Главный неф готического храма. Готический стиль в архитектуре. Типы сводов готических зданий

Готика - (франц. gothique, нем. gotisch, итал. gotico от лат. gothi, ср.-лат. gotthus, греч. gothos из др.-верхн.-нем. gaut - исток, часть слова, входящая в название реки Gautelfr, отсюда этноним) - исторический архитекутрно-художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв.

Готами древние римляне называли варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы империи в III-V вв. Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание «варварской», примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Вначале (ок. 1476 г.) его применяли к литературе - для обозначения неправильной, искаженной латыни. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом «tedesca» (итал. «немецкая»). Есть предположение, что слово «готика» впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения, в докладе Папе римскому Льву X (1513-1521) о ходе строительства собора Св. Петра (ок. 1520; см. Ватикан) в качестве синонима «варварской архитектуры», противопоставляя ее «римской».

Дж. Вазари в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) писал, что падение Римской империи повлекло за собой период забвения «истинно прекрасного», отмеченный господством «истощенной и устаревшей греческой манеры» (итал. maniera greca -см. итало-критская школа) и «испорченной» готической. Однако термин «готика» чаще употребляли во Франции, где он вообще отождествлялся с национальным стилем («gothique»), подобно обозначению средневекового искусства Англии (лат. opus anglicanum).

Также и Вазари использовал термин «opus gothicum», но чаще: «tedesco» или «tramontanii» (итал. «северяне»). В XVII-XVIII вв. для обозначения средневекового искусства использовали термин «francus» (лат. «франкский»), но это название не привилось. Долгое время «готическим» именовали вообще все средневековое искусство и только к концу XIX в. - его поздний период, отличавшийся яркостью оригинального художественного стиля.

Раннее средневековье VI-XII вв. принято называть романикой, или искусством романского периода. Готика - венец средневековья, это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла...

Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства Западной Европы. Христианская культура Запада вступила в период интенсивного развития позднее, чем восточная культура Византии; ее формирование было затруднено столкновением разных этнических и религиозных традиций, разнообразием ландшафта и сложностью природных условий, миграцией народов. Но затем те же факторы стали причиной эффективного обмена идей, откровений и художественных открытий. Искусство Византии, напротив, стесненное догмами и канонами, оказывалось архаичным, и его значение отступало перед достижениями Запада.

Основным стимулом формирования искусства Готики стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, прежде всего архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, романо-кельтских художественных ремесел. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. Средоточием духовной жизни стал городской собор. Дополнительным импульсом развития архитектуры явилась необходимость собрать в одном месте на воскресную мессу все население растущего города. Старые романские храмы были для этого слишком тесны. Важно и то, что новый стиль быстрее развивался там, где укреплялась духовная и светская, королевская власть, концентрировались материальные средства в руках могущественных заказчиков. Поэтому закономерно, что начало истории готического стиля документально зафиксировано в провинции Иль-де-Франс, маленьком «островке» на севере Франции с центром в г. Париже. В 1136-1140 гг. под руководством аббата Сугерия (Сюжера; франц. Suger, 1088-1151) были возведены два пролета главного нефа церкви аббатства Сен-Дени к северу от Парижа. Одновременно (ок. 1133 г.) новую конструкцию свода применяют в соборе г. Дарема в Англии . Аббат Сугерий был одним из самых образованных людей своего времени. Теолог, историк, советник, в 1147 г. - регент французского короля Людовика VII, помимо философских сочинений, он написал трактат по эстетике христианской архитектуры, в котором обосновал символическое значение многих элементов архитектурной композиции, в том числе витражей и стрельчатой арки.

Строительство аббатства Сен-Дени в XIII в. продолжал Пьер де Монтрёй (он же в 1265-1267 гг. работал в соборе Нотр-Дам в Париже ). Амбулаторий, неф и трансепт церкви Сен-Дени представляют собой ранний памятник архитектуры готического стиля. В книге «Готическая архитектура и схоластика » Э. Панофский утверждал, что «новый стиль строительства» (лат. opus franci-genum - «франкское творение»), сотворенный, по словам Сюжера, «многими мастерами разных народов» и вскоре действительно развившийся в истинно интернациональный стиль, распространялся «из района, который умещался в радиусе менее чем в сто миль с центром в Париже».




Парадоксальной особенностью готического стиля, совершенные формы которого демонстрируют иррационализм, дематериализацию и наивысшую, мистическую экспрессию, является то, что поводом (но не причиной) его возникновения послужили технические достижения - рациональное совершенствование строительной конструкции. На Востоке, в Византии, где впервые сложился тип христианского храма, более устойчивой формой оказались центрические, крестово-купольные постройки. На Западе со временем преобладающими стали удлиненные базилики с планом в форме латинского креста. Романские базилики оказались удобны для проведения службы, поскольку внимание входящих, их продвижение вдоль нефа - главного продольного помещения храма (показательно значение франц. слова nef от лат. navis - «корабль»), - естественным образом обращалось к алтарю. В романской архитектуре нефы перекрывались двускатной крышей либо тяжелыми каменными сводами. Нагрузку такого перекрытия несли стены, их приходилось делать массивными, с маленькими окнами. Увеличить пространство, расширить такое здание не представлялось возможным. В одном случае строителей ограничивала длина брёвен деревянного перекрытия; в другом - боковой распор каменных сводов, «разваливающий» стены. Византийские зодчие, заимствовав римский купол, в рамках разработанной ими крестово-купольной схемы «гасили» боковой распор четырех угловых устоев подкупольного пространства связанной системой парусов и малых куполов. Совершенное решение этой задачи мы находим в храме Св. Софии в Константинополе (532-537). В удлиненной базилике из-за асимметрии плана аналогичную задачу решить сложнее. Между тем обстоятельства настоятельно требовали увеличения внутреннего пространства храма.

Строители стали применять крестовые своды, получаемые пересечением двух полуцилиндров под прямым углом. Такая конструкция более совершенна, она переносит тяжесть перекрытия со всей плоскости стены на угловые опоры. Но вес каменных сводов был слишком велик: в отдельных случаях их толщина доходила до двух метров. Это создало сильный боковой распор. Большое пространство перекрыть таким способом невозможно. В поисках облегчения свода строители стали усиливать каркасные арки, образующиеся на пересечениях крестовых сводов, а заполнение делать более тонким. Каркасные арки называли нервюрами (франц. nervure - жилка, ребро, складка). Нервюры связывали между собой опоры квадратных в плане пролетов нефа. Постепенно сложилась так называемая связанная система: на каждый квадрат широкого главного нефа приходилось по два меньших, боковых. Эта система обеспечивала большую прочность и особый ритм внутреннего пространства храма, расчленяемого чередующимся шагом центральных и боковых столбов и аркад. Облегчение стен, перенос тяжести сводов на внутренние опоры привели к появлению переходного романо-готического стиля. Но вместе с новой конструкцией появились и сложности. Каркас нервюрного свода состоял из двух диагонально пересекающихся арок и четырех боковых - «щековых». При традиционной полуциркульной форме щековые арки оказывались значительно ниже диагональных, из-за чего приходилось выкладывать из камня сложные распалубки. Согласовать высоту арок между собой проще всего было, придав им вместо полукруглой заостренную, стрельчатую форму. Тогда же строители обнаружили, что чем выше и заостреннее арка, тем меньше она создает боковой распор на стены и опоры. Высокие стрельчатые арки, ребристые своды и каркасная система позволяли перекрывать огромные пространства, бесконечно увеличивать высоту кафедральных соборов, собирать под его сводами множество людей. Усиливающийся боковой распор при увеличении высоты здания удавалось компенсировать системой наружных опорных столбов - контрфорсов (франц. contreforse - «противосила»), связанных с пятами сводов наклонными арками, получившими название аркбутанов (франц. arcboutant - «опорных арок»). Контрфорсы были известны в архитектуре и ранее - в качестве утолщений наружных стен или ступенчатых «подпорных» столбов их можно видеть в византийских и романских постройках. Но в композиции готических соборов контрфорсы отодвигаются от стены, выстраиваются рядами, в том числе и на кровле более низких боковых нефов, а мощно перекинутые аркбутаны, используя разную высоту центрального и боковых нефов, создают оригинальную ажурную, но необычайно прочную конструкцию, напоминающую издали фантастический лес. Для большей надежности столбы-контрфорсы нагружались башенками - пинаклями; казавшиеся изысканными украшениями, они на самом деле своим весом «придавливали» контрфорсы к земле.

Для французской Готики канонической стала конструкция каркасного свода, состоящая из двух полуциркульных диагональных арок - они назывались «ожива» (франц. augive от лат. augere - укреплять, поддерживать), и четырех стрельчатых «щековых» арок. Сама по себе стрельчатая арка была известна еще в Древней Месопотамии, ее свойствами пользовались византийцы и арабы в VIII-IX вв. Заслуга Готики состоит в создании целостной конструктивной системы. «Прогресс, отмечающий эпоху Готики ,- писал историк архитектуры О. Шуази,- выразится главным образом в окончательном и последовательном решении двойственной задачи: выкладки крестовых сводов и достижения их устойчивости. Готическая архитектура одолеет трудности выкладки применением нервюрных сводов, а проблему устойчивости решит введением аркбутанов...

История готической архитектуры - это история нервюры и аркбутана ». Освобождение стен от нагрузки позволяло прорезать их огромными окнами - это стимулировало искусство витража. Интерьер храма становился высоким и светлым. Так техническая необходимость привела к созданию новой конструкции, а та, в свою очередь, - оригинального художественного образа. Рождение готического стиля - пример художественного преображения утилитарности, конструкции в композицию. Он иллюстрирует главную закономерность процесса формообразования в искусстве. Формы архитектуры стали выражать не прочность и устойчивость, а христианскую идею устремленности ввысь, к небу - содержание, противоположное функциональному смыслу строительной конструкции. Эту таинственную метаморфозу можно ощутить, войдя в храм. Мы увидим ряды тонких пучков колонн, вершины которых теряются в дымке парящих над головой, или лучше сказать, под небесами, сводов, их тонкие ребра расходятся как загадочные цветы.


Собор Сен-Сесиль (1282-1390), г. Альби, Франц ия

Стены, кажется, исчезают в потоках света, льющихся из огромных окон с цветными стеклами. На самом же деле своды неимоверно тяжелы и давят огромным весом, опираясь на контрфорсы, вынесенные за пределы интерьера и потому невидимые для зрителя, находящегося внутри. Готические строители - архитекторы, аппараторы и «вольные каменщики» странствующих артелей соревновались в том, кто выше поднимет своды собора - символ свободы и независимости средневекового города. Ребристые своды складывались из мелких клинообразных камней и со временем были настолько усовершенствованы, что становились упругими и легкими, в корне меняя представление о тяжести каменной конструкции. Одной из главных особенностей готического стиля стала дематериализация формы. Физические свойства материала больше не определяли характер зрительного образа. «Зрительный вес» камня не соответствовал физическому. Тяжелый и твердый, он превращался в легчайшее кружево резьбы:

Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
Здравствуй мой давний бред, –
Башни стрельчатой рост!
Кружевом камень будь,
И паутиной стань:
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань...

О. Мандельштам (1912)

В сборнике О. Мандельштама «Камень» (1913) есть стихотворение «Notre Dame». Трудно сказать точнее о мистическом превращении архитектурной конструкции:

Где римский судия судил чужой народ –
Стоит базилика, – и радостный, и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план!
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран...

Архитектура готического собора - символ бесконечности. Его художественный образ, вопреки обыденным представлениям, выражает не математический расчет и рациональную конструкцию, а иррациональную, мистическую тягу души к неведомому, загадочному... И эта дерзкая мечта реально, ощутимо воплощена в материальной, осязаемой форме! Камень за камнем, все выше и выше - метафизика духовного порыва, дерзости и, одновременно, христианского смирения, соединения мечты и реальности. В повести английского писателя У. Голдинга «Шпиль» (1964) замечательно показано, как настоятелю Джослину, вопреки всякой логике и расчету, силой веры удается вознести над собором шпиль в четыреста футов высотой. Художественный секрет готической архитектуры состоит в том, что ее архитектоника («зрительная конструкция») не совпадает с действительной. Если последняя действует на сжатие, то зрительный образ выражает идею Вознесения, устремленности души к небу, слиянию с Богом. Именно это несоответствие постепенно усиливалось в развитии готического стиля. Нервюры становились декоративной игрой узоров свода, из камня выкладывались якобы конструктивные элементы, не несущие физической нагрузки, в точках пересечения нервюр наподобие фантастических каменных цветов распускались крестоцветы, башенки - фиалы - появлялись в самых неожиданных местах.

Происходило перевоплощение конструктивных элементов. О. Шпенглер, создавая свою картину развития европейской художественной культуры, отмечал, что «готический стиль растворяет материальность в пространстве». В Готике, как позднее в стиле Барокко, «преодоление тяжести тела и души» стало главной художественной заботой. Античные и классицистические формы с их уравновешенностью горизонтального и вертикального направлений для этой цели не подходили. В искусстве Готики «тело» - только символ «мирочувствования в пространстве», носитель «невещественной протяженности», идеи бесконечности. Эта новая по тем временам художественная идея проявилась яснее, отчетливее, чем, к примеру, в искусстве Византии. Отсюда вертикаль как доминанта архитектурной композиции. Готический собор только вырастает из земли, но живет в небе. Более того, из замкнутой тектонической архитектура храма превращается в пластическую и пространственную композицию. Готическая архитектура - не столько организация объемов, сколько одухотворение пространства - внутреннего и внешнего. Можно даже сказать, что готический стиль не оформляет пространство, а превращает все вокруг себя - отдельные формы, земную твердь и даже небо - в образно-значительное целое. Вокруг готического храма и свет, и небо становятся иными. Понятно, что решение столь грандиозной задачи не под силу одному поколению. Соборы строились столетиями, на возведение их, как когда-то древних египетских пирамид, тратились огромные средства, время, силы и жизнь тысяч людей. Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris ) заложен в 1163 г., строился более двухсот лет и достраивался до конца XIV в. Самый большой из всех соборов находится в Реймсе , его длина 150 м, высота башен 80 м. Собор возводили с 1211 г. до начала XIV в.

Миланский собор строился до XIX столетия. Многие соборы так и остались незаконченными: они не имеют шпиля, а башни западного фасада часто разновысокие, так как достраивались в разное время и в разных стилях. Именно таковы башни одного из ранних соборов «Нотр-Дам де Амьен » («Родная госпожа Амьена») - Богоматери, в г. Амьене (длина собора 145 м, высота нефа 37,95 м). К ранним готическим соборам относятся собор Нотр-Дам в Лане (1160-1230), (также с асимметричными шатрами башен, строился с 1194 г.), базилика Нотр-Дам в г. Клермон-Ферран (XII-XIII вв.), собор Нотр-Дам в г. Сенлис (XII-XIII вв.), Нотр-Дам в Страсбурге (XII-XV вв.). Крипты и нефы многих соборов возводились в романский период, а своды и башни завершались в готический. Подлинной жемчужиной французской Готики является Королевская Святая капелла - Сен-Шапель (Sainte-Chapelle) - в Париже. Она возведена Пьером де Монтрёй в 1239-1248 гг. для короля Людовика IX Святого (1226-1270) и знаменита сохранившимися витражами. Один из ранних образцов готического нервюрного свода в Англии можно видеть в соборе Вестминстера . В 1243- 1253 гг. «главным каменщиком» Вестминстерского аббатства в Лондоне был Хенри де Рейне (есть предположение, что в Лондон он приехал из Реймса, а не из Рейнса в графстве Эссекс). Известно также, что английский король Генрих III (1216-1272) был во Франции, осматривал соборы в Сен-Дени, Реймсе и Королевскую капеллу в Париже. В процессе перехода от романского к готическому стилю менялась композиция кафедральных соборов. Главный вход перемещается из клуатра на южной стороне к западному фасаду, который становится наиболее важным. Апсида (алтарная часть) окончательно закрепляется в восточной оконечности нефа (еще две могут находиться на северной и южной оконечностях трансепта - поперечного нефа). Средокрестие (пересечение нефа и трансепта) смещается к востоку, в результате чего план собора начинает напоминать фигуру человека с раскинутыми руками: его голова - алтарь, а шпиль над средокрестием выходит из сердца прямо в небо. Башни, в романских соборах обычно размещавшиеся по две на восточном и западном фасаде, остаются лишь на западном, и вся композиция приобретает большую цельность, направленность и выразительность. Западные башни сливаются с фасадом, центр образующейся симметричной композиции фиксирует большое круглое окно - «роза». По вертикали западный фасад членится на три части, три перспективных портала внизу выявляют трехчастное деление интерьера - центральный неф и два боковых. Каждому порталу присваивается свое название и символический смысл. Над порталами проходит во всю ширину фасада «галерея королей» - ряд статуй в нишах, изображающих ветхозаветные персонажи - иудейских царей и пророков.

Подробное описание такого фасада приводит В. Гюго в романе «Собор Парижской Богоматери»: «Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора, где последовательно и в совокупности предстают перед нами три стрельчатых портала; над ними - зубчатый карниз, словно расшитый двадцатью восемью королевскими нишами, громадное центральное окно - роза с двумя другими окнами, расположенными по бокам... высокая изящная ограда галереи с лепными украшениями в форме трилистника... и, наконец, две мрачные башни. Все эти гармонические части великолепного целого, воздвигнутые одни над другими в пять гигантских ярусов, безмятежно в бесконечном разнообразии разворачивают перед глазами свои бесчисленные скульптурные, резные и чеканные детали, могуче и неотрывно сливающиеся со спокойным величием целого. Это как бы огромная каменная симфония; колоссальное творение... подобно «Илиаде» и «Романсеро»... чудесный результат соединения всех сил целой эпохи... это творение рук человеческих могуче и изобильно, подобно творению Бога, у которого оно как будто заимствовало двойственный его характер: разнообразие и вечность».

Далее писатель (и знаток французской архитектуры) подчеркивает «переходность» романо-готического стиля собора Парижской Богоматери, в архитектуре которого произошла «прививка стрельчатого свода к полукруглому», и то, что «стрельчатый свод был вынесен из крестовых походов» и «победоносно лег на широкие романские капители». В пропорциях западного фасада и особенно в нижних аркадах интерьера собора Нотр-Дам действительно явственен романский стиль, а версии прямого заимствования франками стрельчатой арки из арабской архитектуры придерживались в то время, в начале XIX в., многие писатели и художники-романтики. Они не учитывали, как это ни странно, главного отличия готической архитектуры от арабской - одухотворяющей ее христианской идеи Воскресения и Вознесения. К тому же свойства стрельчатого свода, как это показывают памятники, открывались независимо в разное время и в разных странах. Мастера готического стиля многое заимствовали из искусства Востока, но не от арабов, а непосредственно из Византии, - прежде всего идею свето-цветовой организации пространства храма, претворив ее, однако, иначе: не средствами мозаики, а сиянием цветных витражей, позолоты и росписей. Новая конструкция окончательно освободила стену от нагрузки, и она превратилась в одно большое окно. Но не только цветные стекла, а и переплеты - «горбыли», и свинцовые перемычки «паечных» витражей имели принципиальное значение - своими узорами они окончательно снимали ощущение плоскости стены. Итогом этих важных нововведений стал разительный контраст симметрии, тектоничности плоскости главного фасада и иного по характеру внутреннего пространства храма. Этот контраст производит поистине ошеломляющее впечатление. Ряды уносящихся ввысь пучков колонн, разноцветные лучи света из окон не дают возможности сориентироваться, понять логику конструкции, осознать масштабы: «Всего осязаемей в нефе... был свет. Он врывался в южные окна, высекая из стекол каскады цветных искр... и повсюду пыль придавала ветвям и стволам света подлинную объемность... тогда как самые дальние... становились цветом, только цветом - медовой желтизною, исполосовавшей тело собора». Это и есть идеал Готики - предельно живописное решение архитектурного пространства. «Вольные каменщики» умело и последовательно уничтожали всякие следы конструктивности, тектоничности, ощущения замкнутости формы. Человеку, находящемуся в храме, должно казаться, что почва уходит у него из-под ног, пространство действительно непознаваемо, а сам он летит в бесконечные миры... Постоянно меняющееся состояние неба снаружи, мгновенно, через лучи света, струящиеся внутрь, создавало мистическое ощущение, что неф - «корабль» - действительно плывет...

Зрелый стиль французской Готики XIII в., времени правления Людовика IX Святого, иногда называют «стилем Людовика IX», или «высокой Готикой Иль-де-Франс». Этот стиль хорошо демонстрируют интерьеры королевской капеллы Сен-Шапель. Помимо многоцветных витражей, своды «нижней церкви» по синему фону расписаны золотыми лилиями Бурбонов. Красные и синие колонны несут вызолоченные лиственные капители. Нервюры также - вызолочены, а розетки - трифолии - украшены кабошонами из разноцветного стекла, имитирующими драгоценные камни. Даже в архитектурных деталях осуществляется преодоление тектоники. Подобно тому, как в античности коринфской капителью были уничтожены последние следы тектоничности ордера, так и готическая капитель, украшенная натуралистически трактованными листьями, стала выражать не функцию опоры, а пластику «живой» растущей формы. Нервюрные «опрокинутые арки» собора в г. Уэллсе на юго-западе Англии (1285 - 1340) создают невероятный, фантасмагорический образ. Треугольные вимперги над порталами маскируют горизонтальные членения фасада. В течение одного столетия меняются башни западного фасада. В соборе Парижской Богоматери они не имеют наверший. Вопреки мнению Э. Виолле-ле-Дюка, первого исследователя и реставратора храма, башни вполне завершены. Они и должны были, по убеждению большинства специалистов, оставаться прямоугольными. В более поздних сооружениях башни украшаются высокими ажурными шатрами; функция колокольни в них не столь важна - башни служат для того, чтобы выразить движение вверх, к небу.

Готика, как и последующий стиль Барокко, оказывается не искусством целесообразного, а искусством иллюзии, внешнего впечатления, шедевром воображения. Все ее детали - «атрибуты чувства». Разнообразятся композиции соборов. Главная апсида окружается снаружи «венцом капелл», рядом малых апсидиол, проход к которым осуществляется через амбулаторий, или деамбулаторий, являющийся продолжением смыкающихся за алтарем боковых нефов. Пространство от средокрестия до главного алтаря называется хором, оно огораживается и предназначается для священнослужителей. В соборах Германии главный неф получает поперечную аркаду - леттнер. Аркада второго яруса называется трифорием. Большие «розы» размещаются не только на западном, но также на северном и южном фасадах трансептов. В северных странах из-за недостатка строительного камня получает развитие своеобразный стиль «кирпичной готики» небольших, даже миниатюрных храмов. Уникальный памятник «кирпичной готики» есть и на юге Франции, в г. Альби - собор Сен-Сесиль (1282-1390). Он представляет собой редкий пример готического храма зального типа. Кирпич не позволил использовать аркады и украшения, органичные в технике резьбы по камню. Собор выглядит прочно и аскетично, внутри - большое зальное пространство (20 м в ширину и 30 м в высоту). Большие соборы строятся в Германии: в Бамберге, Эрфурте, Кёльне, Майнце, Майссене, Наумбурге, Нюрнберге. Две башни церкви Богоматери в Мюнхене (Frauenkirche, 1468-1488) были позднее увенчаны причудливыми барочными куполами. Собор в Ульме (1377-1890) представляет собой впечатляющую композицию: две башни на восточном фасаде и одна - гигантская башня 161 м высотой! - на западном. Однобашенную композицию можно видеть в соборе Фрайбурга и в церкви Св. Магдалины в Будапеште .

В соборе Св. Стефана в В ене северная башня не завершена, а южная вознеслась на высоту 137 м. В Брюсселе в оригинальном стиле «брабантской готики» в 1449-1454 гг. над зданием Ратуши возведена ажурная башня 101 м высотой. В Англии вслед за «ланцетовидным» и «декоративным», или «украшенным», стилем складывается «перпендикулярный стиль» (1350-1539), в котором вырабатывается своеобразная композиция, включающая две небольшие башни западного фасада и одну огромную в центре, над средокрестием. Таковы соборы в Глазго, Солсбери, Кэнтербери, Оксфорде. Своеобразием отличаются соборы английской готики в Йорке, Глостере, Линкольне, Ковентри, Кеймбридже. Практически в каждом старинном городе Европы находится собор, заложенный в романскую эпоху и завершенный в стиле Готики. Для итальянской готики характерна композиция западного фасада, вписывающегося в треугольник, и стоящая отдельно, обычно с южной стороны собора, колокольня-кампанила. Грандиозный Миланский собор в столице Ломбардии демонстрирует именно такую композицию. Кроме того, он интересен наглядным применением принципа триангуляции - мистического способа пропорционирования плана и фасада. Сохранился рисунок математика Строналоко (1391), показывающий триангуляцию поперечного сечения, собора по трансепту и средокрестию. В отличие от системы пропорционирования, существовавшей в архитектуре Древнего Египта, Греции и Рима, основанной на диагонали двусмежного квадрата, средневековые аппараторы выработали иной способ, отчасти напоминающий «египетский священный треугольник». Строительство собора по такой схеме можно реконструировать следующим образом: в полдень в землю втыкалась жердь - гномон, означающий центр главного, западного фасада будущего сооружения. Полуденное солнце давало тень на север (N), в этом направлении откладывалась половина ширины фасада (другая половина откладывалась в противоположном направлении), после чего на заданной ширине на земле выстраивался равнобедренный треугольник. Его высота отмечала половину длины главного нефа. Затем зеркально выстраивался второй равнобедренный треугольник. Основания треугольников делили на четыре равные части, намечая оси трех порталов, причем главный неф оказывался в точности вдвое шире боковых. Такая же триангуляция проводилась и в вертикальной плоскости, обеспечивая связанность всех основных конструктивных точек планов, фасадов и сечений.

Мистическая роль треугольника - символа божественной гармонии - во взаимодействии с окружностями, радиусами и сегментами, сохранялась и в построении архитектурных деталей -трифолиев, квадрифолиев. Одной из важных особенностей Готики является слияние архитектуры и скульптуры, создающее множественность таинственных пластических образов. Готический собор наполнен пластикой снаружи и внутри.

Леса готической скульптуры!
Как жутко все и близко в ней.
Колонны, строгие фигуры
Сибилл, пророков, королей...
Мир фантастических растений,
Окаменелых привидений,
Драконов, магов и химер.
Здесь все есть символ, знак, пример.
Какую повесть зла и мук вы
Здесь разберете на стенах?
Как в этих сложных письменах
Понять значенье каждой буквы?
Их взгляд, как взгляд змеи, тягуч...
Закрыта дверь. Потерян ключ.
М. Волошин («Письмо», 1904)

В больших кафедральных соборах насчитывают до двух тысяч скульптурных изображений! Статуи, рельефы, ажурные орнаменты снаружи и внутри собора ярко раскрашивались, глаза статуй инкрустировались свинцом. Следы раскраски сохранились в редких случаях. Можно представить, какое магическое впечатление производили расписанные статуи в сумраке собора. К ним относились как к живым: фигурам святых поклонялись, а изображения адских сил и фантастических чудовищ наводили ужас. От этого возникали легенды об оживающих статуях, описанные позднее в эпоху Романтизма в популярных «готических романах». В эпоху Готики начинается новая история статуарной скульптуры. Так, по наблюдению Э. Панофского, «большие головы» в интерьере западной стены нефа собора в Реймсе (середина XIII в.) представляют собой «монументализацию рельефных изображений античных гемм и монет». Они еще не являются в полном смысле скульптурой - завершенной в себе формой, независимой от плоскости стены. Но именно в реймской школе XIII в. был сделан значительный шаг в направлении автономности скульптурного объема, так же, как и независимости пластики складок одежд от тела. Именно этот факт объясняет поразительное сходство многих готических статуй с античными.

Высокая Готика есть в сущности проторенессанс, а стилистически - начало Классицизма. Многие головы и фигуры работы мастеров реймской школы прямо повторяют античные: «мужчина с головой Одиссея», «улыбающийся Ангел», статуи Марии и Елисаветы (на правой стороне центрального портала собора в Реймсе). В поздней Готике эта тенденция усиливается. Отделяя от стены, пилона или пучка опор, статую свободно располагают перед стеной, а затем в нише; обретая независимость, скульптура вступает в новое взаимодействие с архитектурой. Э. Кон-Винер писал, что «у Ангелов высокой Готики женственная тонкость головы доходит до изящества, до изысканности, грациозная улыбка играет на тонко очерченных губах, волосы схвачены повязкой, и красивые локоны образуют прическу, ближайшее подобие которой мы можем найти у женщин Аттики времен Фидия». В готических статуях XIV- XV вв. появляется особенный изгиб, мягкая, пластичная линия, получившая название «готической кривой». Она ассоциируется с древнегреческим хиазмом, но отличается атектоничностъю и деструктивностъю. «Готическая кривая», подобно имматериальной светописи витражей, - не что иное, как отрицание античного принципа телесности. Форма готической статуи растворяется в пластике драпировок, складок, изломов, как бы поднимаемых метафизическим вихрем. Эти складки, как и движение самой фигуры, конструктивно не мотивированы, оттого кажутся иногда странно игривыми, манерными, несоответствующими серьезности ситуации. Эта странность объясняется не дилетантизмом - незнанием скульптором правил пластической анатомии, а особенным мироощущением. Э. Кон-Винер интересно подмечает, что готическая эпоха отличалась невиданной ранее «свободой тела», «освобождением движения во всех направлениях». Об этом свидетельствуют, несколько странные на наш взгляд, изображения женщин с неправдоподобно изогнутыми спинами и выставленными вперед животами, явно выполненные в качестве образца красоты. «Стиль самой жизни, по всем вероятиям, стал более взволнованным, кровь стала быстрее обращаться в жилах народа, чем в романскую эпоху. Об этом говорят нам Крестовые походы, песни трубадуров и философия того времени... Готика заставляет женщин рыдать над гробом Спасителя, Ангелов ликовать - словом, вносит аффект, взволнованность... Все богатство библейских и легендарных тем начинает служить программой для украшения церкви и книги, все церковное миросозерцание с его отвлеченными идеями находит свое выражение в камне и красках».

Средневековое искусство, в особенности готическое как его наивысшее, классическое выражение проникнуто чувственностью, экспрессией и невероятной осязаемостью Мистерий. В капелле Св. Креста замка Карлштайн близ Праги (1348-1365), по заключению исследователя средневековой архитектуры С. Буассере, нашло «миниатюрное воплощение» описание мистического храма Св. Грааля. Император Карл IV (1346-1378) повелел облицевать стены капеллы отшлифованными агатами, аметистами и другими камнями, упоминаемыми в Апокалипсисе, в описании «Нового Иерусалима». Согласно легенде, огромный Кёльнский собор заложен в 1248 г. знаменитым теологом и алхимиком Альбертом Великим (1206-1280) для того, чтобы поместить в его алтаре останки «Трех святых королей» - Каспара, Мельхиора и Валтасара - трех волхвов, принесших дары в Вифлеем в ночь Рождества. Св. мощи «королей» привезены в Кёльн в 1164 г. по распоряжению императора Фридриха I Барбароссы из Милана, где они тогда находились. История основания собора трактуется, таким образом, как признание мудрости Востока, оказавшего влияние на молодую христианскую культуру Запада. Осязаемый, материализованный символизм позднего средневековья раскрывался в пышных празднествах, уличных шествиях и представлениях. Сохранившиеся описания таких праздников поражают причудливой фантазией и красочностью. В 1389 г. в Париже во время торжественного въезда в город Изабеллы Брабантской с башни собора Нотр-Дам «с помощью искусных орудий спускался Ангел», увенчивая королеву короной. В водах реки плескались обнаженные девы, изображая морских сирен... Из пасти искусственного дракона, поражаемого Гераклом, вылетали живые птицы...

Мачты кораблей с разноцветными вымпелами сплошь покрывали листовым золотом. В жизни царило возбуждение, люди лили слезы по пустяковому поводу и более всего любили смотреть на смертные казни. Впечатлительность, бурные переживания, страстное желание встречи с чудом приводили к созданию художественных форм, отвечающих готическому стилю. Особая роль в этом принадлежала цвету. Вопреки расхожим представлениям о «мрачном средневековье», Готика ярка и красочна. Полихромная роспись стен и скульптур, цветные стекла витражей в интерьерах кафедральных соборов дополнялись пестрыми шпалерами, развешанными в аркадах нефов, живыми цветами, блеском золота церковной утвари, сиянием свечей и яркой одеждой заполнявших собор горожан. Обычные повседневные костюмы сочетали белый, оранжевый, зеленый, красный и желтый цвета (они же повторялись в росписи деревянных статуй в алтарных композициях). Синий цвет считался символом верности; желтый - особенно красивым, а зеленый означал влюбленность - зеленое чаще носили женщины. Часто говорят о том, что «цвет Готики фиолетовый». Это цвет молитвы и мистических устремлений души - соединение красного цвета крови и синевы неба. В средневековых витражах действительно преобладают красные, синие и фиолетовые краски. В последующие эпохи, когда стало доминировать рациональное мышление, фиолетовые гармонии использовались мало. Однако, кроме этого, цвет имел в средневековом искусстве особое формообразующее значение, поскольку живопись и скульптура еще не отделились от архитектуры. Несколько позднее, в эпоху Возрождения, с появлением станковой картины функции цвета взяла на себя живопись, и тогда здания и статуи становились более монохромными. (Нечто похожее происходило в античном искусстве, и, в обратном порядке - воссоединение цвета, конструкции и пластики - наблюдалось в период Модерна, на рубеже XIX-XX вв.) Основным принципом формообразования, объединявшим в эпоху Готики различные виды искусства, был «принцип миниатюризации», уподобления форм - повторения одних и тех же элементов (иногда одного в другом) в разных масштабах. Это явление называют «романтикой масштаба» в готическом искусстве. Бесчисленные башни и башенки Миланского собора, как бы отражаясь одна в другой, перестают быть реальностью, превращаются в мнимость, в изображения друг друга. В такой композиции исчезают привычные ориентиры, масштабность, и человек не способен ориентироваться в расстояниях и величинах - возникает фантастическое, ирреальное пространство. Композиция готического храма почти в точности повторяется в реликвариях, которые называются архитектоническими. Ранее, в романском искусстве, это были просто ларцы, ящички, коробочки, теперь - собор в миниатюре. Резная деревянная мебель также уподобляется модели храма.

Кафедральный собор Фрайбурга


В эпоху Итальянского Возрождения и особенно в стиле Барокко , так много общего имеющем с Готикой , мы увидим противоположный принцип - максимализации, когда миниатюрные элементы орнамента увеличиваются до невероятных размеров и начинают определять облик архитектуры. Интересной особенностью готического искусства, отражающей полярность его устремлений (к иллюзорным формам и абстрактным идеям), является одновременное существование двух типов орнамента: натуралистического (растительного) и абстрактного (геометрического). Особенно любимыми в резьбе по дереву и камню были мотивы виноградной лозы и листьев дуба. Помимо традиционной символики, их живучесть объясняется способностью одинаково хорошо ложиться на капители и колонны, обвивать карнизы и вимперги. Готическая динамика и пластичность отразилась в «крестоцветах», распускающихся наподобие фантастических цветов на вершинах шпилей и (в перевернутом виде) свисающих со сводов. По ребрам пинаклей, карнизов, аркбутанов цепочками тянутся «краббы», растительные формы типа бутонов, или каких-то странных наростов, издали действительно напоминающие копошащиеся живые существа. Рядом, как будто из другого мира, располагается геометрический орнамент масверк (нем. maswerk - «чертежная работа») - расчерченные по линейке и циркулю круги, дуги, арки. И вдруг, неожиданно, разрушая ограниченные представления о готическом искусстве, в XIV-XV вв. появляется нежный и пластичный мотив «готических складок». Резные филенки из дерева с таким мотивом украшают мебель, используются для обшивки стен.

Книжная миниатюра Готики, в сравнении с романской, характерна включением тончайшего, хоть и «колючего», растительного орнамента, похожего на античный акант, а строгий романский шрифт - каролингский минускул - сменяется причудливой вязью готического. Эпоха Готики замечательна расцветом светской куртуазной культуры; рыцарские идеалы, вынесенные из Крестовых походов - отвага, самопожертвование и преклонение перед женщиной, - вместе с уважением к древней культуре Востока звучат в темах лирической поэзии, миннезанге, сочинениях трубадуров. В живописи появляется портрет. В этом смысле Готика, не обращаясь к античности, подготовила эпоху Возрождения с ее гармоничным соединением красоты тела и полета души. В английской готике период наивысшего развития стиля характеризуют термином «tracery» (англ, «узорчатость, разводы»), означающем качество «вибрирования, колебания стены» от игры световых лучей на тончайшем кружевном орнаменте. В середине XIV в. это же качество отмечается в германской готике; вначале подобный стиль именовали «Sondergotik» (нем. «странная, особенная, готика»), затем появилось название «Spatgotik» (нем. «поздняя готика»). В начале XIX в. французский историк Ш.-В. Ланглуа предложил термин «gothique flamboyant» (франц. «пламенеющая готика»). Стиль поздней «пламенеющей готики» называют также маньеризмом средневекового искусства (термин возник от характерных для 1350-1550-х гг. закрученных фиал и шпилей, напоминающих языки пламени).

Готические формы продолжали использоваться в период проторенессанса и в ренессансной Италии севернее Рима - во Флоренции, Милане, Пизе, Сьене, Венеции, Падуе, Мантуе, Ферраре. Элементы готического искусства сохранялись в живописи и скульптуре Северного Возрождения. К искусству южной Германии и Чехии XVII-XVIII вв. справедливо применяют необычные, на первый взгляд, определения: «готическое барокко», или «барочная готика». В этих странах влияния итальянского Маньеризма и Барокко XVI-XVII вв. прививались не на классические, а на готические традиции, игравшие в данном случае роль национальных. Несмотря на своеобразие отдельных течений и региональных школ, готический стиль 1390-1430-х гг. стал общеевропейским. По яркости, экспрессивности и парадоксальности Готику можно сопоставить только с Барокко. Возникнув однажды в архитектуре из практической потребности разрешения конструктивной (нехудожественной) задачи – облегчения сводов, в кратчайшее время, когда были достигнуты пределы легкости строительной конструкции, этот стиль вышел за границы рациональности - в высоты духа.

Готика превратилась в мистический, иррациональный стиль художественного символизма. Но, потеряв конструктивную основу, готический стиль постепенно исчерпал свои возможности. Кризис «пламенеющей» и «интернациональной готики», стилистических течений, казавшихся, во всяком случае для Италии в XV в., архаичными, стимулировал поиск новых идей и формообразующих принципов. По контрасту - их увидели в античности. Так Готика подготовила Ренессанс. Однако на этом история готического стиля не закончилась. Уже в первой трети XVI в. в искусстве Италии наблюдался возврат к готическим формам. В середине XVIII в. возник стиль Неоготики в Англии, несколько позднее - во Франции; в начале XIX в., в русле движения «национального романтизма» - в Германии. В 1830-1850-х гг. неоготический стиль сформировался в России. Однако еще ранее, в 1666 г., архитектор английского Классицизма К. Рен в плане реконструкции Лондона предусматривал строительство четырех церквей «в национальном готическом стиле». Готические формы возрождались в английском «викторианском стиле» второй половины XIX в. Неоготика стала одним из стилистических течений искусства периода Модерна рубежа XIX-XX вв. Традиционный стиль английского «готического дома» в Англии и США называли «survival» (англ, «выживание»), стиль Неоготики - «revival» (англ, «возобновление»). История изучения готического искусства начинается в конце XVIII в. Если К. Рен придерживался версии арабского, «сарацинского» происхождения Готики, то И. Гёте, осматривая в 1770 г. Страсбургский собор, назвал его «чистым изобретением германского гения». В статье «О немецкой архитектуре» (1772) Гёте восторженно писал о величии и оригинальности готических соборов (хотя и не видел в них «красоты» согласно канонам Классицизма). Немецких романтиков привлекала в готической архитектуре иррациональность, «биоподобность... и бесконечность внутреннего формирования».

Писатель-романтик Л. Тик описывал Страсбургский собор как «дерево с сучьями, ветвями и листьями, вздымающее свои каменные массы до самых туч... символ самой бесконечности». Ф. Шлегель посвятил этой теме книгу «Основания готической архитектуры» («Grundzuge der gotischen Baukunst, 1804-1805). Вместе с С. Буассере, немецким архитектором французского происхождения, Ф. Шлегель ездил в Париж для изучения готического искусства. В книге «История и описание собора в Кёльне» («Geschichte und Beschreibung des Domes von Koln», 1821-1823) С. Буассере утверждал германское происхождение Готики. Такая точка зрения существовала длительное время. С. Буассере принадлежит также идея завершения башен недостроенного Кёльнского собора по найденным подлинным чертежам. В 1814 г. писатель-романтик И. Гёррес призывал достроить Кёльнский собор, считая это «делом чести германской нации». Возведение двух ажурных шатров над башнями западного фасада осуществлено по проекту архитектора Ф. фон Шмидта в 1842-1880 гг. Немецкий художник и писатель И. Д. Фьорилло в 1810-х гг., также восторгаясь германской Готикой, предложил даже заменить термин «gotik» на «teutsche» («тевтонский»), хотя уже в 1890 г. был установлен факт первого появления нервюрного свода во Франции, в Сен-Дени. Французский историк искусства Л. Куражо в лекциях, прочитанных им в 1890-1896 гг. в Школе Лувра, утверждал, что готическая архитектура представляет собой «воспоминание о более древних деревянных постройках кельтов» и является результатом переосмысления франками архитектурной конструкции в стремлении к большей освещенности в условиях севера.

В 1914 г. в результате немецкой бомбардировки сильно пострадал Реймский собор. Немецкий исследователь В. Фёге, сотрудник Берлинских музеев, автор труда о франкском происхождении Готики «У истоков монументального стиля средневековья» («Die Anfange des monu-mentalen Stiles in Mittelalter», 1894), был так потрясен этим событием, что попал в психиатрическую лечебницу и смог вернуться к работе только в 1930 г. В 1960 г. исследование о Готике опубликовал П. Франкл, подчеркнув символический смысл средневековой архитектуры. Названия больших исторических стилей имеют долгую жизнь, в течение которой их содержание расширяется настолько, что выходит за границы начального значения термина. Это относится к таким понятиям, как Классицизм, Романтизм, Барокко; справедливо и в отношении Готики. Помимо конкретно-исторического значения слово «готика» со временем стали использовать в качестве эпитета.

«Готическими» в древнерусской архитектуре называли столпообразные шатровые храмы XVI в., памятники годуновского классицизма. «Готический экспрессионизм» находят в иконах новгородской школы. «Готические элементы» присутствуют в архитектуре колониального стиля, в немецком Бидермайере и стиле хаймат-кунст. Готика становится предметом стилизации и пародирования. Одна из картин американского художника Г. Вуда, стилизованная под примитив, с юмором названа «Американская готика». Американские небоскребы по моде 1980-х гг., как в начале XX в., включают декоративные «готические» элементы. Все удлиненное, заостренное, тянущееся вверх неизбежно ассоциируется в наших представлениях с Готикой, настолько сильным оказался образ, созданный готами более шести веков назад.


Готический стиль изумителен, он не подвластен времени и поражает своими формами. В архитектуре он считается одним из самых выразительных стилей, придуманных человечеством. Это не только классические средневековые религиозные сооружения и замки, но и современные жилые постройки. Предлагаем обзор поразительных примеров мировой архитектуры в готическом стиле.

Готический стиль имеет несколько форм, но все они прекрасны. Готику Франции, Англии и Италии нельзя сравнивать, так как она уникальна. Франция – это страна, где он зародился и приобрел свою душу. В нём построены церкви 12 столетия и современные религиозные сооружения. В этом стиле все прекрасно – от формы до деталей.





Собор святого Стефана был построен в 1147 году и является одним из самых выдающихся и красивых сооружений, выполненных в готическом стиле. Он считался церковью-матерью католицизма Австрии и резиденцией архиепископа. Собор выдержал испытание временем и пережил многие исторические события. Крыша уникального и самого узнаваемого здания в Вене покрыта разноцветной черепицей. Мало кому известно, что северная башня была зеркальным отражением южной. В 1511 году к северной башне добавили верхушку в стиле ренессанса, которую жители Вены называют «наконечник в виде водонапорной башни». Во время Второй мировой войны колокола собора, которые были на южной башне, бесследно исчезли. Колокола северной башни сохранились и до сих пор действуют. Самой старой частью собора считается Римская башня и «ворота великана».


Мирский замок является впечатляющим образцом готической архитектуры 16 столетия. Он находится в Гродненской области и является одним из самых интересных туристических объектов Беларуси. Трёхэтажный готический замок был построен графом Ильиничем в 1500-х годах, а Николай Радзивил, второй владелец замка, закончил его строительство уже в стиле ренессанса. Во дворе замка, у северных стен, разбиты итальянские сады.


Мирский замок пережил разрушение во время войны с Наполеоном. Николай Святополк-Мирский приобрел замок и начал его реконструкцию, которую закончил его сын, наняв архитектора Теодора Бурже. Семья Мирских владела замком до 1939 года. Сегодня он является национальным памятником культуры и почитается местными жителями и туристами.




Собор Антверпенской Богоматери, принадлежащий римско-католической церкви, находится в Антверпене, Бельгия. Строительство на месте бывшей часовни 9-12 веков началось в 1352 году и продолжилось до 1521 года. Сегодня собор считается самым большим и поразительно красивым сооружением в готическом стиле в Нидерландах и Бельгии. В 1533 году в нём произошел пожар, и часть собора была уничтожена. С 1559 года он являлся резиденцией архиепископа. За время военных действий с 1800-х до 1900-х годов собор несколько раз был поврежден и реставрирован, но ни огонь ни войны не смогли уничтожить это величественное сооружение, которое стало бессмертным. Последняя реставрация памятника готической архитектуры началась в 1965 году и закончилась в 1993 году.


Строительство еще одного шедевра готической архитектуры, Кельнского собора, началось в 1248 году и продлилось до 1473 года, но не было завершено, и продолжилось в 19 столетии. Собор, символ римско-католической церкви и немецкой готической архитектуры, находится в Кельне, Германия, является резиденцией архиепископа и входит в число памятников, внесенных в список мирового культурного наследия.


Это самый большой готический собор в Северной Европе и второй по высоте собор в мире. В нём очень много реликвий, на которые можно посмотреть. Собор был спланирован наподобие Собора Амьенской Богоматери. В основе – латинский крест и высокие готические своды. В можно полюбоваться витражами, высоким алтарем, оригинальной мебелью – этот собор является настоящим сокровищем.




Бургосский собор, творение 13 столетия, находится в Испании, принадлежит римско-католической церкви и посвящен Деве Марии. Строительство и реконструкция длились с 13 до 16 столетия, как раз тогда в соборе появились элементы в стиле ренессанса. В 1984 году его внесли в список всемирного культурного наследия. В соборе находится множество исторически и культурно ценных объектов – от статуй 12 апостолов до капеллы Реликвий и предметов искусства, статуй ангелов, рыцарей.




Расположенный в Праге Собор Святого Вита, величественный памятник готической архитектуры, в реальности намного красивее, чем о нем рассказывают. Его почитают не только за красоту, но и потому, что этот он считается главным культовым сооружением Чехии. Он также и самый большой в стране. В соборе находятся гробницы римских императоров и королей Богемии.




Готика (Готический стиль) – исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в период с XIII по XV века.

Общая характеристика стиля Готика

Готика – в основном архитектурный стиль, но и в дизайне интерьера ему свойственны очень существенные отличия от других стилей, свое собственное и ни с чем не сравнимое “лицо”: огромные окна, многоцветные витражи, световые эффекты. Гигантские ажурные башни, подчеркнутая вертикальность всех конструктивных элементов.

Характерными элементами в дизайне интерьеров становятся стройные колонны, сложные формы сводов, ажурные орнаменты, окна в форме розы и стрельчатые своды, оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла, но без занавесей.

Фантастичные, превосходящие все существующие до сих пор конструкции готики преодолевают громоздкость камня. Вследствие этого основными чертами могут считаться иррационализм, дематериализация, стремление вверх, мистика, легкость, экспрессивность.

История стиля Готика

Готами древние римляне называли варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы империи в III-V вв. Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание “варварской”, примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Вначале его применяли к литературе – для обозначения неправильной, искаженной латыни. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом “tedesca” (итал. “немецкая”). Есть предположение, что слово “готика” впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения.

Готика – венец средневековья, это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла… Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства Западной Европы. Факт рождения готического стиля можно считать кульминацией романского и вместе с тем – его преодолением. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, а переходное время XII в. носило возрожденческий характер».

Место рождения нового стиля – Париж. Здесь в 1136-1140 годах под руководством аббата Сугерия (Сюжера) были возведены два пролета главного нефа церкви аббатства Сен-Дени. Но строительство готического храма – задача для поколений. Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris), заложенный в 1163 году, строился более двухсот лет. Римский собор (длина – 150 метров, высота башен – 80 метров) строился с 1211 года до начала XIV века, Миланский собор – до XIX.

Немного позже,в XVIII-XIX веках, вкусы Запада стали вновь обращаться к романтичным направлениям дизайна Средневековья. Это и привело к возрождению готического стиля в этот период. Возрождение готики совпадает по времени с появлением викторианского стиля интерьеров.

Парадоксальной особенностью готического стиля, совершенные формы которого демонстрируют иррационализм, дематериализацию и наивысшую, мистическую экспрессию, является то, что поводом (но не причиной) его возникновения послужили технические достижения – рациональное совершенствование строительной конструкции. История готической архитектуры – это история нервюры и аркбутана. Освобождение стен от нагрузки позволяло прорезать их огромными окнами –это стимулировало искусство витража. Интерьер храма становился высоким и светлым.

Особенности стиля Готика

Интерьеры с дизайном в готическом стиле отличаются величием и изяществом. Стены перестают быть конструктивным элементом, становятся более легкими, облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, настенными гобеленами. Дощатые и каменные полы раннеготического интерьера позднее также застилались коврами. Характерными элементами становятся ажурные орнаменты, каменное кружево резьбы, стрельчатые своды. Над входом, как правило, красуется огромное витражное окно-роза. Оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла, но без занавесей. Потолки деревянные балочной конструкции или с открытыми оформленными стропилами; возможна декоративная роспись на потолке.

Типичные мебельные изделия готического стиля дизайна интерьера: высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках, высокие спинки стульев и кроватей, имитирующие архитектурные детали крепостных замков и церквей. Позже это влияние сказалось и на орнаментике: столярному мастерству была навязана точная геометрическая орнаментика, противоречащая самой фактуре дерева. Основным видом мебели, как в замках рыцарей, так и у простых горожан был сундук, из которого со временем сформировался сундук-скамья. Сундуки служили столами, скамьями и кроватями. Часто сундуки ставили один на другой, украшая при этом всю конструкцию стрельчатыми сводами – так получился шкаф. Стол в готическом интерьере имел глубокий выдвижной ящик и сильно выступающую столешницу, основанием которой были две торцовые опоры. Под откидной столешницей находилось множество отделений и маленьких ящичков. Кровать, если она не была встроена в стену, имела балдахин или большой, подобный шкафу, деревянный каркас, а в южных странах Европы – дощатую конструкцию с архитектурным членением, резьбой и цветной отделкой.

В строительстве и отделке готических зданий использовались в основном камень, мрамор, дерево (дуб, орех и ель, сосна, лиственница и кедр европейский, можжевельник). В декоре использовалась плиточная мозаика, майолика; сундуки обтягивали кожей, использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски. Фигурная лепнина подчас расписывалась и покрывалась позолотой.

Цветные витражи в виде стрельчатых арок – одна из самых узнаваемых особенностей стиля готики. Огромные окна, для которых стены служат лишь легким каркасом, многоцветные витражи, световые эффекты, наконец, прекрасное окно-роза – все это и создает неповторимое “лицо” стиля готики.

Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла. Истоки этого вида изобразительного искусства восходят к поздней античности.

Уникальные эффекты витража объясняются прозрачностью его основы – цветного стекла; использовавшаяся же для прорисовки контуров черная краска была непрозрачной. В орнаментальных зонах витража доминируют красный и синий тона, в сюжетных – белый, различные оттенки фиолетового, желтый и зеленый.

“Готические розы”, красочные витражи, раскрашенная скульптура – все это говорит об особой роли цвета в средневековье. В дизайне интерьеров готического стиля использовались насыщенные красные, синие, желтые, коричневые оттенки, а также золотые и серебряные нити. Для контрастных деталей использовались пурпурные, рубиновые, иссиня-черные, гвоздично-розовые, зеленые оттенки.

Элементы декора готического стиля интерьера

Картинами для украшения комнат в готике пользуются редко. В то же время, эпоха готики – это время расцвета книжной миниатюры и появления станковой живописи, время высокого подъёма декоративных искусств. В готическом стиле наблюдается расцвет цехового ремесла: в резьбе по камню и дереву, в мелкой скульптуре из слоновой кости, в керамике и стеклоделии, в многообразных металлических изделиях, украшавшихся камнями и эмалью, в тканях и шпалерах – всюду изощрённость фантазии и щедрое богатство декора сочетаются с блестящим мастерством и тщательностью отделки.

Заключение

Ключевой момент готической архитектуры – свет, вечно льющийся Божественный свет – символ просветления и мудрости. Поэтому готика – звездный час витражей.

Готика – первый общеевропейский стиль. По яркости, экспрессивности и парадоксальности ее можно сопоставить разве что с барокко. В ХХ веке готика становиться интернациональным эпитетом. Все удлиненное, заостренное, тянущееся вверх изо всех сил воспринимается нами как “готическое”: древнерусские шатровые храмы, экспрессионизм новгородских икон и, даже, американские небоскребы.

Если вас интересует готический стиль в архитектуре или в общем готический стиль , то ви интересуетесь одним из самих необыкновенных, захватующих обсуждаемых и вообще в разных видах искусства.

Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на местность современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Великобритании. В Италию готика просочилась позже, с огромным трудом и мощной трансформацией, приведшей к возникновению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так именуемая международная готика. В страны Восточной Европы готика просочилась позже и как бы продержалась там чуток подольше - вплоть до XVI века.

К зданиям и произведениям искусства, содержащим для себя соответствующие готические элементы, но сделанным в период эклектики (середина XIX века) и позже, применяется термин «неоготика».

Готический стиль в архитектуре фото

Первым строительным сооружением в стиле готика именуют церковь монастыря Сен-Дени, которая была сотворена по личному проекту Аббата Сугерия. В процессе ее строительства убрали много опор и внутренних стенок, по этому церковь заполучила куда наиболее грациозный вид в сопоставлении с романскими «крепостями Бога». Как эталон почаще всего называлась капелла Сент-Шапель, расположенная в Париже.

Тяжело отыскать пригодные слова, чтоб обрисовать воспоминания от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Но больше поражает не столько высота, сколько достояние качеств, открывающиеся, когда обходишь кругом собора.

Готические соборы не только лишь высоки, но и чрезвычайно протяженные: к примеру Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта — 64 метра, и чтоб обойти вокруг него требуется пройти по наименьшей мере полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, просто обозримыми формами, готический собор необозрим, нередко асимметричен и даже неоднороден в собственных частях: любой из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стенки не ощущаются, их вроде бы и нет. Арки, галереи, башни, какие-то площадки с аркадами, громадные окна, все далее и далее — нескончаемо непростая, ажурная игра ажурных форм. И все это место обитаемо — собор и внутри и снаружи населен массой скульптур (в Шартрском соборе около 10 тысяч одних статуй) . Они занимают не только лишь порталы и галереи, но их можно отыскать также и на кровле, карнизах, под сводами капел, на винтовых лестницах, появляются на водосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор — это целый мир.

Он и вправду вобрал в себя мир средневекового города.

Ежели даже на данный момент, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним блекнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще больше убедительно он смотрелся тогда, в том Париже, посреди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены.

Тогда собор был кое-чем огромным, чем просто местом церковной службы. Совместно с ратушей, это был центр всей публичной жизни города. Ежели ратуша являлась центром деловой деятельности, то в соборе, не считая богослужения происходили театральные представления, читались институтские лекции, время от времени заседал парламент и даже заключались маленькие торговые договоры. Почти все городские соборы были так значительны, что все население города не могло его заполнить. Около собора, обычно, размещались торговые ряды.

Потребности городской жизни побудили преобразовать замкнутый толстостенный, крепостного типа романский собор вот в таковой пространственный, открытый вовне. Но для этого было надо поменять саму конструкцию, а прямо за конструкцией вышло и изменение строительного стиля.

Поворот к готике начался с архитектуры, и только позже стал распространяться на статую и живопись. постоянно оставалась основой средневекового синтеза искусств. Ежели ассоциировать обычные сооружения романского стиля и готики, то кажется, что они противоположны. Одни — представители массивности, остальные — легкости. Но если взять сооружения как бы переходного периода, то видно, что готика берет свое начало из романских корней.

Началось все это с простейшей клеток, с ячейки, покрытой сводом, травеи. Они были квадратными, и это ставило определенный предел по расширению главенствующего нефа. Храм при таковой системе перекрытий не мог быть довольно просторным внутри — он оставался узеньким и темным. Мысль зодчих идет к тому, чтоб наконец-то расширить и облегчить систему сводов.

Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями — системой несущих арок. Вся воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную базу: она вытекает из каркасной системы постройки. Средневековые зодчие с умнейшей интуицией применили тут закон параллелограмма сил. Исходя из этого, стена в соборе ничего не несет и следовательно, ее незачем делать сплошной и глухой. Так возникают сквозные галереи, аркады, большие окна. Галереи употребляются для установки статуй, а окна — для монументальной живописи из цветных стекол. Средневековые живописцы страстно обожали незапятнанные, колоритные, звучные краски. Это сказалось и в витражах, и в миниатюрах, и в раскраске скульптур. Эти соборы ни снаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. Они стают быстрее как воплощение деятельной жизни средневекового города. Они рассчитаны на многолюдье, чтоб вокруг бурлила жизнь. Трансепт практически соединяется с продольным местом. Таковым образом, устраняется резкая граница меж клиром и посетителями. «Святилище» перестает быть кое-чем недоступным и сокровенным. Гробницы помещаются прямо в храме, а не в черной, подземной крипте, как в романских церквах. Стиль готики драматичен, но не мрачен не уныл.

Что все-таки представляли собой средневековые города? Основная масса городского населения представляла собой самые мятежные, самые вольные слои общества. Ремесленники уже не были чьими-то слугами, они наконец-то объединялись в самостоятельные союзы, цеха.

Почти во всех городах появились институты.

Соборы и ратуши, вообщем то, возводились по заказу городских коммун. Само-собой разумеется, строились и достраивались они долго - десятилетиями, а то и веками. Всё изобразительное убранство готических соборов, включая скульптуры, рельефы, витражи и алтарную живопись, все это, мягко говоря, мыслилось как типичная энциклопедия средневековых познаний — естественно подчиненных богословию. При этом в каждом соборе, наконец, прослеживалась своя тема. Например, Парижский - посвящался богоматери, и всему, что с ним соединено; Амьенский — выражал идею мессианизма: на его фасаде фигуры пророков.

Но планы этих изобразительных богословских энциклопедий были, в общем, настолько расплывчаты и аллегории так условны, что под их сенью находили для себя место самые различные сюжеты и мотивы, в том числе и чрезвычайно дальние от церковной концепции мироздания.

Под руками средневековых каменотесов мертвый камень как бы оживает и расцветает тыщами соцветий. Как бы это было не странно, но тяжело отыскать в истории наиболее органические формы синтеза искусства, возникающие на данной базе.

В большинстве готических соборов скульптурное убранство преобладало над живописью, ежели не считать витражи: это опять-таки, наконец, определялось нравом архитектуры, сделав стенки ажурными и поэтому - неподходящими для фресок. Возможно и то, что готическая живопись развивалась не в форме стеновой росписи, а основным образом в миниатюрах рукописей и в росписях створок алтарей. Живопись алтарей больше развивалась в тех странах, где готическая архитектура , по тем либо другим причинам сохраняла относительную массивность и гладь стен. Восхитительной алтарной живописью владела, например, средневековая Чехия.

В большинстве европейских государств, лежащих к северу от Италии, готический стиль в архитектуре господствовал долго. XV век в северных странах можно считать либо позднеготическим либо проторенессансным. Большой различности как бы нет, т.к. возрождение, при всем собственном безусловном новаторстве, было закономерной стадией средневековой культуры, в которую та перерастала органически.


Наиболее известные готические соборы

Готический собор, при всем богатстве составляющих его элементов, строится по одним и тем же канонам. Это можно утверждать как о его архитектурном плане, так и всей системе декора - экстерьера и интерьера. Из романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»: «Искусство меняет здесь (в разных памятниках готики. - А. М.) только оболочку. Внутренний остов его все тот же, все то же последовательное расположение частей. Какой бы скульптурой и резьбой ни была разукрашена оболочка храма, под нею всегда находишь, хотя бы в зачаточном, начальном состоянии, римскую базилику. Она располагается на земле по непреложному закону. Это все те же два нефа, пересекающихся в виде креста, верхний конец которого, закругленный куполом, образует хоры; это все те же постоянные приделы для крестных ходов внутри храма или для часовен – нечто вроде боковых проходов, с которыми центральный неф сообщается через промежутки между колоннами. На этой постоянной основе бесконечно варьируется число часовен, порталов, колоколен, шпилей, следуя за фантазией века, народа и искусства. Предусмотрев и обеспечив правила церковного богослужения, зодчество в остальном поступает, как ему вздумается. Изваяния, витражи, розетки, арабески, разные украшения, капители, барельефы - все это сочетает оно по своему вкусу и своим правилам...»

Франция
Церковь аббатства Сен-Дени (XII в.)

Сложившаяся каркасная система готического собора появилась в церкви аббатства Сен-Дени (12в.). Настоятеля этого монастыря, регента и королевского советника, по праву можно назвать "крестным отцом" готического стиля. Именно он начал постройку церкви аббатства "патрона и апостола Франции" святого Дионисия (Сен-Дени). Храм должен был придать значение и величие монастырю как древней усыпальнице французских королей. К сожалению, подробное описание всех этапов строительства храма, то, что сейчас определяет сущность готического стиля, утрачено.

Заботясь об укреплении королевского престижа, Людовик IX повелел обновить и поставить заново в Сен-Дени не менее шестнадцати надгробий французских монархов. Это были сложные сооружения либо в виде балдахина, напоминавшего готический собор, либо саркофаги с фигурами святых по периметру. Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. Фигуры умерших в XIII в. стереотипны в своей идеализированной элегантной моложавости; в XIV в. они становятся более индивидуализированными, в облике проступают портретные черты.
Собор в Шартре (XII - XIV вв.) .

Первоначальное здание собора в Шартре было сооружено в XII в. Западный фасад собора был закончен в 1170 г. и счастливо избежал полного разрушения во время пожара 1194 г. (остальная часть здания была разрушена). В западном фасаде отчетливо ощутим переходный характер архитектуры. Ранняя северная башня (1134-50) имеет основание, полностью романское по духу (венчающий башню ажурный шатер был завершен в начале XVI в.). Центральная часть фасада сохранила тяжелую романскую стену, в которую врезаны три портала, окно-роза возникло позднее.

Южная башня, так называемая «старая колокольня» (1145-65) ближе к основным идеям готики: вертикали контрфорсов подхвачены мощным взлетом восьмигранного шатра. После пожара 1194 г. здание было отстроено заново. Архитекторы Шартра мыслили здание уже как единое целое, подразделяющееся на соподчиненные части, между которыми существует тесная связь. Интерьер раскрывается навстречу зрителю как последовательная цепь контрастов и усложняющихся архитектурных ритмов, которым придан ясный и четкий порядок.

Стена имеет трехчастное деление на аркаду опор, трифорий и окна. Служебные колонны, поднимаясь от основания устоя, собираются во втором ярусе в пучки и почти непрерывным движением возносятся к сводам. Зодчие сумели придать вертикальным тягам ощущение свободного и одухотворенного подъема. Нотр-Дам в Шартре по праву считается одним из красивейших соборов в Европе.

Шартр - один из немногих готических соборов Франции, который сохранил почти неизменным свое остекление. Это самый большой из дошедших до нас ансамблей витражей XII-XIII вв. Витражи, слепые и почти бесцветные снаружи, раскрывались в интерьере, когда солнечные лучи, проникая сквозь цветные стекла, придавали каждой краске наибольшую звучность.

В высоких окнах Шартра витражи XII в., с яркими насыщенными тонами, соседствуют с более темной гаммой красок окон XIII в. Тематика изображений в окнах Шартра была чрезвычайно разнообразна.


Наряду со сценами из Ветхого и Нового заветов, пророками и святыми - в нижней части представлено около ста сюжетов из жизни ремесленников, пожертвовавших собору витражи; одна из витражных роз посвящена крестьянам. Мастерством исполнения выделяются в Шартре окна с изображением Богоматери (Богоматерь «прекрасного окна»), цикл «Житие св. Евстафия», а также цикл «Карл Великий».
Скульптурное убранство «Королевского портала» на западном фасаде собора сохранилось сравнительно хорошо.

Статуи-колонны в углублениях шартрских порталов включены в общую структуру архитектурного образа. С одной стороны, они служат физической опорой, «столпами», также и в переносном смысле - в аллегорическом и сюжетном плане для тимпанов и расположенных в них новозаветных сцен.
Венский готический собор .;

Собор в Реймсе (1211-1330 гг.) .;

Собор Нотр-Дам в Реймсе .;.
Город в сердце Шампани издавна был местом коронования французских королей. Существовавшая в XII в. базилика погибла в пожаре 1210 г. Строительство нового собора началось незамедлительно, уже в 1211 г., и продолжалось до 1481 г. История собора в Реймсе - это история нескольких поколений зодчих. На основании надписей «лабиринта», сложного мозаичного орнамента пола, известны имена архитекторов и этапы возведения грандиозного здания. Собор в Реймсе, несмотря на длительные сроки строительства, сохранил единство замысла: многообразие талантов архитекторов и скульпторов, работавших здесь, слилось в общую, полную вдохновения «каменную симфонию».

Сложность развития архитектурной темы присуща западному фасаду храма; отдельные мотивы переплетаются, контрастируют, дополняют друг друга. Масса здания, тяжелая и инертная у земли, становится все более легкой и подвижной по мере подъема вверх. Движение начинают глубокие порталы со стрельчатыми арками и охватывающие их треугольники вимпергов. Во втором ярусе поток разделяется, затухает в центре и обретает стремительную динамику по бокам: круглой «розе» с пологой аркой над ней противостоят боковые окна, которые предваряют победный взлет башен, подчеркнутый коротким всплеском вимперга между ними.

Но фасад Реймского собора пронизан не только вертикальным движением - он пребывает в сложном и динамическом взаимодействии с окружающей средой. Порталы отделяются от стены и «наступают» на расположенное перед ними пространство площади, их воронкообразные ниши как бы вовлекают его в себя.

Скульптурное убранство собора в Реймсе по праву считается вершиной французской готической пластики. Наиболее сильно влияние античности в Реймсе проявилось в произведениях 1211-25 гг. Скульптура св. Петра с так называемого портала «Страшного суда» на северном трансепте является ярким примером античного влияния в пластике Реймса.
Собор в Амьене (1218 - 1260 гг.) .;

Почти одновременно с Реймсом началось строительство собора в Амьене. Первый камень был заложен в 1220 г., сразу же после пожара, уничтожившего романское здание. Возведение здания начали с продольной части, хор строили позже.

Западный фасад был завершен в основном в XIII в., его верхняя часть достраивалась в XIV и обновлялась в XV вв. Расположение частей фасада живописно - не случайно в процессе строительства возникли разные по высоте и рисунку башни. «Лабиринт», разобранный в начале XIX в., донес имена строителей. С 1220 г. здесь работал Робер де Люзарш, затем Тома де Кормон и его сын.

Работы в основном были закончены в 1288 г. Также как и в Реймсе, примером для зодчих служил собор в Шартре, однако образец был заметно модифицирован. В Амьене взаимодействуют два осевых направления: травеи нефов вторят трансепту; средняя из семи капелл хора, значительно выдвинутая вперед, подчеркивает продольную ось плана.

Пологие стрельчатые арки завершают интерьер, рождая чувство свободного движения пространства, которое было также достигнуто путем абсолютного увеличения размеров здания. Собор в Амьене - крупнейший среди готических храмов Франции и один из крупнейших в Европе. Ширина его нефов достигает 33 м, трансепт растянут на 59 м, своды центрального нефа подняты на высоту 42, 3 м.
Собор в Бурже (1194г.) .;


Собор Парижской Богоматери (1163 г. - XIV в.) .;

Здание собора воздвигнуто на месте храма Юпитера, стоявшего здесь при римлянах. В XII веке Морис де Сюлли распланировал огромный Собор Парижской Богоматери, а в 1163 году в восточной части города королем Людовиком VII и специально приехавшим в Париж на церемонию папой Александром III был заложен первый камень фундамента. Строительство шло постепенно с востока на запад и длилось более ста лет.

Собор должен был вмещать в себя всех жителей города - 10 000 человек. Но пока его строили, прошло более полутораста лет, и население Парижа выросло во много раз. Собор в средневековом городе являлся центром общественной жизни. Он весь облеплен какими-то лавками и ларьками, в которых продавали всякую всячину. У входа приезжие купцы раскладывали свой товар и заключали сделки. Сюда городские модницы приходили похвастать своими нарядами, а сплетницы - послушать новости. Здесь устраивались танцы и шествия ряженых, иногда даже играли в мяч.

Во время опасности в соборе укрывались жители окрестных деревень не только со своим скарбом, но даже и со скотом. Профессора читали лекции студентам, прерываясь во время богослужений.

Стен нет вообще, их заменяет каркас из соединенных арками столбов. Заполняют этот каркас огромные стрельчатые окна, даже не окна - а многоцветные картины с десятками фигур.
Собор Парижской Богоматери разделен на пять нефов, средний выше и шире остальных. Высота его - 35 метров. Под такими сводами мог бы уместиться дом в 12 этажей. Посередине главный неф пересечен другим нефом такой же высоты, два нефа (продольный и поперечный) образуют крест. Это сделано специально, чтобы собор напоминал крест, на котором был распят Иисус Христос. Сооружения, подобные Колизею или термам Каракаллы, нужно было строить быстро и возводить все здание сразу, целиком. Длительная приостановка работ или медленное возведение отдельных частей таких сооружений грозили тем, что разные помещения имели бы различную прочность.


Для строительства нужны были гигантские средства, требовались армии рабов. Ничего этого у парижан не было. Готический собор строился, как правило, десятилетиями, а то и веками. Горожане не спеша собирали деньги, и здание собора росло медленно. К середине XIX века Собор Парижской Богоматери значительно отличался от того, каким его видели парижане в XIII веке. Исчезли, поглощенные почвой Сите, все одиннадцать ступеней лестницы. Не стало нижнего ряда статуй в нишах трех порталов. Не стало и верхнего ряда статуй, украшавших когда-то галерею. Внутри собор тоже сильно пострадал.

Исчезли великолепные статуи и цветные витражи, заменен готический алтарь. Вместо них появились толпы амуров, бронзовые облака, мраморные и металлические медальоны. Собор был испорчен. Более того, ему угрожало полное разрушение. В 1841 году для спасения Нотр-Дам де Пари было принято специальное правительственное решение, а в 1845 году началась капитальная реставрация собора под руководством известного архитектора Э.Э. Виолле-ле-Дюка. В своем первозданном виде до наших дней сохранились лишь частично витражи западного, южного и северного фасадов, скульптуры на фасадах и в хоре.
Французская готика. Бургундия. Странноприимный дом.
Германиия .;
Кёльнский собор (1248 г.- XIX век) .;

Грандиозный пятинефный Кельнский собор (1248- 1880) построен по типу Амьенского. Легкие башни с остроконечными крышами па западном фасаде, необычайно высокий средний неф и изящный архитектурный декор всех деталей конструкции характеризуют его внешний облик. Замена розы стрельчатым окном усиливает стремительность движения.

Кельнский собор отличается сухостью форм. Западная часть его была закончена лишь в 19 в. В эпоху готики в искусстве возросло значение светской архитектуры, частной, дворцовой и общественной. Развитая политическая жизнь и растущее самосознание горожан получили отражение в строительстве монументальных ратуш. Собор в Вормсе (XII в.) .;
Собор Нотр Дам в Ульме .;

Наумбургский собор .
Англия .
Собор Вестминстерского аббатства (XII-XIV вв.) в Лондоне .
; центральный неф


Собор в Солсбери . (1220-1266 гг.);


Собор в Эксетере (1050 г.) .;

Собор в Линкольне (конец XI в.) .

Собор в Глостере (XI-XIV вв.) .

Чехия .
Готическая архитектура Праги .;

Собор святого Вита (1344-1929 гг.)


Италия .;
Палаццо Дожей .;

Это яркий образец венецианской готики, воспринявшей не конструктивные принципы, а декоративность этого стиля. Фасад его необычен по композиции: нижний ярус дворца опоясывает беломраморная колоннада с переплетающимися стрельчатыми арками. Огромное монументальное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю. Сплошная открытая лоджия с килевидными арками, с тонкими, часто расположенными колоннами образует второй этаж

Миланский собор (1386г. - XIX в.) .



Готическая архитектура. Конструкция готического собора. Аркбутаны Миланского собора .
Палаццо д"Оро (Золотой дворец) в Венеции .

папский дворец
Севильский кафедральный собор

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!