойством является светлота .

Спектральные цвета — это семь ключевых цветов спектра .
Неспектральные цвета (цвета, не входящие в цветовой спектр ) — это оттенки серого , цвета смешанные с ахроматическими цветами (например: розовый, как смесь красного с белым), коричневые и пурпурные цвета (Magenta).

Цветовой круг Иттена:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!