Имажинизм в русской литературе. Серебряный век. Имажинизм Группа имажинистов

Имажинизм как литературное течение в России формировался в 1910-е годы. Он был связан с неспособностью культурной системы того времени ответить на новые вызовы, появившиеся в переходный период с его стремительно возросшим ритмом жизни. Распад привычной картины мира и возникновение альтернативной с особенной остротой затрагивало весь Прежде всего это касалось молодых художников и поэтов.

Происхождение термина "имажинизм"

Сам термин "имажинизм" в литературе является заимствованием у авангардистской поэтической школы Англии. Эта школа получила название имажизма. Расскажем вкратце о ней. В российской печати первые сведения об английских имажистах появились в 1915 году. Именно тогда была опубликована в сборнике "Стрелец" статья "Английские футуристы" З.А. Венгеровой. В ней говорилось о поэтической группе из Лондона, во главе которой были Т. Хьюм, Э. Паунд, Р. Олдингтон,

Имажизм, появившийся в Англии в 1910-х годах, ставил перед собой вполне определенную художественную задачу. Она была не абстрактно-поэтической, а конкретной и жизненной - следовало прямо воспроизводить действительность. Шаблонным, истертым поэтическим клише имажисты противопоставляли "свежие", необычные образы (по-английски - image, откуда и возникло название этой школы). Они стремились обновить поэтический язык. Это отразилось в их теориях свободного стиха, образа.

Когда возник имажинизм в русской литературе?

Термин "имажионизм" в России появился в книге "Зеленая улица..." В.Г. Шершеневича, опубликованной в 1916 году. В ней еще не порвавший связей с футуризмом автор назвал себя так. Шершеневич обратил особое внимание на содержание поэтического образа, а не на его форму. Именно он стал главным идеологом нового направления. В 1918 году Шершеневич заявил о появлении "имажионизма" как явления более широкого, чем футуризм. Современный термин закрепился с 1919 года. С той поры часто появлялись понятия "имажинисты" и "имажинизм" в литературе. Краткое определение последнего можно дать следующее: литературное течение, утверждавшее главную роль словесного образа над идеей, смыслом, пришедшее на смену русскому футуризму.

"Декларация" имажинистов

Имажинизм в литературе нашей страны сыграл заметную роль. Во всех известных энциклопедиях появились статьи о нем. Группа имажинистов, образовавшаяся в то время, ставку делала на образность. Именно она считалась основной чертой поэтического творчества. В 1919 году в журнале "Сирена" была опубликована "Декларация" - первый манифест нового направления. Поэты утверждали, что выявление жизни с помощью образа и его ритмики является единственным законом всяческого искусства, его несравненным методом. В этом документе была представлена творческая программа приверженцев нового направления. Утверждалось, что в структуре художественного произведения ключевое значение имеет образ. На его теории строилась вся программа. Из текста "Декларации" мы узнаем, что имажинизм в литературе имеет следующую основу: специфическое понимание его представителями роли эстетического воздействия образа. Именно впечатление от последнего, искусственно сконструированного, является определяющим в поэзии.

"2х2=5"

Еще одно теоретическое обоснование нового направления - трактат Шершеневича (на фото выше) под названием "2х2=5". Автор его видел поэзию родственной математике. Ему представлялись ненужными любые попытки за исключением авторских. Ради возникновения образа утверждался принцип равенства нечистого и чистого. Это оборачивалось порой откровенно плотскими изображениями.

Язык с точки зрения имажинизма

Свое видение языка предложили те, кто создал имажинизм в литературе. Представители его сформулировали мысль о том, что язык поэзии является уникальным. На ранней стадии развития, как полагали они, он был весь пропитан образными представлениями. Поэтому представители имажинизма в русской литературе считали логичным изучать истоки языка. Таким способом они хотели обнаружить исконные образы различных слов. Более того, анализируя традиционное словообразование и свойства языка, они начали создавать образы сами. Однако исследователь Д.Л. Шукуров отмечает, что то, как понимали художественное слово имажинисты, номиналистично и предельно рационализировано.

Стремление к изначальной образности слова

Представители нового направления объявили своей главной целью именно уникальный образ, а не просто необычное слово. В.Г. Шершеневич переосмыслил опыт футуристов, в частности, созданную ими теорию "заумной поэзии". Он создал другой вариант концепции так называемого "самовитого слова". Под последним следовало понимать основу триады из трудов А.А. Потебни по языкознанию.

Ученый в составе слова выделял его содержание ("внутреннюю форму"), изначальную образность и внешнюю форму. Отвергая формально-звуковую и содержательную стороны, имажинисты свое внимание акцентировали именно на образности. Они стремились максимально насытить ею произведения. Однако при этом имажинисты стремились, чтобы образы не были часто встречающимися.

Отсутствие единства среди имажинистов

В поэтических вопросах, несмотря на наличие некоторой общности, не было абсолютного единства среди представителей нового направления. Соратники и друзья в жизни, они были приверженцами совершенно разных подходов к творчеству (на фото в центре - Есенин, слева - Мариенгоф, справа - Кусиков).

Вряд ли возможно детально охарактеризовать имажинизм в литературе 20 века. В состав школы входили поэты, имевшие весьма разнородные теоретические взгляды и особенности творчества, разные как по литературным, так и по социальным связям. Между Мариенгофом и Шершеневичем, с одной стороны, и Кусиковым и Есениным - с другой, можно найти больше отличий, чем сходства. Насквозь урбанистичен имажинизм первых, а вторых - руристичен. Обе эти струи выражают бытие и психологию разных социальных групп, которые столкнулись во время деклассации. Все это делает непростым ответ на вопрос "Что такое имажинизм в литературе?". Определение его характерных особенностей порой приводит к выявлению противоположностей.

Поэзия Мариенгофа и Шершеневича

Поэзия Мариенгофа (фото его представлено выше) и Шершеневича - продукт городской деклассированной интеллигенции, утерявшей почву. Она нашла свое последнее пристанище и социальные связи в богеме. Творчество этих поэтов являет картину опустошенности и упадка. Бессильны декларативные призывы Мариенгофа и Шершеневича к радости. Упаднической эротикой наполнена их поэзия. Темы, которые раскрываются в ней, связаны с глубоко личными переживаниями. Они полны пессимизма, который был обусловлен неприятием этими поэтами Октябрьской революции.

Природа имажинизма Есенина

Природа имажинизма Есенина совершенно иная. Он был представителем зажиточного деревенского крестьянства, кулачества, которое также было деклассировано. Правда, и в его творчестве можно увидеть пассивное отношение к миру. Однако предпосылки его были совсем иными. Имажинизм Сергея Александровича идет от натурального хозяйства, его вещной конкретности. Именно на почве последнего вырос он. В основе его - зооморфизм и антропоморфизм примитивной психологии крестьян.

Полемика имажинистов

В "Листах имажиниста" В. Шершеневич полемизировал с работой Есенина "Ключи Марии", в которой были высказаны его теоретические идеи. Кроме того, он критиковал поэзию собратьев по искусству. Шершеневич писал, что соединение в стихотворении отдельных образов - работа механическая, а не органическая, как считают А. Кусиков и С. Есенин. Стихотворение - толпа образов, а не организм. Из него можно вытянуть без ущерба один из них или вставить еще десять. С идеями С. Есенина полемизировал также А. Мариенгоф в своей работе под названием "Буян-остров".

Он считал, что современное народное искусство непременно "должно быть сумеречным". Другими словами, это "второй сорт", "полуискусство", "переходная стадия", впрочем, необходимая для массы. А в жизни самого искусства она не играет никакой роли. Есенин ответил своей статьей "Быт и искусство". Сергей Александрович писал, что собратья его не признают согласования и порядка в сочетании образов и слов. И в этом они неправы.

Раскол

Таким образом, назревал раскол. В 1924 году он оформился. Тогда в газете "Правда" появилось "Письмо в редакцию", которое написали С. Есенин и И. Грузинов. Они объявили, что в качестве создателей имажинизма решили довести до всеобщего сведения, что в известном прежде составе группа "имажинисты" объявляется распущенной.

Роль имажинизма в русской литературе

До сих пор среди литературоведов идут споры по поводу того, стоит ли поместить имажинизм рядом с такими направлениями, как футуризм, акмеизм и символизм. Возможно, правильнее это явление рассматривать в ряду многочисленных течений, существовавших в литературе в 1920-х годах. Тем не менее, значительный вклад, внесенный в культуру рифмования его представителями, а также требование единства стихотворной композиции с лирической точки зрения и другие поиски в области поэтики стали актуальными в 1920-е годы. Они служили ориентиром для ряда авторов, творивших во второй половине 20 века и развивавших модернистские традиции.

Теперь вы знаете, как продолжить фразу "имажинизм в литературе - это...". Кратко мы охарактеризовали это направление, назвали основных его представителей. Вы узнали об основных идеях, которые привнесли в искусство приверженцы этой школы. Особенности имажинизма в русской литературе во многом были выражением эпохи, в которую жили его представители.

Имажинизм в литературе известен каждому, кто знаком с творчеством писателей и поэтов серебряного века. Имажинизм не является столь крупный течением, поэтому его не рассматривают как отдельную составляющую литературы этого периода.

Откуда появился термин?

Имажинизм в литературе появился после того, как одна Английская авангардистская поэтическая школа стала пользоваться широкой известностью. Этот термин был заимствован именно оттуда. Эта школа стала так и называться - школа имажинизма.

В России этот термин впервые встретился после того, как в 1915 году на нашей родине услышали об имажинистах в Англии. Именно после этого в российской печати появилась статья «Английские футуристы», автором которой стала З. Венгерова. Эта публикация рассказывала своим читателям о известной английской поэтической группе, в которую входили Элиот, Хьюм, Паунд и Олдингтон.

Суть течения

Имажинизм в литературе Англии, который появился в 1910-х годах, определялся точной задачей, которую ставили перед собой его представители. Основной целью этого течения стало изображение мира именно таким, каким он представлялся в действительности. Если до этого поэты представляли читателю мир абстрактно-поэтически, то теперь они представляли его более реалистично и пессимистично.

Но главным отличием этого течения стало то, что представители имажинизма представляли публике новые и свежие идеи. Термин, произошедший от английского image, уже говорит сам за себя. Представители такого течения приложили немало усилий для того, чтобы максимально обновить поэтический язык. Эти попытки можно увидеть по образам и формам стихотворений серебряного века.

Имажинизм в русской литературе

Представителем этого течения впервые в России стал В. Шершеневич. Его книга «Зеленая улица» стала первым печатным изданием, написанным в духе имажинизма в литературе 20 века. В 1916 году писатель, несмотря на то, что еще окончательно не попрощался с футуризмом, называет себя имажинистом. Шершеневич обращает особое внимание на содержание поэтического образа. Лишь в 1918 году писатель говорит о том, что это течение гораздо шире, чем футуризм.

Только в 1919 году термин крепко закрепляется в России. С этого периода начинаются частые упоминания имажизма в литературе.

Что же такое имажинизм?

Дадим определение имажинизма в литературе - это специфическое течение литературы, которое подразумевало главенство слова, словесного образа непосредственно над идеей, которое встало на смену российскому футуризму.

Декларация представителей имажинизма

В литературе России это течение сыграло очень большую роль. Во всех энциклопедиях появились упоминания об имажинизме в литературе серебряного века. Группа поэтов, которая поддерживала это течение, в своей деятельности делала большие ставки на образность. Именно она считалась главной характерной чертой для поэзии серебряного века.

В 1919 году в одном из известных российских журналов появилась, так называемая, «декларация» всех поэтов-имажинистов. Эта декларация стала первым манифестом нового литературного течения. Поэты, которые считались приверженцами нового направления, утверждали, что для того, чтобы образ был по-настоящему стоящим, необходимо сделать его «живым».

Кроме того, имажинисты утверждали, что этот закон применим не только к литературе и поэзии, но и то, что этот закон - основа всего искусства, в общем. В декларации была описана вся программа творчества имажинистов. Особое внимание в ней уделялось образности. Именно поэтический образ стал главной частью теории имажинизма. Именно то впечатление, которое оставлял после себя созданный образ, и стало главной целью в этом литературном течении, направлении.

Два на два равно пяти

Трактат Шершеневича стал еще одним документом, который рассказывал о сути имажинизма. Писатель связывал литературу и математику как нечто схожее, имеющее много общего и, вероятно, имеющее общие истоки. По мнению Шершеневича, было абсолютно неважно понимание любого текста, кроме авторских попыток интерпретации текста. Чтобы возник образ, считал писатель, необходимо принять принцип чистого и нечистого равенства. Зачастую, это подтверждалось исключительно плотскими изображениями и образами.

Языковые требования

Имажинисты предложили публике свое видение русского языка. Представители этого течения доказывали то, что язык поэзии или поэтический, имеет сильное отличие от литературного языка. Полагалось, что у своих истоков, он отличался своей образностью. Именно поэтому имажинисты придерживались изучения поэзии у самых ее истоков. Таким методом они пытались открыть истинное значение слов, а именно - образы, которые несли слова в самом начале своего появления.

Кроме того, следует отметить, что после глубоко изучения словообразования, главной чертой имажинизма в литературе стало создание и своих - новых образов.

Стремление к истокам

Имажинисты ставили на первое место умение правильно и красиво создавать образы, а не только слова. В. Шершеневич сделал переоценку всех достижений футуристов. Особое внимание он уделил теории, которая была создана представителями футуризма. Эта теория получила название «Заумная». Писатель вывел другую концепцию «самовитого слова» (основа триады по языкознанию А. Потебни).

Шершеневич выделил в составе слова внутреннюю форму, внешнюю форму и изначальную образность. Отвергая все звуковые и письменные формы слова, имажинисты ставили на первое место именно образность слова. При этом представители имажинизма стремились к тому, что образы, которые они создают, не были повторяющимися или похожими.

Никакого единства

В вопросах поэзии, несмотря на то что существовала общность имажинистов, среди представителей данного литературного течения не было никакого единства. Те, кто были друзьями и товарищами по сфере литературной деятельности, имели абсолютно разные подходы к своему делу. Самыми яркими представителями имажинизма в русской литературе стали столь известные поэты, как Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф и Александр Кусиков.

Вряд ли возможно дать характеристику имажинизма в литературе кратко - это целый поэтический этап, который включал в себе огромное количество нюансов и тонкостей.

В составе школы имажинистов были поэты, которые имели абсолютно разные взгляды на теорию, обладали совершенно непохожими творческими подходами. Даже между Мариенгофом и Кусиковым можно найти гораздо больше отличий, чем сходства. Имажинизм первого наиболее руристичен, как и у Есенина, если взглянуть на некоторые произведения. Имажинизм второго, как и Шершеневича, наиболее урбанистичен в сравнении с представителями первого варианта течения.

Но если взглянуть на причины такого разделения, то можно сделать вывод: имажинизм делился еще на несколько ветвей потому, что его представители входили в разные социальные группы, поддерживали разные взгляды и имели разные понятия о мире.

Поэзия Анатолия Мариенгофа

Как уже было сказано выше, творчество поэта стало одним из примеров имажинизма в литературе. Поскольку Анатолий придерживался руристичного имажинизма, стоит сказать о том, что сам поэт принадлежал к городской интеллигенции, которая утрачивала твердую почву под ногами. Все представители такого течения, как и сам Мариенгоф, изображал картины сильного упадка и опустошенности.

Вся сущность поэта находила лишь одно пристанище - богема. Темы, которые затрагивал поэт в своих прекрасных произведениях, связаны с глубокими внутренними переживаниями. Стихотворения наполнены пессимизмом, тоской и печалью. Это можно объяснить тем, что Октябрьская революция была принята далеко не всеми, а поэты имажинисты были ярыми противниками таких изменений в государственном строе.

Имажинизм в творчестве Есенина

Если посмотреть на творчество Сергей Александровича, то можно увидеть, что в его творчестве имажинизм носит совершенно иной характер. Это можно объяснить тем, что Есенин был выходцем из деревни, где вырос в богатой семье.

Семья Сергея была образцом деревенского кулачества. Когда началась революция, Есенин стал замечать, что к его соотечественникам относятся совсем не так, как обещало государство. Это и стало главной предпосылкой к имажинизму. Все его стихотворения, которые можно отнести к литературному течению имажинизма, наполнены печалью, горечью и угнетенностью, вызванные проблемами с натуральным хозяйством. В его стихотворениях видно ту психологию обычных крестьян, которая и определяла различия между жителями деревни и города.

Полемика имажинизма

В своей работе «Листы имажиниста» Шершеневич провел ряд наблюдений, опираясь на творчество Сергея Александровича Есенина. В этой работе он высказывал свои идеи на счет улучшения всей теории имажинизма. Но кроме своих наблюдений, Шершеневич подверг серьезной критике многих поэтов-имажинистов. Кроме того, Шершеневич дал четкое определение стихотворению: это огромное количество образов, собранных воедино, но это не целостный организм. Из стихотворения можно взять один образ и заменить его десятком других, но при этом для литературной единицы не будет никакого ущерба.

С теми идеями, которые поддерживал Сергей Есенин, не соглашался и Анатолий Маренгоф. Свое мнение на этот счет он высказал в сочинении «Буян-остров». Марегноф считал, что работы поэтов-имажинистов должны быть сумеречными. Иными словами, такие произведения должны являть собой второй сорт российской поэзии, в которых нуждается публика так же сильно, как и в произведениях первого сорта. Также Маренгоф точно указывал на то, что эти произведения не играют никакой роли как в мировой, так и в отечественном, искусстве.

Сергей Есенин ответил на эти замечания своим сочинением «Быт и искусство». В этой работе поэт сделал вывод о том, что для Маренгофа и Шершеневича сам принцип имажинизма не имеет никакого значения. К такому выводу он пришел исходя из рассуждений литературных деятелей. По словам Есенина, они отказывались от принятия связи и сочетания между словами и образами.

Раскол

Таким образом, среди представителей имажинизма 20 века назрел раскол. Окончательное признание этого раскола было в 1924 году. Именно в этом году в газете «Правда» было опубликовано письмо, написанное Есениным и Грузиновым. В письме литературные деятели говорили о том, что они, как создатели общества имажинистов, вправе сообщить о роспуске своего сообщества.

Роль имажинизма

Роль имажинизма в русского литературе серебряного века нельзя недооценивать. Именно благодаря этому течению в русском языке появилось множество новых слов, которые несут определенный образ. Оценивая это обстоятельство, литературоведы ведут споры о том, стоит ли поместить течение имажинизма в один ряд с символизмом, футуризмом и прочими течениями. Скорее, верным решением будет рассмотрение этого направления, как и других, которые существовали в огромном многообразии в 1920-х годах прошлого века. При этом нельзя не учитывать тот значительный вклад в русскую литературу представители имажинизма: развитие культуры рифмования, единство лирической стихотворной композиции и многие другие достижения в области поэзии.

Имажинизм возник в русской литературе в первые годы после революции и был, наверное, последней из нашумевших поэтических школ в России ХХ столетия.

Литературные критики до сих пор спорят о том, следует ли помещать имажинизм в один ряд с такими модернистскими школами, как символизм, футуризм и акмеизм, которые прогремели в российской литературе и оставили большое творческое наследие. Или все же имажинистское течение стоит оставить среди числа менее популярных и значимых объединений, возникающих и исчезающих в русской поэзии ХХ века, не сумевших стать чем-то большим, чем эпигонами того же футуризма, символизма или акмеизма.

Теоретиком, общепризнанным лидером имажинистов был В. Шершеневич, который сосредоточил на некоторый период возле себя таких поэтов, как А. Мариенгоф, С. Есенин, Р. Ивнев, И. Грузинов, В. Эрлих и др.
Хоть имажинисты и отрицали, как это было уже модно тогда, принципы всех предыдущих поэтических школ, тем не менее, имажинизм имел большое сходство с футуризмом.

В основу имажинизма был поставлен образ (англ., фр. — image). Если у символистов слово в поэзии было многозначным символом, у футуристов - звуком, у поэтов-акмеистов - названием конкретной вещи, то имажинисты воспринимали слово, как метафору, а метафору - как единственно правильное орудие искусства. Иными словами, имажинисты стремились изобразить жизнь с помощью нагромождения образов. К образу поэты пытались свести все: и форму стиха, и его содержание. Более того, в своей Декларации имажинисты заявляли, что какое-либо содержание в стихе - излишне, хотя позже А. Мариенгоф высказал противоположное мнение по этому поводу.

Черты имажинизма в поэзии:
— в основе стихотворения стоял образ — воплощение формы и содержания стиха;
— поэзия воспринималась как процесс развития русского языка посредством метафоры;
— отсутствие социальных и политических тем в стихотворениях.

Имажинисты, как и футуристы прежде, пытались завоевать популярность эпатажем и скандалом, заявлениями об отречении искусства от государства, что влекло за собой немалые неприятности для самих поэтов. К тому же экстремизм и неадекватное поведение уже не впечатляли социум так, как раньше. Просуществовав несколько лет, имажинизм исчерпался, писатели рассорились между собой из-за несовпадения во взглядах, и школа распалась.

В первые послереволюционные годы в России возникло новое литературное и художественное течение имажинизм (от французского image - образ), опиравшееся на искания русского авангарда, в частности, футуризма. литература серебряный век символизм

Поэтическая группа имажинистов была создана в 1918 году Сергеем Александровичем Есениным, Вадимом Габриэлевичем Шершеневичем и Анатолием Борисовичем Мариенгофом. В группу также вошли Иван Грузинов, Александр Кусиков (Кусикян) и Рюрик Ивнев (Михаил Ковалев). Организационно они объединялись вокруг издательства «Имажинисты» и небезызвестного в свое время литературного кафе «Стойло Пегаса». Имажинистами выпускался журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», прекратившийся в 1924 году на четвертом номере.

В Московском отделении Всероссийского союза поэтов 29 января 1919 года прошел первый поэтический вечер имажинистов. Вскоре они выступили со своей декларацией в воронежском журнале «Сирена» и московской газете «Советская страна», в которой были провозглашены принципы творчества «передовой линии имажинистов».

Теория имажинизма основным принципом поэзии провозглашала примат «образа как такового». Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (футуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма. «Единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов». Воспоминания о серебряном веке/Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. - М.: Республика, 1993 - стр. 117

Теоретическое обоснование этого принципа сводится к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору.

Имажинисты отрицательно относились к социально-газетной тематике позднего футуризма, публицистическим стихотворениям и пропагандистским рифмованным произведениям. В программных статьях «Буян остров» (1920) Мариенгофа, «2Ч2=5. Листы имажиниста» (1920) Шершеневича и «Имажинизма основы» (1921) Грузинова была выдвинута идея возвращения поэзии ее образной основы, однако создание поэтических образов предполагало рациональную деятельность, конструирование, комбинирование, создание специальных каталогов. Воспоминания о серебряном веке/Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. - М.: Республика, 1993 - стр. 128

Творческое содружество поэтов разных дарований распалось после споров между Есениным и Шершеневичем и возникших разногласий в понимании сущности и предназначении главного нерва имажинизма - художественного образа. 31 августа 1924 года Есенин и Грузинов напечатали открытое письмо в газете «Правда», где заявляли, что распускают группу. В том же году закрылось издательство «Имажинисты».

Бесспорно, что самое яркое дарование имажинистов - поэт С.А. Есенин. Он редко выступал на публике с речами о теории имажинизма, об основных его принципах и т.д. Он писал стихи, которые брал из своего сердца. То сердечная тоска или радость была в его строках, то обида и бессилие, то любовь к родным, к женщинам и к России.

Есенин - единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить цикл стихов о родине, о России в особый раздел, потому что все, написанное им, продиктовано «чувством родины». Это не тютчевская вера («В Россию можно только верить»). Не лермонтовская «странная любовь» («Люблю Россию я, но странною любовью…»). И даже не страсть-ненависть Блока («И страсть и ненависть к отчизне…») Это именно «чувство родины». В определенном смысле Есенин - художественная идея России.

Имажинизм

На основе художественных поисков авангарда в первые послереволюционные годы возникло литературное течение имажинизм (от лат. imago – образ). Название восходит к английскому имажинизму, возникшему в начале XX в. и представленному творчеством Т. Хьюма и Э. Паунд, знакомство с которым в России произошло после статьи З. Венгеровой «Английские футуристы», опубликованной в 1915 г. в сборнике «Стрелец». От английского имажинизма было воспринято тяготение к конкретно-зримому образу, порожденному непривычным взглядом на вещи и оказывающему неожиданное и внезапное воздействие на читателя. Формальным началом имажинизма считается публикация в воронежском журнале «Сирена» (1919, № 4) и в газете «Советская страна» (1919, 10 февр.) литературной декларации нового движения, объединившего С. Есенина, И. Грузинова, А. Кусикова, Р. Ивнева, В. Шершеневича, А. Мариенгофа, Г. Якулова и Б. Эрдмана. Местом их встреч стал литературный клуб (имажинистское кафе) «Стойло Пегаса», а публикаций – журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922). Вышло четыре номера этого журнала. Имажинисты образовали свое издательство «Имажинисты», в котором печатались коллективные сборники: «Явь», «Конница бурь», «Плавильня слов», «Харчевня зорь», «Золотой кипяток», «Звездный бык». Вел. Хлебников написал ироничное стихотворение «Москвы колымага» (1920) по поводу новаций имажинизма:

Москвы колымага,

В ней два имаго.

Голгофа Мариенгофа.

Город распорот.

Воскресение Есенина.

Господи, отелись

В шубе из лис!

Эстетической (и главной) основой имажинизма было особое понимание роли эстетического воздействия или впечатления от художественного образа. Это впечатление должно было быть максимально насыщенным и ярким. В. Шершеневич утверждал: «Образ и только образ. Образ – ступени от аналогий, параллелизмов – сравнения, противоположения, эпитеты сжатые и раскрытые, приложения политематического, многоэтажного построения – вот орудия производства мастера искусства. <…> Только образ, как нафталин, пересыпающий произведение, спасает это последнее от моли времени» . Имажинисты отрицательно относились к социально-газетной тематике позднего футуризма, публицистическим стихотворениям и пропагандистским рифмованным произведениям. В программных статьях «Буян остров» (1920) А. Мариенгофа, «2x2 = 5. Листы имажиниста» (1920) В. Шершеневича и «Имажинизма основы» (1921) И. Грузинова была выдвинута идея возвращения поэзии ее образной основы, однако создание поэтических образов предполагало рациональную деятельность, конструирование, комбинирование, создание специальных каталогов.

Программа носила эклектичный характер. Футуристический опыт В. Шершеневича позволил ему включить в программу прежние лозунги о «самовитом слове» (принцип будетлян), о «беспроволочном воображении» (термин Маринеттк). Под «самовитым словом» он понимал лишь одну из основных составляющих триады, разработанной в языковедческих трудах А. Потебни, – «внутренняя форма» слова (содержание), само слово (форма) и его образность. Образность слова в прямолинейной интерпретации превращалась в самоцель, так как в жертву ей приносилось содержание. «Поедание образом смысла – вот путь развития поэтического слова», – утверждал Шершеневич. К «поеданию смысла» примыкает провозглашение неизбежности ломки «старой грамматики и перехода к неграмотным фразам». Подобная ломка позволила бы, по теории имажинизма, реализовать подлинную свободу образа, которую Шершеневич видел в изолированности образов друг от друга. Художественное произведение должно представлять собой некий «каталог образов». Он писал: «Стих – не организм, а толпа образов, из него без ущерба может быть вынут один образ или вставлено еще десять. Только в том случае, если единицы завершены, сумма прекрасна».

Подобную ограниченность образа изначально не принимал С. Есенин. В статье «Ключи Марии» (1918), воспринятой имажинистами как манифест, поэт утверждал, что не победа над смыслом, а лишь тесная связь образа с содержанием делает его органичным и полноценным. Связав последние годы своей жизни с имажинизмом, по мнению некоторых критиков, Есенин наиболее талантливо воплотил его отдельные черты. В «Москве кабацкой», «Кобыльих корабликах» отразились как элементы имажинистского эпатажа, так и «эстетики увядания» (мотивы одиночества, неудовлетворенность собственной судьбой).

Творческое содружество поэтов разных дарований распалось после споров между С. Есениным и В. Шершеневичем и возникших разногласий в понимании сущности и предназначении главного нерва имажинизма – художественного образа. С. Есенин, И. Грузинов и Р. Ивнев вышли из группы в 1924 г. Во второй половине 1920-х гг. под влиянием внутреннего кризиса и общей тенденции к нивелировке культуры имажинизм прекратил свое существование.

При всех крайностях в понимании природы творчества имажинисты, подобно другим авангардистским течениям (конструктивизм, ОБЭРИУ), обращаясь к потенциальным возможностям образа, указывали на новые пути поиска еще не использованных способов и средств поэтической выразительности, не случайно имажинисты называли себя «образоносцами».

Литература

Львов-Рогачевский ВЛ. Имажинисты и его образоносцы. Ревель, 1921.

Львов-Рогачевский ВЛ. Новейшая русская литература. М, 1927.

Поэты-имажинисты. М; СПб., 1997.

Соколов И.В. Имажинисты. [Б.м.], 1921.

Юшин П.Ф. С. Есенин: Идейно-творческая эволюция. М., 1969.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!