(1 час)
Великая Хартия Вольностей (Magna Carta Libertatum) 1215 года принадлежит к числу правовых памятников, сыгравших огромную роль в английской политической и правовой истории. Она появилась в пору расцвета феодализма в качестве документа, выражающего в своем содержании преимущественно требования класса феодалов - духовных и светских. Однако в начале XVII века Великая Хартия Вольностей приобрела более широкое значение - английские политические деятели, боровшиеся против произвола королевской власти, придали этому документу, излагающему права и вольности высших сословий английского феодального общества, значение конституционного установления, то есть юридического акта, закрепляющего права и вольности всего населения Англии. В частности, ссылки на Великую Хартию Вольностей как на правовой документ, в котором объявлены и узаконены гарантии личной свободы всех подданных короля, были включены в текст "Петиции о праве", представленной королю Карлу I английским парламентом 2 июня 1628 года1.
Специалист по истории средневекового западноевропейского общества и государства профессор Н. Кареев писал о Великой Хартии Вольностей как о "фундаменте, на котором было построено все здание английской политической свободы"2. Подобная характеристика указанной хартии часто встречается в трудах, посвященных политической истории средневековой Англии.
В курсе истории государства и права зарубежных стран Великая Хартия Вольностей должна рассматриваться в качестве правового памятника конкретной исторической эпохи. Целью историко-правового исследования Великой Хартии Вольностей является не обнаружение в ее содержании неких абстрактных политических принципов, но объяснение данного документа, определение его юридической природы, выявление первоначального смысла его статей и того значения, которое придавали статьям Хартии ее составители. В соответствии с этим на семинарском занятии, посвященном Великой Хартии Вольностей, рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:
1. История создания Великой Хартии Вольностей. Юридическая природа этого документа.
2. Статьи, закрепляющие права и вольности основных социальных групп.
3. Принципы королевского правосудия, закрепленные Великой Хартией Вольностей.
Рассмотрение истории создания Великой Хартии Вольностей позволяет не только правильно определить классовую сущность этого документа, но и создает предпосылки для установления его юридической природы.
На основании содержания преамбулы к Хартии и большинства ее статей (в особенности ст. 1) можно сделать вывод, что перед нами акт, изданный по инициативе короля Иоанна. "Знайте, - восклицает Его Величество, - что Мы, по Божьему внушению и для спасения души Нашей и всех предшественников и наследников Наших, в честь Бога и для возвышения Святой Церкви и для улучшения королевства Нашего, по совету достопочтенных отцов Наших Стефана Кентербэрийского архиепископа... во-первых, дали пред Богом свое согласие..., чтобы английская церковь была свободна... Пожаловали Мы также всем свободным людям королевства Нашего за Нас и за наследников Наших на вечные времена все нижеописанные вольности..."
Таким образом, английский король Иоанн представляет Великую Хартию Вольностей в качестве юридического акта, исходящего исключительно от его королевской персоны, якобы озаренной Божественным внушением. Любопытно, что в "Петиции о праве" 1628 года указанная Хартия именуется "статутом, называемым "Великая Хартия Вольностей Англии", и ставится в один ряд со статутами королей Эдуарда I и Эдуарда HI Насколько отражают подлинную юридическую природу данного документа подобные воззрения на него?
Изучение обстоятельств, в которых был создан рассматриваемый правовой памятник, позволяет обнаружить настоящие предпосылки его появления. Одним из важнейших источников сведений по истории создания Великой Хартии Вольностей является "Хроника Матвея Парижского". Отрывок из нее приводится в книге "Средневековье в его памятниках" (М., 1913. С. 216- 218). Описание событий, случившихся в Англии в 1215 году и приведших к появлению Великой Хартии Вольностей, дается в книге Д. М. Петрушевского "Очерки из истории английского государства и общества в Средние века" (М., 1937. С. 121-145) и Шток-мар В. В. "История Англии в Средние века" (издание 2-е, дополненное: СПб., 2000. С. 63-66), а также в ряде других изданий.
При рассмотрении указанных событий необходимо выявить причины возникновения в Англии в начале XIII века острого конфликта между баронами, духовенством и горожанами, с одной стороны, и королем Иоанном, с другой стороны. Данный конфликт усложнялся позицией главы римско-католической церкви папы Иннокентия III. В 1205-1213 годах папа выступал против Иоанна (вплоть до того, что отлучил его от церкви). Летом 1213 года английский король пошел на уступки папскому престолу в ряде важных вопросов, и папа Иннокентий III стал поддерживать его. При анализе взаимоотношений английского короля и главы римско-католической церкви следует обратить особое внимание на весьма любопытную в политическом и юридическом отношениях сделку, заключенную между ними в октябре 1213 года. Согласно условиям этой сделки король Иоанн передавал папе Иннокентию III все земли Английского королевства и в свою очередь в тот же момент получал их обратно, но уже на правах держателя лена. Таким образом, в момент подписания Великой Хартии Вольностей английский король являлся вассалом главы католической церкви. Какие юридические последствия имел этот факт, как отразился он на судьбе указанного документа?
История появления Великой Хартии Вольностей убедительно показывает, что подписание ее королем Иоанном было серьезной уступкой с его стороны требованиям выступивших против него социальных сил. Данная Хартия была составлена на основе статей, поданных королю Иоанну баронами. Текст указанных баронских статей сохранился под примечательным названием - - "Ista sunt Capitula que Barones petunt et dominus Rex concedit (Это - статьи, которые бароны предъявляют и на которые господин король дает согласие)". Все эти статьи (их было 49) вошли с небольшими изменениями в окончательный вариант Хартии. В исторических хрониках сохранилось также свидетельство о первой реакции короля Иоанна на статьи, предъявленные ему баронами. Согласно ему король, прослушав содержание баронских статей, язвительно и злобно расхохотался и затем заявил: "Как это бароны удовольствовались такими незаконными требованиями? Что бы им уж потребовать все королевство! Притязания их бессмысленны и ложны и не опираются ни на какое право".
О том, что принятие Великой Хартии Вольностей было серьезной уступкой короля своим противникам свидетельствует и сам ее текст. В статьях 61 и 63 рассматриваемого правового памятника говорится нечто, прямо противоречащее вышеупомянутым высказываниям короля Иоанна о добровольном даровании им вольностей свободным людям своего королевства. Как раскрывается подлинная юридическая природа Хартии в указанных статьях?
Среди социальных групп английского общества, активно выступивших в начале XIII века против короля, безусловно, доминировали светские феодалы - бароны. Данное обстоятельство существенно отразилось на юридической природе Великой Хартии Вольностей. Каким образом?
Как известно, хартии, напоминающие Великую Хартию Вольностей, издавали и другие английские короли - предшественники Иоанна. Так, в Хартии Вольностей короля Генриха I, составленной в 1100 году, говорилось: "Знайте, что я по Божьему милосердию и с общего согласия баронов королевства Англии коронован в короли этого королевства. И так как королевство было утеснено несправедливыми взиманиями, то я из почтения к Богу и из любви, которую к вам всем имею, святую божью церковь прежде всего делаю свободной; так что не буду продавать, ни отдавать на откуп и после смерти архиепископа или епископа или аббата не буду ничего брать из домена церкви или с людей ее в то время, пока не вступил еще в нее преемник (умершего)". Великая Хартия Вольностей 1215 года возникла, таким образом, не на пустом месте - она базировалась на прочной политической и правовой традиции. Вместе с тем она стала во многом новым явлением в политической и правовой истории Англии. В чем заключается традиционность Великой Хартии Вольностей? В чем выражается ее новизна, отличие от предшествующих хартий английских королей? Насколько соответствует реальности вышеупомянутая оценка королем Иоанном требовании баронов как незаконных и не опирающихся ни на какое право?
Второй вопрос.
Великая Хартия Вольностей была принята королем Иоанном под давлением широкого социального движения, в состав которого входили бароны, духовенство, рыцари, горожане, представители сельских жителем При рассмотрении текста Хартии на семинарском занятии ел с дует прежде всего определить, какие ее статьи выражают интересы каждого из названных слоев английского средневекового общества. Какие статьи в Хартии прямо выражают интересы королевской власти?
Значительная часть статей изучаемого правового памятника посвящена регулированию феодальных отношений (см., например, ст. 2-8, 16, 32, 60 и др.). Есть в нем статьи, регулирующие торговлю (см., например, ст. 35, 41 и др.). Ряд статей призван оградить население Англии от произвола со стороны королевской власти, королевских должностных лиц (см., например, ст. 9, 20, 28, 30, 31, 38, 39, 52 и др.). Причем от этого произвола защищаются даже низшие слои общества - вилланы (см. ст. 20). По подсчету В. В. Штокмар, "основная масса статей (30) защищает интересы духовных и светских феодалов, 7 статей отражают интересы рыцарей и свободной верхушки держателей и лишь 3 - интересы горожан1".
В статье 1 Великой Хартии Вольностей провозглашается незыблемость прав и вольностей английской церкви. Любопытно, что в проекте этого документа, представленном королю баронами, статья о правах и вольностях церкви отсутствовала.
Большинство указанных статей содержалось в хартиях, издававшихся другими королями Англии - предшественниками короля Иоанна.
Особое значение имеют статьи 12 и 14 Великой Хартии Вольностей. Подобных статей не было в предыдущих хартиях английских королей. И это не случайно. Указанные статьи ограничивают королевскую власть в той сфере, в которой она не знала ограничений со времен Вильгельма I (Завоевателя). В чем заключается суть ограничений, налагаемых на действия английского короля статьями 12 и 14 рассматриваемого документа?
При анализе содержания статьи 14 Хартии следует обратить внимание на установленное здесь различие в статусе членов общего совета королевства: одни из них призываются на заседание совета по личному вызову короля, другие - по вызову через посредство королевских шерифов и бейлифов.
Среди статей рассматриваемого документа, закрепляющих права и вольности различных слоев английского общества, особое место занимает статья 61. В ней говорится о гарантиях соблюдения положений Хартии королем. В чем заключаются данные гарантии? Какими полномочиями обладает совет 25 баронов? Какой смысл имеет учреждение такого органа?
При анализе указанной статьи следует обратить внимание на то, что она предоставляет баронам и всему населению Англии ("общине всей земли") право открытого вооруженного выступления против короля в случаях, когда им нарушаются провозглашенные Хартией права и вольности. Правда, Хартия гарантирует при таком выступлении неприкосновенность личности короля, королевы и их детей.
Как известно, среди исследователей Великой Хартии Вольностей отсутствует единство в общей оценке данного документа. И это не случайно. Хартия призвана была выразить интересы всех групп английского средневекового общества, боровшихся с произволом королевской власти, но эти группы, сходясь в своем стремлении ограничить королевскую власть, расходились во многих других своих интересах. Именно поэтому в тексте Великой Хартии Вольностей нашли свое отражение различные тенденции общественного развития, проявлявшиеся в Англии в начале XIII века. Обсуждая данный вопрос на семинарском занятии, следует принять во внимание те события и процессы, которые происходили в английском обществе после принятия указанной Хартии - на протяжении всего XIII века. В свете этих событий и процессов многие положения Великой Хартии Вольностей становятся более понятными.
Третий вопрос.
Принципы королевского правосудия закрепляются в статьях 17-22, 24, 34, 36, 38, 39,
40, 45, 52, 54, 55, 56, 57 Великой Хартии Вольностей. Тема правосудия, таким образом, одна из стержневых тем данного документа. По словам Д. М. Петрушевского, "делу правосудия Великая Хартия отводит весьма видное место, не забывая при этом даже самых низших слоев английского общества. Можно даже сказать, что центр тяжести ее принципиального значения здесь именно и лежит, и самые знаменитые ее параграфы, стяжавшие Великой Хартии неувядаемую славу (§ 39 и 40), относятся как раз к судебному делу"1.
Большинство статей Хартии имеет своей целью ограничен™ произвола королевской власти в области правосудия. Так, смыслом статьи 17 заключается в том, что Суд Общих Тяжб может теперь собираться и рассматривать дела без участия короля.
Согласно статье 34 "приказ, называемый Praecipe, впредь не должен выдаваться кому бы то ни было о каком-либо держании, вследствие чего свободный человек (liber homo) мог бы потерять свою курию". Смысл содержания процитированной статьи можно понять лишь при условии, если будет точно определено значение термина "курия (curia)". Под этим термином в данной статье подразумевается сеньориальный суд (сеньориальная курия). Термин же "приказ (breve)" обозначает выдаваемое королем предписание о рассмотрении дела в королевском суде. Следовательно, анализируемая статья запрещает королю передавать иски по поводу держания земельного надела, рассматривавшиеся по тогдашней традиции в местных сеньориальных судах, в суды центральные, королевские.
Термин "курия" проливает свет и на значение термина "свободный человек". Очевидно, что под ним подразумеваются в данной статье не все свободные люди английского королевства, а лишь феодалы - именно они имели "курию".
Особое значение не только среди статей Великой Хартии Вольностей, провозглашающих принципы правосудия, но во всем тексте этого правового памятника имеет статья 39.
Какой принцип королевского правосудия закрепляет данная статья?
Оригинальный текст указанной статьи, изложенный как и весь текст Хартии на латыни, выглядит следующим образом:
Magna Carta. Cap. 39: "Nullus liber homo capiatur, vel imprisonetur, aut disseisiatur, aut utlagetur, aut exuletur, aut aliquo modo destruatur, nee super eum ibimus, nee super eum mittemus, nisi per legale judicium parium suorum vel per legem terre".
Великая Хартия Вольностей. Статья 39: "Ни один свободный человек не будет задержан, или заточен в тюрьму, или лишен владения своим земельным наделом, или поставлен вне закона, или выслан [за пределы страны], или каким-либо образом лишен своего положения [в обществе]; сверх того, мы не выступим против него, не нашлем на него [войско], разве только по законному приговору его пэров или по закону страны".
(Перевод В. А. Томсинова.)
Смысл процитированной статьи вполне понятен - согласно ей каждому "свободному человеку" Английского королевства предоставляются гарантии против произвольного заточения под стражу, незаконной конфискации принадлежащей ему недвижимости, лишения правовой защиты, изгнания за пределы страны, лишения социального статуса и т. д. Непонятным остается в статье 39 лишь одно: кто здесь подразумевается под "свободным человеком" - все свободные люди королевства или только феодалы?
Сам по себе текст анализируемой статьи не дает оснований для однозначного ответа на этот вопрос. Суду пэров подлежали, как известно, только представители высших сословий средневекового общества. Поэтому слова "по приговору равных его (per legale judicium parium suorum)" относятся, безусловно, только к феодалам. Однако за указанными словами в статье 39 идут другие слова - - "или по законам страны (vel per legem terre)", которые могут относиться не только к баронам, но и к любым вообще свободным людям Английского королевства. Союз "или (vel)" является одновременно и соединительным, и разделительным союзом. От того, в каком качестве данный союз выступает в последней фразе статьи 39, зависит смысл употребляемого в начале указанной статьи термина "свободный человек". Если этот союз является здесь соединительным, под "свободным человеком" в статье 39 Хартии может подразумеваться только представитель высшего сословия. Если данный союз оказывается в рассматриваемом случае разъединительным, термин "свободный человек" обозначает любого свободного подданного английского короля. Но возможно ли уверенно сказать, в каком из двух качеств выступает в последней фразе статьи 39 Хартии союз "или"? Нет, невозможно!
Таким образом, с помощью чисто грамматического толкования содержания статьи 39 нельзя установить подлинный смысл термина "свободный человек".
Именно неопределенность этого термина позволила авторам "Петиции о праве" 1628 года ссылаться на Великую Хартию Вольностей как на юридический акт, предоставивший гарантии от произвольного заключения в тюрьму всем подданным английского короля.
Но если грамматический способ толкования не дает возможности определить, представителей каких общественных групп защищает статья 39 Хартии, то можно ли достичь данной цели применением других способов толкования правовых норм?
Какие аргументы можно привести в пользу того, что под термином "свободный человек (liber homo)" в статье 39 Великой Хартии Вольностей 1215 года подразумевается только представитель высших слоев тогдашнего английского общества?
Очевидно, что "свободный человек", о котором идет речь в данной статье, -- это, как правило, индивид, обладающий недвижимым имуществом и некоторым влиянием в обществе. В частности, как вытекает из текста самой статьи (причем как из его латинского оригинала, так и из любого варианта перевода на русский язык), этого "свободного человека" можно лишить земельного владения и социального статуса. Чтобы подчинить его, королю необходимо на него нападать, посылать на него кого то (вероятнее всего, с войском), изгонять откуда-то (скорей вес го - из страны). Если "свободный человек" в данном случае -барон, то применение королем для его подчинения всех подобных мер вполне объяснимо. Если же под "свободным человеком" мыслится в статье 39 помимо феодала также и простой подданный - горожанин или сельский житель - не принадлежащий к высшему сословию, то в таком случае зачем применять к нему указанные меры.
Но самое главное даже не в этом, а в том, что, беря под свою защиту всех вообще свободных людей страны, король бесцеремонно вторгался бы в сферу власти местных феодалов. Его Величество тем самым серьезно бы ограничивал власть баронов на местах. Могли ли бароны позволить Иоанну Безземельному -- королю, которого они, образно говоря, поставили на колени, брать под свою королевскую защиту всех простых свободных людей всего своего королевства?
Любопытно, что положения, вошедшие в статью 39 Великой Хартии Вольностей 1215 года, были предложены именно баронами. В перечне "баронских статей", предъявленных королю Иоанну, они составляют статью 29. Взамен термина "свободный человек (liber homo)" здесь используется термин "личность свободного человека (corpus liberi hominis)", да в предпоследней фразе вместо "сверх того, Мы не выступим на него, не нашлем, сверх того, на него [войско] (пес super eum ibimus, пес super eum mittemus)" говорится: "или [пусть] тот король, сверх того, не насылает на него [войско] (пес Rex eat vel mittat super eum)". В остальном же наблюдается почти полное совпадение текста статьи 39 Великой Хартии Вольностей с текстом статьи 29, предложенной баронами.
Термин "свободный человек" используется и в статье 34 Хартии, но там он совершенно недвусмысленно обозначает индивида, имеющего в своем распоряжении сеньоральную курию, то есть представителя высшего сословия. Следовательно, употребление термина "свободный человек" в узком смысле, то есть для обозначения не любого свободного подданного английского короля, но лишь представителя высшего сословия английского общества, было вполне допустимым для составителей текста рассматриваемого правового памятника.
Какие аргументы можно привести в пользу того, что термин "свободный человек" подразумевает в статье 39 Великой Хартии Вольностей не только барона, но всякого вообще сво-Гюдного подданного английского короля?
Первый из таких аргументов можно обнаружить в обстоятельствах принятия указанной Хартии. Баронам удалось одержать победу в конфликте с королем Иоанном и принудить его исличество к подписанию документа, закрепляющего за нимидовольно широкий круг прав и вольностей, только благодаря поддержке их движения различными слоями тогдашнего английского общества. Могли ли бароны в таком случае игнорировать интересы своих союзников в борьбе с королем и закрепить гарантии неприкосновенности личности, изложенные в статье 39 Хартии, только за представителями своего сословия?
Второй аргумент в пользу самого широкого толкования термина "свободный человек", употребляемого в статье 39 Великой Хартии Вольностей 1215 года, заключается в том, что принцип равенства всех людей перед законом, независимо от их сословной принадлежности, был совсем не чужд правосознанию высших сословий английского общества того времени. Но особую ценность данный принцип представлял для королевской власти в Англии - он был одним из сильнейших средств борьбы с сепаратизмом феодальных сеньоров. Утверждение в сфере правосудия принципа законности и равенства всех перед законом было одним из важнейших элементов политики английских королей, начиная с Генриха П.
Статья 60 Великой Хартии Вольностей 1215 года зафиксировала принцип равенства всех перед законом, правда, в довольно своеобразной формулировке. Согласно ей все бароны - подданные английского короля обязаны соблюдать в отношении к своим вассалам все те обычаи и вольности, которые его величество признал надлежащим к соблюдению в своем королевстве относительно своих вассалов. Отсюда можно сделать весьма интересный вывод относительно смысла статьи 39 Хартии, а именно: даже если изложенные в данной статье гарантии от произвольного заточения в тюрьму, незаконных конфискаций имущества и других посягательств на личность король предоставляет только баронам, то есть только представитель высшего сословия подразумевается под термином "свободный человек", то эти гарантии все равно распространяются на всех свободных людей английского королевства. Бароны обязаны, в соответствии со статьей 60 Хартии, обеспечить соблюдение в отношении подвластных себе людей те правовые нормы, которые король обязался соблюдать по отношению к баронам.
Приводя этот аргумент, следует обратить внимание на статьи 1 и 2 Ордонанса о судьях, изданного в 1346 году английским королем Эдуардом III. В статье 1 указанного Ордонанс; говорится: "Мы приказываем, чтобы Наши судьи отныне обеспечивали осуществление закона и прав всем Нашим подданными, в равной мере богатым и бедным, независимо от личности" В статье 2 это положение подтверждается: "То же самое Мм постановили в отношении баронов Казначейства. И Мы открыт потребовали от них в Нашем присутствии, чтобы они в соответствии с разумом осуществляли право в отношении всех Наших подданных, как больших, так и малых"1 (курсив мой. - В. Т.).
Какие еще аргументы можно привести в пользу, с одной стороны, узкого и, с другой стороны, широкого толкования термина "свободный человек" в статье 39 Великой Хартии Вольностей 1215 года?
Какие принципы королевского правосудия закрепляют статьи 40 и 45 рассматриваемого правового памятника?
Великая хартия вольностей была опубликована в Англии в 1215 г. Появление ее знаменует собой первый этап политической борьбы феодалов с королевской властью, приведшей к ограничению последней и образованию в Англии в ХШ в. сословной монархии. Бароны, возглавившие борьбу, в которой приняли также участие рыцари, горожане и свободнее крестьяне, предъявили королю ряд требований, изложенных в так называемых «баронских статьях». Эти статьи и легли в основу Великой хартии, подписанной королем и изданной от его имени.
Великая хартия защищала интересы класса феодалов, прежде всего интересы его верхушки - баронов, ограничивая в их пользу королевскую власть и предоставляя им различные феодальные права и вольности. Поэтому Великая хартия является феодальным документом. Естественно, что в какой-то мере она должна была защитить интересы и тех слоев английского общества, которые поддерживали крупных феодалов в борьбе с королем, т. е. рыцарей и горожан. Нельзя забывать, однако, того основного факта, что Великая хартия была составлена по принципу «исключения вилланства», т. е. распространялась только на свободных людей, оставляя основной класс Англии - крепостное крестьянство - по-прежнему в бесправном и угнетенном состоянии.
В приводимом документе отразились причины недовольства различных категорий английского населения политикой короля, их экономические и политические требования, а также административно- судебное устройство Английского государства в то время.
Иоанн, божьей милостью король Англии, сеньор Ирландии, герцог Нормандии и Аквитании, граф Анжу, архиепископам, епископам, аббатам, графам, баронам, юстициариям, чинам лесного ведомства, шерифам, бэйлифам, слугам и всем должностным лицам и верным своим привет. Знайте, что мы по божьему внушению и для спасения души нашей и всех предшественников и наследников наших, в честь бога и для возвышения святой церкви...
1. Во-первых, дали перед богом свое согласие и настоящей хартией нашей подтвердили за нас и за наследников наших на вечные времена, чтобы английская церковь была свободна и владела своими правами в целости и своими вольностями в неприкосновенности...
12. Ни щитовые деньги, ни (какое-либо иное) пособие не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего, если это не для выкупа нашего из плена и для возведения в рыцари первородного сына нашего и для выдачи первым браком замуж дочери нашей первородной, и для этого должно брать лишь умеренное пособие; подобным же образом надлежит поступать и относительно пособий с города Лондона.
13. И город Лондон должен иметь все древние вольности и свободные свои обычаи как на суше, так и на воде. Кроме того, мы желаем и соизволяем, чтобы все другие города, и бурги, и местечки, и порты имели все вольности и свободные свои обычаи.
14. А для того, чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием в других случаях, кроме трех вышеназванных, или для обложения щитовыми деньгами, мы повелим позвать архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов нашими письмами каждого отдельно и, кроме того, повелим позвать огулом, через шерифов и бэйлифов наших, всех тех, кто держит от нас непосредственно.
15. Мы не позволим впредь никому брать пособие со своих свободных людей, кроме как для выкупа его из плена и для возведения в рыцари его первородного сына и для выдачи замуж первым браком его первородной дочери; и для этого надлежит брать лишь умеренное пособие.
16. Никто не должен быть принуждаем к несению большей службы за спой рыцарский лен или за другое свободное держание, чем та, какая следует с него.
17. Общие тяжбы не должны следовать за нашей курией, но должны разбираться в каком-нибудь определенном месте...
20. Свободный человек будет штрафоваться за малый проступок только сообразно роду проступка, а за больший проступок будет штрафоваться сообразно важности проступка, причем должно оставаться неприкосновенным его основное имущество, таким же образом (будет штрафоваться) и купец, и его товар останется неприкосновенным; и виллан таким же образом будет штрафоваться, и у него останется неприкосновенным его инвентарь, если он подвергнется штрафу с нашей стороны; и никакой из названных выше штрафов не будет наложен иначе, как на основании клятвенных показаний честных людей из соседей...
35. Одна мера вина пусть будет по всему нашему королевству, и одна мера пива, и одна мера хлеба, именно лондонская четверть, и одна ширина крашеных сукон и некрашеных и сукон для панцирей, именно два локтя между краями; то же, что о мерах. пусть относится и к весам...
39. Ни один свободный человек не будет арестован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его и по закону страны.
40. Никому не будем продавать права и справедливости, никому не будем отказывать в них или замедлять их.
41. Все купцы должны иметь право свободно и безопасно выезжать из Англии и въезжать в Англию, и пребывать, и ездить но Англии как по суше, как и по воде. для того чтобы покупать и продавать без всяких незаконных пошлин, уплачивая лишь старинные и справедливые обычаем установленные пошлины, за исключением военного времени; если они будут из земли, воюющей против нас, и если такие окажутся в нашей земле в начале войны, они должны быть задержаны без ущерба для их тела и имущества, пока мы или великий юстициарий наш не узнает, как обращаются с купцами нашей земли, находящимися тогда в стране, воюющей против нас; если наши там в безопасности, то и те и другие должны быть в безопасности в нашей земле...
52. Если кто был лишен нами, без законного приговора своих пэров, земель, замков, вольностей или своего права, мы немедленно же вернем ему их; и если бы об этом возникла тяжба. пусть будет решена она по приговору двадцати пяти баронов, о которых сделано упоминание ниже, где идет речь о гарантии мира; относительно же всего того, чего кто-либо был лишен без законного приговора своих пэров королем Генрихом, отцом нашим, или королем Ричардом, братом нашим, и что находится в наших руках или чем другие владеют под нашим обеспечением, мы получим отсрочку до конца обычного срока принявших крест; исключение составляет то, о чем уже начата тяжба или начато расследование по нашему повелению перед принятием нами креста, когда же мы вернемся из нашего паломничества или если случится, что воздержимся от нашего паломничества, мы немедленно же окажем относительно этого полную справедливость...
61. После же того как мы для бога и для улучшения королевства нашего и для более успешного умиротворения раздора, родившегося между нами и баронами нашими, все это вышеозначенное пожаловали, желая, чтобы они пользовались этим прочно и нерушимо на вечные времена,- создаем и жалуем им нижеписанную гарантию, именно: чтобы бароны избрали двадцать пять баронов из королевства, кого пожелают, которые должны всеми силами блюсти и охранять и заставлять блюсти мир и вольности, какие мы им пожаловали и этой настоящей хартией нашей подтвердили. (...)
О парламенте
В приведенных здесь документах последовательно говорится о социальном составе и организации парламента (документы а, б), о выборах в парламент представителей графств и городов (документы в, г), о петициях в парламент (просьба о помощи) отдельных слоев английского общества (документ д).
О соблюдении которых идёт речь во многих статьях хартии, а также издаваемые при вступлении на престол хартии вольностей прежних английских королей (особенно Генриха I). Формально, до подписания Великой хартии вольностей она представляла собой петицию с изложением требований баронов и называлась «Баронские статьи».
История
Подписание Великой хартии вольностей стало результатом поражения короля в борьбе с восстанием баронов , которые были недовольны усилением королевской власти. В восстании участвовали и другие слои общества: рыцари и горожане , выступавшие в основном против увеличения налогового бремени , притеснений со стороны чиновников и неудачной внешней политики , проводимой королём.
По сути, Великая хартия вольностей представляла собой договор короля с оппозицией (в основном церковно-баронской), которой гарантировалось соблюдение определённых прав и привилегий свободных сословий: церкви , баронов и купцов.
Хартия получила название Великой, поскольку содержала наиболее обширный к тому времени перечень материальных и политических требований о гарантиях прав и свобод, которые король вынужден был принять.
Великая хартия вольностей была аннулирована Иоанном уже в том же году, что и была подписана, однако в последующем подтверждалась королями Генрихом III , Эдуардом I и Эдуардом II (за исключением принижающих престиж короны так называемых конституционных статей).
Великая хартия вольностей была почти забыта в и XVI веках , однако в дальнейшем сыграла значительную роль в Английской революции , будучи использованной парламентской оппозицией для обоснования права контролировать действия королевской власти и левеллерами для пропаганды общедемократических требований.
Значение
Большая часть статей посвящена установлению законности , правопорядка и гарантиям личных прав населения в рамках «общего права» .
Великая хартия вольностей также содержала положения о единстве мер и весов, о свободном въезде и выезде из королевства , о запрещении взыскивать произвольные судебные пошлины, запрещении чиновникам привлекать кого-либо к ответственности лишь по устному заявлению без свидетелей , заслуживающих доверия, и других гарантиях правосудия .
Кроме закрепления соблюдения королём установленных обычаев, хартия запрещала взимать с феодалов безвозмездные отчисления в пользу короны без их согласия (щитовые деньги), ликвидировала права короля на вмешательство в деятельность феодальных курий и, главное, создавала комитет из 25 баронов, которые в случае нарушения великой хартии вольностей королём имели право начать против него войну .
Особое значение в великой хартии вольностей имеет 39 статья, в которой запрещались арест, заключение в тюрьму , лишение владения, объявление вне закона, изгнание и иное ущемление прав феодалов как свободных людей, иначе как по законному приговору равных (укрепив институт присяжных).
Эти статьи хартии оказались наиболее жизнестойкими и составили основу последующих редакций хартии, придали ей в дальнейшем силу конституционного документа и значение манифеста «прав человека и гражданина » - такую окончательную трактовку хартия получила в эпоху английской революции .
Великая хартия вольностей является памятником средневекового права Англии и частью британской конституции (наряду с Хабеас корпус акт , Биллем о правах 1689 и Актом о престолонаследии ).
Изначально великая хартия вольностей была написана на латинском языке без подразделения на статьи .
Хартия неоднократно переиздавалась (в , , 1225 годах), а на текст 1225 года в редакции 1297 года под названием «Статут о неразрешении налогов» обычно ссылаются в различных законодательных актах как на официальный текст хартии.
Сохранившиеся тексты Хартии
Одна из 4-х копий. Подписанная королём в 1215 году первая Великая хартия вольностей не сохранилась.
Подписанная королём в 1215 году первая Великая хартия вольностей не сохранилась. До наших дней дошли четыре копии с Хартии 1215 года - все они хранятся в Великобритании: две в Британской библиотеке , одна - в Соборе Линкольна (Lincoln Cathedral) и ещё одна - в Соборе Солсбери (Salisbury Cathedral).
Также сохранилось тринадцать других копий Великой хартии вольностей, в том числе четыре - датируемых 1297 годом .
18 декабря 2007 года Дэвид Рубенштейн (англ. David Rubenstein), представляющий Carlyle Group , купил одну из копий за 21 млн долларов.
Примечания
Литература
- Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. - М.: Юристъ, 2001. ISBN 5-7975-0429-4 .
- Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- Большая советская энциклопедия. - Издательство «Советская энциклопедия». 1970-1977.
- Барг М. А. Исследования по истории английского феодализма в XI-XIII вв. /М. А. Барг.- М.: Советская литература, 1962.
- Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. К. И. Батыра.-М.: Издательство БЕК, 1996.
- Всеобщая история государства и права: Учебник для вузов / Под ред. З. М. Черниловского.- М.: Юристъ, 1996.
- Гутнова Е. В. Возникновение английского парламента / Е. В. Гутнова.- М.: Прогресс, 1960.
- История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: в 2 ч./ Под ред. О. А. Жидкова.- М.: Издательство НОРМА, 2001.-Ч.1.
- Петрушевский Д. М. Великая Хартия Вольностей и конституционная борьба в английском обществе во II половине XIII века / Д. М. Петрушевский.- М.: Издательство Сабашниковых, 1918.
- Петрушевский Д. М. Очерки из истории английского государства и общества в средние века. - М.: б/и, 1937.
- Романов Н. А. Происхождение парламента в Англии / Н. А. Романов // Книга для чтения по истории средних веков / М.: б/и, 1918.
- Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К. И. Батыра. - Ч.1. - М.: Юристъ, 2000.
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Великая хартия вольностей" в других словарях:
- (лат. Magna Charta Libertatum, англ. The Great Charter) грамота, подписанная английским королем Иоанном Безземельным 15 июня 1215 года и ставшая в последующем одним из основополагающих конституционных актов Великобритании … Википедия
Великая хартия вольностей - (Magna carta), грамота, подписанная королем Иоанном Безземельным 15 июня 1215 г. в Раннимеде под давлением баронов и Лангтона, архиепископа Кентерберийского. Содержала 61 или 63 статьи (последняя статья иногда делится на три части), касавшиеся… … Всемирная история
ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ - (лат. Magna Charta Libertatum, англ. The Great Charter) грамота, подписанная в 1215 г. английским королем Иоанном Безземельным. Ограничивала (в основном в интересах аристократии) права короля, предоставляла некоторые привилегии рыцарству,… … Юридическая энциклопедия
- (лат. Magna Charta Libertatum, англ. The Great Charter) грамота, подписанная в 1215 г. английским королем Иоанном Безземельным. Ограничивала (в основном в интересах аристократии) права короля и предоставляла некоторые привилегии рыцарству,… … Юридический словарь
Современная энциклопедия
Великая хартия вольностей - (лат. Magna Charta Libertatum; англ. The Great Charter) важнейший нормативно правовой акт, грамота, подписанная английским королем Иоанном Безземельным 15.06.1215 г. Написана на латинском языке, содержит 63 статьи. В.х.в. закрепила систему… … Энциклопедия права
Великая хартия вольностей - ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ, грамота, подписанная в 1215 английским королем Иоанном Безземельным. Ограничивала права короля, предоставляла некоторые привилегии рыцарству, верхушке свободного крестьянства, городам. Входит в число действующих актов… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Грамота, подписанная в 1215 английским королём Иоанном Безземельным. Ограничивала (в основном в интересах аристократии) права короля, предоставляла некоторые привилегии рыцарству, верхушке свободного крестьянства, городам. Входит в число… … Энциклопедический словарь
- (Magna Charta libertatum, Great Charter of liberties) хартиями (от χάρτης лист папируса) называются в английской истории те королевские грамоты, которые даруют или подтверждают различные льготы всему народу или отдельным общинам. Первую хартию… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
- (лат. Magna Charta Libertatum, англ. The Great Charter), скрепленный печатью английского короля Иоанна Безземельного документ, гарантировавший его подданным определенные привилегии и права. Группа восставших баронов вынудила короля принять… … Энциклопедия Кольера
Книги
- Великая хартия вольностей. Конституционная борьба в английском обществе во второй половине XIII века , Д. М. Петрушевский , Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1918 года (издательство "Москва")… Категория: Гуманитарные науки Серия: Издатель:
В истории государства и права Англии особое место принадлежит Великой Хартии вольностей. Этот документ, рассматриваемый историками как первый акт конституционного назначения, был подписан 15 июня 1215 г. в долине Темзы, недалеко от местечка Раннимед, во время встречи короля с восставшими баронами.
Определение 1
Великая Хартия Вольностей (Magna Carta Libertatum) - это жалованная королевская грамота, представляющая собой итог борьбы феодальной знати (баронов) и примкнувших к ней других социальных сословий и групп против королевского налогового и административного произвола.
Привилегии баронов
В большинстве положений Великой хартии вольностей (Magna Carta Libertatum) нашли отражение интересы баронства и церковных феодалов. Король брал на себя обязанность соблюдения свободных церковных выборов; давал обещание не взимать со своих вассалов больше поборов, нежели установлено обычаями. Король обязался не взимать со своих непосредственных вассалов «щитовых денег» без получения на то согласия «общего совета королевства».
Членами данного совета могли быть непосредственные держатели короля, т. е. целом - те же бароны. Бароны в отличие от представителей всех иных сословий могли быть судимы только людьми равного с ними положения - пэрами. Король не должен был подвергать аресту баронов, лишать их имущества, не мог объявить их вне закона в отсутствие законного приговора пэров.
Было отменено закрепленное реформой Генриха II право короля на вмешательство в деятельность сеньориальных судов. С целью контроля над тем, как выполняются положения хартии, должен был быть избран комитет, в составе которого должны были войти 25 баронов. В случае, если король нарушит хартию, совет мог объявить ему войну.
Интересы рыцарства, горожан и других сословий
В гораздо меньшей степени в хартии были отражены интересы рыцарства и верхушки свободного крестьянства. Бароны и король не могли потребовать с держателей рыцарских феодов большее число служб и феодальных платежей, нежели было установлено. Всем свободным людям давалось обещание защиты от злоупотреблений со стороны королевских чиновников и завышенных штрафов; для них сохранялись судебные поряд ки, установленные Генрихом II.
В еще меньшей степени Хартия отразила интересы городов и городского населения. Хартией лишь подтверждалась неприкосновенность уже имевших место вольностей Лондона и иных городов, однако, право короны взимать с них особенно ненавистный побор - талью (tallagium) не было ликвидировано.
Устанавливалось единство мер и весов. Хартией разрешался свободный въезд и нахождение в Англии иностранных купцов. Данная мера, хотя и была направлена на развитие внешней торговли, для горожан была невыгодной, нарушая их монополию.
Основная же масса английского народа - вилланы - от Великой Хартии не получили никаких прав. Хартией лишний раз подчеркивалось их абсолютное бесправие в английском феодальном государстве.
Значение Великой Хартии вольностей
Ряд положений хартии имели реакционный характер; тем не менее, Великая хартия для своего времени была прогрессивным документом: ограничивался королевский произвол не только в отношении баронов, но также в отношении горожан и рыцарства эти слои получали защиту от притеснений со стороны крупных феодалов.
Замечание 1
Таким образом, в Великой хартии нашло отражение соотношение социально-политических сил Англии в начале $XIII$ в., и в первую очередь она являлась временным компромиссом короля и баронов. Содержание политических статей Хартии говорит о том, что бароны стремились к сохранению собственных привилегий и иммунитетов, к контролю над верховной властью и ее ограничению.
Великая Хартия вольностей стала неудачной попыткой компромисса роялистов и повстанцев в рамках событий, которые привели к началу Первой Баронской войны в 1215 году. Начиная со времен Вильгельма Завоевателя, короли Англии последовательно укрепляли и централизовывали систему управления страной. Вся знать государства (бароны и рыцари) была вассалами короля – формально их земельные владения принадлежали Короне.
Некоторые короли (Генрих I и Стефан Блуаский), получившие власть с нарушением прав наследования, вступая на престол, издавали специальную прокламацию, так называемую Хартию вольностей, для того чтобы привлечь сторонников и упрочить свое положение. Этим документом новый король обычно давал обещание устранить злоупотребления предыдущего правителя и гарантировал права своих подданных. Однако получивший престол законным образом Генрих II старался всяческими способами уклониться от обещаний предшественников, понемногу отнимая дарованные привилегии.
К моменту восшествия на престол Иоанна Безземельного (Джона Лакленда) королевская власть была практически ничем не ограничена. Новый правитель придерживался девиза «vis et voluntas» (сила и воля), зачастую принимая своенравные и необдуманные решения, оправдывая их тем, что король выше закона.
Правление Иоанна Безземельного
Иоанн потерял большую часть своих земель во Франции, воюя с королем Филиппом II, и тщетно пытался вернуть их в течение многих лет, все больше и больше увеличивая налоговое бремя на своих вассалов и города, чтобы изыскать средства для ведения войны. Естественно это вызывало недовольство среди купцов, простого люда и баронов, многие из которых испытывали личную неприязнь к королю.
Капризный и непоследовательный Иоанн допускал множество несправедливостей в отношении своих подданных, беспрестанно нарушая феодальное право и выказывая неуважение к законам. Король посягал на права и имущество не только своих вассалов, но даже Церкви, что привело к прямому конфликту с Римом. Отлучение папой Иннокентием III Иоанна от церкви и наложение на Англию интердикта привело к тому, что в течение нескольких лет духовенство отказывалось отправлять на территории страны какие бы то ни было церковные обряды — будь то венчание, отпевание или крещение младенцев. Учитывая, что во времена средневековья религия пронизывала все сферы человеческой жизни, такое решение папы Римского отнюдь не добавило королю популярности и среди простого народа. В 1213 году Иоанн таки примирился с Церковью, признав себя ее вассалом, однако практически все слои населения уже были настроены против него.
После разгрома английских и союзнических войск в битве при Бувине в 1214 году, Иоанн был вынужден просить французов о перемирии, что фактически означало отказ от владений английской короны на континенте. В результате поражения и без того непрочное положение короля пошатнулось еще больше – спустя несколько месяцев после возращения из Франции, Иоанн столкнулся с мятежом недовольных баронов на севере и востоке страны.
Противостояние Иоанна и мятежников
Повстанцы требовали «свободы для церкви и королевства»: король должен восстановить Хартию вольностей Генриха I, принятую в предыдущем столетии и защищавшую привилегии баронов. В январе 1215 года мятежники направили к королю делегатов, которые потребовали подтверждения прав, дарованных Генрихом I.
Иоанн пообещал исполнить все требования к Пасхе, рассчитывая до того времени подавить сопротивление. Он также обратился за помощью к папе Римскому. Письма от папы, выражающие поддержку королю прибыли в апреле, однако мятежные бароны к тому времени собрали войско, которое направилось к Брэкли. Через доверенных людей королю повторно были переданы требования повстанцев с угрозами принуждения к их исполнению силой в случае отказа.
Несмотря на уговоры соратников, король категорически отказался пойти на уступки, что дало повод мятежникам отречься от вассальной клятвы верности Короне. Поскольку Иоанну удалось настроить против себя практически все население, помощь мятежникам приходила отовсюду. Жители Лондона пообещали повстанцам всемерную поддержку, если они решат начать наступление на город. Уже в мае город был в руках восставших, что привлекло новую волну перебежчиков из роялистского лагеря. От Иоанна отвернулась вся Англия, никто не желал повиноваться и платить подати.
Король предложил обратиться к посредничеству папы Римского, однако повстанцам такая перспектива не показалась привлекательной. По поручению короля архиепископ Кентерберийский организовал мирные переговоры.
Великая Хартия вольностей 1215 года
В июне 1215 года король и лидеры повстанцев встретились на южном берегу Темзы. Мятежники представили свой проект реформ, так называемые «Баронские статьи». При посредничестве архиепископа Кентерберийского в течение следующих 10 дней эти статьи были частично переработаны и дополнены, получив впоследствии название «Великой Хартии вольностей». 19 июня повстанцы возобновили свои вассальные клятвы королю, и статут был официально обнародован.
Требования документа выходили за рамки индивидуальных жалоб баронов, формируя предложение политических реформ. Хартия обещала защиту церковных прав, защиту от незаконного тюремного заключения, доступ к скорому и справедливому правосудию. Но самое главное, документом регулировалось налогообложение и прочие феодальные выплаты Короне. Основное внимание уделялось правам свободных людей, в частности баронов, однако частью статей регулировались и права крепостных.
Одним из пунктов создавался совет из 25 баронов для наблюдения за выполнением королем положений Хартии. Если Иоанн после уведомления советом о нарушении не возвращался к исполнению взятых на себя обязательств, то бароны имели полное право захватить замки и земли короля, отказавшись на время от вассальной клятвы. Если же король исправлял допущенные нарушения, то все возвращалось на свои места. По сути, впервые был создан официально признанный способ коллективного принуждения короля. Таким способом бароны пытались заставить Иоанна исполнять положения Хартии, однако эта статья настолько сильно ущемляла власть короля, что неизбежно должна была привести к гражданской войне.
Обе стороны не доверяли друг другу и не стремились исполнять положения документа. Король в июле обратился к папе Иннокентию, утверждая, что Хартия нарушает права самого папы, который номинально являлся феодалом Иоанна. В свою очередь бароны, обещавшие в рамках мирного соглашения освободить Лондон к 15 августа, в назначенный срок отказались это сделать. Прибывшее в конце сентября послание папы лишь подлило масла в огонь: в нем понтифик назвал Хартию постыдной, унизительной, несправедливой и незаконной, а следовательно не имеющей никакой силы. Под угрозой отлучения от церкви королю запрещалось исполнять положения статута, а баронам требовать их исполнения.
Последовал новый виток противостояния – мятежники обратились за помощью к сыну французского короля Филиппа II принцу Луи, предлагая в обмен на помощь английский трон. В ноябре 1215 года наследник французского престола направил своих рыцарей для обороны Лондона, а впоследствии решился на открытое вторжение. Столкновения между мятежниками во главе с принцем Луи и войсками Иоанна с переменным успехом продолжались до октября 1216 года, когда последний заболел дизентерией и скоропостижно скончался.
Редакция 1216-17 годов
По сути, с его смертью исчезла и основная причина противостояния – теперь французский наследник не казался мятежным баронам такой уж привлекательной кандидатурой на роль нового государя. В результате усилий части баронов во главе с епископом Винчестерским, на престол был возведен малолетний сын Иоанна, получивший после коронации имя Генриха III. Конечно, француз не пожелал добровольно отказаться от английского престола, однако после серии поражений был вынужден смириться.
Для того чтобы вернуть лояльность мятежных баронов, в 1216 году от имени малолетнего короля была принята отредактированная версия Хартии, из которой были изъяты некоторые положения (в том числе статья о совете баронов, контролирующем действия Короны). Некоторые пункты статута 1215 года были отредактированы – часть сокращена, а часть наоборот расширена (например, исключалось положение о свободе церковных выборов, зато права вдов напротив, были расширены). Поскольку политическая обстановка в стране на тот момент была все еще нестабильной, текст Хартии был объявлен временным. Окончательный вариант было обещано издать после наступления мира, что и было сделано в ноябре 1217 года. Из предыдущей Хартии 1216 года была изъята одна статья и добавлены четыре новых. Одновременно с новой редакцией документа была принята Лесная хартия, устанавливавшая границы королевских лесов и регламентировавшая наказание за их нарушение. Так была отменена смертная казнь за убийство оленей в королевских лесах, хотя нарушители по-прежнему подвергались штрафам и тюремному заключению.
Редакция 1225 года
По мере того, как несовершеннолетний король взрослел, его власть постепенно укреплялась. Страна восстанавливалась после гражданской войны, и правительство понемногу возвращало контроль над округами, увеличивая королевский доход, не преступая однако условий договора.
В 1225 году Людовик VIII (бывший принц Луи, некогда претендовавший на английский престол) вторгся в оставшиеся владения английского короля на континенте. После падения Пуату возникла угроза падения Гаскони, если не будет прислана помощь из Англии. В обмен на уплату налога в 40 000 фунтов для отправки армии, бароны потребовали от юного короля переиздания Великой Хартии вольностей и Лесной хартии. Новый документ по большей части соответствовал редакции 1217 года, однако в данной версии король объявлял все права дарованными по его воле и подтверждал это своей печатью.
Бароны ожидали, что король будет действовать в соответствии с Хартией, подчиняясь закону и руководствуясь советами дворянства. Неопределенность продолжалась до 1227 года, когда король стал совершеннолетним и начал править самостоятельно. Генрих объявил, что все будущие хартии должны быть скреплены его печатью, что ставило под сомнение легитимность предыдущих документов. Король шантажировал дворянство отменой Лесной Хартии, если обещанные налоги не будут выплачены.
Генрих III правил в течение 56 лет и к моменту его смерти в 1272 году Великая Хартия стала частью английской судебной системы, основанной на правовых прецедентах.
В последний раз Великая Хартия вольностей была переиздана сыном и наследником Генриха III, королем Эдуардом I.
Основные положения хартии
Большая часть Великой Хартии была почти дословно скопирована из Хартии свобод Генриха I, изданной во время его восшествия на престол. Документ известный сегодня как Великая Хартия вольностей является не статутом 1215 года, а более поздней редакцией 1225 года. Многие положения документа 1215 года не предназначались для внесения долгосрочных изменений, а способствовали ликвидации непосредственных нарушений и злоупотреблений Иоанна Безземельного. В последующих редакциях из документа было изъято более 20 пунктов.
Рельеф
Большинство статей Хартии 1215 года и более поздних версий касались феодальных прав короля над баронами. Рельеф – своеобразный налог на наследование земли — был одним из источников королевского дохода. Поскольку размер рельефа изначально не был установлен, у короля зачастую возникал соблазн злоупотребить своими правами. Четкий размер этого налога впервые был прописан еще в Хартии Генриха I, однако зачастую владения баронов продолжали облагаться по усмотрению короля. Именно Хартия 1215 года впервые документально зафиксировала максимальный размер рельефа, больше которого король не имел права взимать.
Скутагий (щитовые деньги)
Щитовые деньги – особая форма средневекового налогообложения. Поскольку формально вся земля в стране принадлежала королю, дворяне в обмен на свои земли были обязаны нести военную повинность, но многие предпочитали избегать службы, уплатив некоторую сумму. На эти деньги Корона зачастую нанимала наемников для ведения войн. Как и в случае с рельефом изначально размер щитовых денег не был прописан и короли зачастую злоупотребляли своими правами. Пункты 12 и 14 Хартии регулировали этот процесс, предлагая созывать совет из знатных людей, в случае если у короля возникнет потребность в сборе скутагий.
Борьба с коррупцией
В пунктах 28-31 говорится, что ни один королевский офицер не имеет права брать какой-либо товар (зерно, древесину) или транспорт без оплаты или согласия владельца. Также констеблям запрещается принуждать рыцаря платить за охрану замка, если тот желает делать это сам или доверяет охрану кому-то другому.
Вопросы судоустройства
Королевские суды играли большую роль в обеспечении правосудия по всей стране. По указанию Иоанна Безземельного суды зачастую принимали решения, дававшие возможность королю вымогать значительные суммы у баронов. В пунктах 39 и 40 указывалось, что в королевской системе правосудия должна применяться только надлежащая процедура, а пункт 45 регулировал назначение королем квалифицированных чиновников на соответствующие должности. В первоначальной Хартии эта часть не имела особого значения, но стала чрезвычайно важной в последующие века. Пункт 38 запрещал привлекать к ответственности лишь на основании устных обвинений, без показаний заслуживающих доверия свидетелей.
Права простых людей и торговля
Всего несколько статей документа регулируют права горожан и купцов. Так, статья 13 подтверждала древние вольности некоторых городов, статья 45 вводила единство мер и весов по всему королевству, что должно было способствовать торговле, статья 33 декларировала устранение в будущем всех запруд и препятствий на водных путях. Довольно противоречивой в отношении защиты прав английских купцов оказалась статья 41, которая давала равные возможности для беспрепятственной торговли всем купцам, в том числе и иностранным.
Права церкви
Роль и права английской церкви были предметом обширных дебатов в годы, предшествующие принятию Хартии. Короли традиционно пользовались большой властью над Церковью на своих территориях. Пункт 1, обещающий церковные свободы, отражает компромисс между Иоанном и папой Иннокентием III – в обмен на это условие король получал от Рима политическую поддержку.
Общая характеристика Великой Хартии вольностей
Великая Хартия вольностей, изначально бывшая попыткой ограничить практически безраздельную королевскую власть, со временем стала основополагающим законом страны. Она заложила основы правового порядка в государстве, объединив различные социальные слои для решения назревших проблем. Хартия 1215 года юридически действовала всего в течение нескольких месяцев, однако в урезанном виде была воссоздана Генрихом III, наследовавшим Иоанну Безземельному. В редакцию 1225 года был включен ряд уступок – в обмен на соблюдение Хартии король получал субсидирование от большого совета феодалов, который действительно собирался Генрихом вплоть до 1258 года, хотя король и не особо с ним считался. В некотором смысле совет был ранней формой парламента – он не назначался королем и имел право собираться без его указаний.
Окончательно утвердил Хартию наследник Генриха Эдуард I, расширив документ актом о том, что все налоги и поборы будут взиматься только по воле и общему согласию всех свободных людей королевства.
Впоследствии содержание Хартии неоднократно изменялось в зависимости от новых условий. Больше всего споров велось вокруг пункта 39, и со временем «законный приговор равных» трансформировался в суд жюри присяжных.
Именно на основе статей Великой Хартии в 17 веке судья Эдвард Кок последовательно проводил идею верховенства общего права, что привело впоследствии к возникновению Петиции о праве, которую называют «второй Великой Хартией».
По сути, документ стал символом многовековой борьбы между властью и законом, утверждая верховенство последнего.
На сегодняшний день только три статьи Великой Хартии вольностей по-прежнему остаются в статуте Англии и Уэльса:
3 оценок, среднее: 4,33 из 5 )Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.