Российские альпинисты хотят раскрыть тайну земли королевы мод. Проклятых русских оказалоcь невозможно испугать Русские могилы в антарктиде

Единственный оставшийся в живых летчик впервые рассказал о загадочной гибели советского «Ила» в Антарктиде. 35 лет назад, в январе 1979 года, в Антарктиде впервые за всю историю освоения Белого материка разбился советский самолет. После долгого расследования причину катастрофы засекретили, а о трагическом происшествии постарались поскорее забыть.

Только парой фраз сообщили в программе «Время»: в районе советской антарктической станции «Молодежная» разбился экипаж Владимира ЗАВАРЗИНА. Из пяти человек экипажа в живых остался один - штурман Александр КОСТИКОВ. В канун печальной даты репортер «Экспресс газета » выслушала его рассказ о событиях недавнего прошлого.

…Махнуть на полгода в Антарктиду 24-летнему Сашке Костикову предложил командир экипажа, с которым он штурманом летал в Сибири. Выпускник Московского топографического политехникума уже успел поработать в серьезных точках. На Новой Земле участвовал в ядерных испытаниях, вел геофизическую разведку на Шпицбергене, в Средней Азии, на БАМе. Но услышав слова командира, Сашка засомневался - жена Наташа ждала ребенка. А потом махнул рукой: «Еду!» - хотелось испытать себя в экстремальных условиях, а заодно подзаработать.
Новый год встретили дружной компанией. Сходили в баню, сели за стол. Когда через два дня произошла катастрофа, члены комиссии все допытывались, а не был ли экипаж пьян. Но какой там пьян - в праздник полярникам полагалась бутылка водки на пятерых, а с нее не напьешься. В качестве культурной программы крутили фильм «А зори здесь тихие» - мужики, оторванные от дома, 15 раз пересматривали сцену, где девчата моются в бане.

Отоспавшись, экипаж стал собираться на задание. Предстоял 10-часовой перелет, баки были залиты под завязку.
Небо в тот день хмурилось, но погода была вполне штатной. Все, кто в это время оказался рядом с аэродромом, отметили: самолет долго и тяжело разгонялся - взлетно-посадочная полоса шла в горку. Наконец оторвался, а когда поднялся на высоту 30 метров, от земли по его курсу вырос огромный снежно-вихревой столб. Восходящий поток воздуха был настолько сильным, что самолет мгновенно встал ребром на крыло и рухнул.
Командир Володя Заварзин погиб мгновенно - он ударился головой о «рог» штурвала. Бортмеханик Виктор Шальнов упал на центральный пульт управления и скончался в вездеходе по дороге к станции. Второго пилота Юру Козлова бросило на колонку штурвала, он умер через несколько часов после катастрофы. Бортрадиста Гарифа Узикаева доставили в санчасть в критическом состоянии. Ему смяло пол-лица, свалившаяся на него радиостанция проломила грудную клетку.
Штурмана Костикова вытащили из искореженного салона последним - крайним, как говорят летчики. Голова залита кровью, перебитые ноги. Все думали, тоже не жилец.

Вербовка в Новой Зеландии

О трагическом происшествии на «Молодежной» доложили в Москву. Тут же на экстренном заседании Политбюро было принято решение везти раненых - Костикова и Узикаева - в Новую Зеландию. Самолет для транспортировки предоставили американцы: «Геркулес» С-130 был оборудован полозьями для взлета с заснеженного аэродрома и колесами для посадки в субтропиках. Через десять часов самолет приземлился на аэродроме недалеко от госпиталя города Данедина.
- Открываю глаза - передо мной сидит очень полная, темнокожая женщина, - вспоминает Сан Саныч. - Я испугался и произнес: «Я что, в Африке?»
Уход за советскими полярниками был великолепный - содержание пострадавших в госпитале обходилось в $100 в день. Но Узикаева спасти не удалось, Костикову же предстояло провести там почти два месяца и выдержать пять операций. Челюсть собирали по кусочкам, кости глазницы восстанавливали, точно пазл. В бедро одной ноги вставили штифт, другую загипсовали.

Что произошло на «Молодежной», я помнил смутно, - говорит Костиков.
Людям, которые приходили к нему в госпиталь, он даже не знал, что рассказывать. А на предложения остаться в Новой Зеландии отвечал отказом. Ведь дома его ждала беременная жена.
Перед отъездом персонал госпиталя накупил ему в подарок детских вещей, а 22 февраля 1979 года он вернулся в Москву.
Дома же оказалось, что о трагедии в Антарктиде вспоминать не стоит. К Костикову пару раз приезжали члены комиссии по расследованию, выясняли обстоятельства гибели экипажа. Но помощь не предлагали. Ему намекали: лучше бы он навсегда остался с товарищами в Антарктиде. Недалеко от места их гибели полярники установили обелиск из белого мрамора, а на Донском кладбище в Москве, где захоронили капсулы с грунтом с места трагедии, появилась стела в память об отважных покорителях Южного полюса.

Засекреченное расследование

Комиссия по расследованию установила: экипаж Заварзина поступил грамотно. Но что же произошло 2 января 1979 года? Специалисты выдвинули версию: самолет подхватил внезапно поменявший силу, скорость и направление ветер, что бывает в местных широтах, но доподлинно ничего неизвестно. Дело засекретили, а с Костикова взяли подписку о неразглашении. Он тогда и не понял, что может разгласить. Только в конце 90-х, встретившись с бывшими в те дни на «Молодежной» ребятами, услышал аббревиатуру НЛО и рассказ о том, что его самолет столкнулся с взлетающей «тарелкой». К тому моменту, кстати, у полярников уже появился международный термин, обозначающий подобные происшествия: экипаж «поймала» Антарктида. Таинственная сила, с которой довелось столкнуться членам многих экспедиций, - разрушительная и необъяснимая.

На вопрос советские секретные экспедиции в антарктиду заданный автором Паша Наумов лучший ответ это в январе 1947 года воды моря Лазарева вполне официально бороздило советское научно-исследовательское судно, принадлежавшее, конечно же, министерству обороны, под названием "Слава". Однако в распоряжении некоторых исследователей оказались документы, весьма красноречиво свидетельствующие о том, что в те суровые для судеб всего мира годы у берегов Земли Королевы Мод околачивалась не одна только "Слава".
мало кто обращал внимания на тот факт, что в советской прессе практически не уделялось внимания освоению Антарктики нашими соотечественниками именно в 40-е - начале 50-х годов. Количество и качество конкретных документов той поры, открытых для посторонней публики тоже особенным разнообразием не балует. Вся информация по этому поводу исчерпывалась какими-то общими фразами типа: "Антарктида - страна пингвинов и вечного льда, ее непременно нужно осваивать и изучать, чтобы понять многие геофизические процессы, происходящие в других концах земного шара", более похожими на лозунги, чем на сообщения.
Однако в архивах западных спецслужб отыскались документы, проливающие свет на некоторые моменты первой официальной (скорее полуофициальной, замаскированной под изучение промысловой обстановки в Антарктике) советской антарктической экспедиции 1946-47 г. г. , прибывшей к берегам Земли Королевы Мод на дизель-элетроходе "Слава". На свет неожиданно всплыли такие знаменитые фамилии, как Папанин, Кренкель, Фёдоров, Водопьянов, Мазурук, Каманин, Ляпидевский, причем первый из этой семёрки - контр-адмирал (почти что маршал!) , а последние четыре - полные генералы, причем генералы не абы какие ("придворные", так сказать) , а прославившие себя конкретными делами и горячо любимые всем советским народом полярные лётчики.
Изучая некоторые моменты истории отечественного военно-морского флота, на каком-то этапе можно столкнуться с довольно интересными вещами, касающимися некоторых кораблей советских ВМС, в частности - Тихоокеанского флота, которые хоть и числились в составе этого самого флота, однако начиная с 1945 года в водах "метрополии" появлялись так редко, что возникал вполне законный вопрос о местах их истинного базирования. Речь шла о трех эскадренных миноносцах проекта 45 - "Высокий", "Важный" и "Внушительный". Эсминцы были построены в 1945 году с использованием трофейных технологий, применявшихся японцами при проектировании своих эсминцев типа "Фубуки", предназначавшихся для плавания в суровых условиях северных и арктических морей.
Эсминцы проекта 45, впоследствии получившие имена "Высокий", "Важный" и "Внушительный", были построены в Комсомольске-на-Амуре на заводе 199, достроены и прошли испытания на заводе 202 во Владивостоке. В боевой состав флота они вошли в январе-июне 1945 года, но в боевых действиях против Японии (в августе того же года) никакого участия не принимали. В декабре 1945-го все три корабля побывали с краткими визитами в Циндао и Чифу (Китай).. . А дальше начинаются сплошные загадки.
в июне 1946 года все три эсминца проходили мелкий ремонт, но уже совсем в другом конце света - на аргентинской военно-морской базе Рио-Гранде на Огненной Земле. Затем один из эсминцев в сопровождении подводной лодки (многие исследователи полагают, что это была К-103 под командованием знаменитого "подводного аса Северного флота" А. Г. Черкасова) якобы видели у берегов французского острова Кергелен, расположенного в южной части Индийского океана.. .
ЧТО понадобилось Сталину в далекой Антарктиде в первые послевоенные годы?
Оазис Ширмахера, где находится Новолазаревская -на могиле летчика Чилингарова залитый в бетонный постамент четырехлопастный пропеллер и дата захоронения: 1 марта 1947 года.
капитан А. В. Чилингаров во время войны служил в перегоночной авиадивизии, которая занималась доставкой на фронт авиатехники, предоставленной американцами по ленд-лизу. Командиром этой самой дивизии был уже известный нам полярник - полковник ВВС И. П. Мазурук, и обслуживала эта дивизия самую длинную и самую тяжёлую в мире авиационную трассу АЛСИБ

В среду в Ореоле вышла моя заметка в рубрике "Тайны третьей планеты". Авторская версия - перед вами. Изданная http://bk55.ru/kolumnistika/article/282

С момента окончания 2-й мировой войны скоро будет уже 70 лет, однако до сих пор не утихают споры об секретных базах нацистов в Антарктиде. Их существование выглядит абсолютной фантастикой, однако есть некоторые факты, которые заставляют отнестись к этим вопросам повнимательнее.

В первую очередь следует обратить внимание на открытие наших ученых, которые обнаружили под ледяным панцирем Антарктиды значительные пустые полости, в частности, огромное подземное пресное озеро Восток. Наличие озера свидетельствует о наличии в подземной полости постоянной положительной температуры, притом, что на поверхности может быть и 50 градусов мороза. Внизу всегда тепло. Есть вода. Кто знает, сколько еще таких полостей и нет ли у них сообщения с морем.

Во-вторых, документы самих нацистов говорят о том, что они нашли некий сложный подводный путь, который вел в одну из таких естественных полостей поло льдом. Они назвали это место «Агарта». На фото можно видеть схему маршрута от точки погружения до точки всплытия. Эти документы были найдены в Берлине.

Рассказывают, что 28 июня 1945 года народный комиссар госбезопасности В. Н. Меркулов получил необычное донесение: «11 июня 1945 года сотрудниками контрразведки «СМЕРШ» 79 стрелкового корпуса в здании штаба ВМФ Германии по адресу: Берлин, Тиргартен, Тирпитцзуфер 38-42, в служебном помещении обнаружены «карты прохождения морских глубин» с грифом: «только для капитанов подводных лодок А-класса конвоя фюрера» в количестве 38 штук под номерами с серией «44», №№ с 0188 по 0199, с №№ 0228 по 0239, с №№ 0446 по 0456, №№ 0555, 0870, 1489».

В-третьих, немцы накануне войны активно интересовались Антарктидой, туда была снаряжена экспедиция на судне «Швабия». Как сообщает Вики, корабль отправился в Антарктиду из Гамбурга 17 декабря 1938 года. Вооружённая двумя летающими лодками Дорнье «Валь», «Швабия» прибыла 19 января 1939 года в Антарктиду, где самолёты начали подробное фотографирование территории и «столбление» ее за Германией.

Был обследован огромный район южного континента от 13° з. д. до 22° в. д. (приблизительно 600 000 км²), через каждые 25-30 км сбрасывались вымпелы со свастикой, сделано более 11000 фотоснимков, охватывающих примерно 360 000 км². Экспедиция открыла свободный ото льда оазис Ширмахера, названный так в честь немецкого летчика, который заметил его. А всю эту местность немцы стали называть Новая Швабия и объявили территорией Рейха.

В-четвертых, имеется еще один исторический факт - поход в Антарктику эскадры знаменитого американского исследователя Ричарда Берда весной 1947 года. Якобы научная экспедиция представляла собой огромную военную мощь: огромный авианосец с 90 самолетами (на фото ниже)


крейсер, 2 эсминца, 1 подводная лодка, 2 базы гидросамолетов, 2 танкера, 2 вспомогательных судна, 2 ледокола - всего 13 кораблей и более 100 самолетов. Зачем в дальние дали была направлена вся эта сила - неизвестно до сих пор, однако известно, что экспедиция вернулась на полгода раньше срока, причем просачиваются данные о серьезных потерях в составе «экспедиции».

Однако, несмотря на все вышеизложенное, к сожалению или к счастью никаких объективных данных о секретной базе нацистов в Антарктиде на сегодня не имеется. Подводным лодкам «Кригсмарине» не могло хватить топлива на маршруты в Антарктиду и обратно. На этих небольших лодках невозможно было перевозить большие массы грузов, а кроме них опереться Гитлеру было не на кого, потому что в Мировом океане господствовал британский надводный флот. Транспортные же подлодки серии UF остались лишь проектом немецкого флота.

Нет никаких данных о существовании пресловутого «конвоя фюрера». Да, несколько подлодок немцев оказались в Южной Америке, но это не Антарктида. Тамошние капитаны, возможно, действительно стремились попасть в нейтральные страны Южной Америки с тем, чтобы избежать плена и суда над собой, скрыться от союзников. Нет, соответственно, данных о том, что командующий немецким флотом адмирал Карл Дениц говорил свою фразу об укрытии для Гитлера на другом конце света, которую ему приписывают разные псевдоисследователи.

А вот с эскадрой Берда могли вести бой и советские моряки. В районе станции Новолазаревская, что на Земле Королевы Мод в Антарктиде, есть могилы советских летчиков, погибших там в 1947 году - как раз в то время, когда там была экспедиция Берда. Может, это случайное совпадение, но в то же самое время в тех же антарктических водах была советская эскадра. Вполне вероятно, что было боестолкновение, непонятно, правда, что было его причиной.

Таким образом, можно смело сказать, если какие-то тайны и скрывает Антарктида, то их открытие все еще впереди! И Адольф Гитлер в Антарктиде вовсе не умирал в 1971 году!

Удивительное спасение во льдах - так 50 лет назад об этом писали газеты. Именно тогда в декабре 1958 года в Антарктиде развернулась драматическая история. Советские летчики отыскали таинственно исчезнувших бельгийских полярников. Среди спасенных был и его высочество принц Антуан де Линь.

Репортаж Алексея Зотова.

В самый торжественный для любого бельгийца праздник - День королевской династии - в посольстве этой страны всегда много гостей. Дипломаты жмут руку послу, его жене очень коротко, почти формально. И только один гость в этот раз задержался возле четы дольше остальных, представляя своих сослуживцев. Русский лeтчик Виктор Сергеев, кавалер самой почeтной награды Бельгийского королевства - ордена Леопольда.

Бертран де Кромбрюгге, посол Бельгии в Российской Федерации: "Вся эта история вообще очень похожа на чудесную сказку! Пускай и прошло полвека, но бельгийский народ до сих пор благодарен русским лeтчикам, которые, рискуя, спасли жизнь нашему принцу!"

Одна из таких историй спасения случилась в декабре 1958 года в далeкой Антарктиде. Советские полярники получили по радио в буквальном смысле сигнал отчаяния: "Самолeт бельгийской экспедиции вылетел неделю назад и до сих пор не вернулся на базу! О судьбе пилота и ещe трeх членов экипажа ничего неизвестно!". О том, что пропавшим самолeтом управлял лично его высочество принц Бельгии - Антуан де Линь, экипаж, вылетевший на помощь, узнал только, преодолев больше трeх тысяч километров - до бельгийской полярной станции. Эта поисковая операция до сих пор считается непревзойдeнно героической.

Виктор Боярский, директор Российского государственного музея Арктики и Антарктики: "Искать людей на льду - это крайне сложная задача! Особенно, когда видимость не ахти, и у людей нет возможности подать сигнал бедствия дымовой шашкой или чем-то другим. Практически невозможно обнаружить".

Бортмеханик Виктор Сергеев первым крикнул: "Нашли! Снижайся!" Но, прежде, чем оранжевая палатка наконец мелькнула в снежной пелене, экипаж Виктора Перова на самолeте Ли-2 трое суток без сна и отдыха кружил над ослепительно белой пустыней.

Один из бельгийских полярников за десять суток снежного плена так обессилел, что не смог выбраться из палатки, и только плакал, узнав, что именно русские спасли ему жизнь во второй раз. В первый - когда освободили фашистский концлагерь, где он провeл 4 года. А по пути домой всех четверых счастливчиков тогда отпаивали горячим сладким чаем.

А потом были десятки приeмов и для отважного экипажа Ли-2... В Кремле и в посольстве Бельгии они получили ордена. А вот от королевских щедрот, положенных вместе с орденами, советские авиаторы по примеру командира решительно отказались.

Людмила Перова, вдова командира авиаотряда Виктора Перова: "Предлагали ему там поместье - он же считался бельгийским дворянином! Но, тогда, конечно, в голову не приходило, что можно ещe где-то, кроме родины иметь поместье и там жить".

Виктор Сергеев был самым молодым в экипаже. Сегодня - он единственый живой участник тех событий.

Виктор Сергеев, бывший бортмеханик экипажа Ли-2: "Если не снятся, то всe равно - перед глазами... И всегда это в памяти... То безнадeжное выражение лиц..."

А ещe - то полярное братство, крепкое, как вековой лeд... И то счастье спасeнных людей, такое же бескрайнее, как сама Антарктида.

Самая одинокая могила на Земле расположена на самом южном континенте.Антарктида была открыта 16 января 1820 года русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, а первым человеком, ступившим на Антарктический материк (24 января 1895 года) и проведшим там первую успешную зимовку (1899-1900 годы) был норвежец Карстен Эгеберг Борхгревинк (1 декабря1864 - 23 апреля 1934).
Как раз в команде норвежского полярника Карстена Борхгревинка и был 29-летний зоолог Николай Хансон (1870-1899), которому выпала сомнительная честь стать первым мертвецом на Антарктиде.

В полярную ночь команда была вынуждена сидеть в тесной жилой хижине из-за чрезвычайно плохой погоды, страдая от скуки. Сам Борхгревинк писал однажды, что «безмолвие ревело в ушах». В помещении жили 10 человек и 70 собак, дух команды падал с каждым днем. Кое-как пережив весну и лето, 14 октября 1899 года Николай Хансон скончался от, предположительно, от кишечной инфекции (есть так же версии, что это была цинга или алиментарный полиневрит).

Хансон сам выбрал место собственного захоронения на живописной скале на мысе Адэр. Могила была сделана в мёрзлом грунте при помощи динамита, на неё поставили памятный крест. В гроб положили засушенные дикие цветы, которые собрала в Норвегии молодая жена Николая (Хансон женился всего за месяц до своего назначения, его дочь родилась уже после отъезда отца в Антарктиду. Умер ребенок во младенчестве в том же году, что и отец).

Упоминалось, что к 1911 году крест повалило и унесло ветром, но экспедиция англичан восстановила его и даже написала эпитафию. Могила полярника включена в список соглашения "Исторические места и памятники" Договора об Антарктике.

Хансон во время экспедиции собрал большое количество птичьих яиц и шкур, мечтал увидеть пингвинов, возвращающихся с гнездования, и, якобы, чудесным образом пингвины вернулись именно в день похорон, 20 октября. Сотни птиц, одетые в своеобразные черно-белые фраки, приняли участие в похоронах. Правнук Хансена, Давид Фогт, в книге о Борхгревинке напишет, что это были самые красивые похороны в мире.

Зимовье Борхгревинка на мысе Адэр. Складское помещение имеет плоскую крышу. Фото 1992 года Nicolai Hanson

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!