Фрэнсис Дрейк: «Железный Пират» Елизаветы I. История Как называется галеон френсиса дрейка

Кто бы мог подумать, что «Golden Hind» (англ. вариант названия корабля) изначально носил название «Пеликан».

Рождение легендарного галеона

С английских стапелей корабль сошел под названием «Пеликан». Тип судна назывался галеоном – это те судна, которые пришли на смену каравеллам и караккам ( , которые активно использовались в эпоху самых масштабных географических открытий).

Галеоны имели гораздо более изящный корпус, в котором уже не делали тяжелой надстройки на корме. «Пеликан» был трехмачтовый – имел грот, бизань и фок. Бизань-мачта «держала» скосый «латинский» парус, а фок- и грот-мачты вооружались прямыми парусами. Под бушпритом был еще один прямой парус, именуемый блиндом.

Корабельных чертежей в то время не делали, поэтому строили все «на глаз» и по наитию. Именно поэтому о галеоне нет единых мнений о его точных размерах. По разным источникам его длина варьирует от 25 до 40 м, ширина – 5,8-6,7 м, водоизмещение – в пределах 110-150 тонн.

Но при всех своих габаритах парусник был предельно маневренный и быстрый. Точной информации, чем и в каком количестве «Пеликан» был вооружен – также нет. Ориентировочно – это были 18-22 пушек среднего калибра.

Парусник имел интересный . По всему корпусу был нанесен орнамент из ромбов красного и желтого цвета (придавался вид испанского галеона), а также был нарисован пеликан. Когда парусник был переименован в «Золотую Лань», то на его корпусе появилось соответствующее изображение, а реальная золотая фигура лани расположилась под бушпритом.

Френсис Дрейк, известный, как «Железный пират», был первым и единственным капитаном этого судна.

Превращение «Пеликана» в «Золотую Лань»

В период между 1577 и 1580 годами было совершено кругосветное , которое не только прославило корабль, подарив ему многочисленные почести, но и переименовало его из «Пеликана» в «Золотую Лань».

В 1577 г. галеон был снаряжен в обществе еще 4-х суден в потенциально доходное путешествие в сторону Южной Америки с целью грабежа испанских суден, которые в большинстве случаев были забиты драгоценностями. «Пеликан» был самым большим из всех собранных и существенно выделялся внешне.

Практически сразу после отплытия Дрейком было принято решение переименовать судно в «Золотую Лань». История хранит две версии в качестве объяснения этого поступка.

«Железный пират» хотел наглядно показать быстроходность и маневренность своего парусника и/или польстил лорду Хаттону, который считался его покровителем, и на чьем родовом гербе была изображена именно лань. Впоследствии были приняты обе версии, которые не противоречили друг другу и вполне могли быть правдой.

Не все морские были благоприятными для эскадры. В первый же шторм все корабли, кроме «Лани», были потеряны – один затонул, трем с трудом удалось вернуться обратно в Англию. Дрейка при этом отнесло прилично в южном направлении. Там-то и был открыт пролив, которому было присвоено имя его открывателя.

Но, даже потеряв все свои корабли, «Железный пират» успешно и с азартом грабил абсолютно все, что только попадалось на его пути, на протяжении целых трех лет кругосветного скитания.

Был момент, когда галеон оказался на столько перегруженным награбленным, что Дрейк приказал на борту оставлять только жемчуг и золото, а серебро, не жалея, выбрасывать за борт.

После всего «Золотая Лань» вернулась в Плимут в конце 1580 года, набитой награбленным под самую завязку. Половина всего добра пополнила королевскую казну, отчего королева Елизавета I посвятила «Железного пирата» в рыцари прямо на корме его же судна. Дрейком и его парусником стали гордиться абсолютно все.

Что сталось с «Золотой Ланью» в современную эпоху?

После второго в истории кругосветного плавания «Золотая Лань» стала предметов гордости у англичан. Галеон поставили на пожизненную стоянку на Темзе. Там он выстоял неполный век (до 1662 г.), и все это время считался одной из самых важных лондонских достопримечательностей. Был разобран из-за обветшания.

Уже в 20 веке были воссозданы две реплики легендарного галеона (1973 и 1963 гг.). Принимая во внимание тот факт, что история не сохранила подробных чертежей корабля, и все воссоздавалось по словесным описаниям из различных исторических источников, оба варианта не были похожи между собой.

Одна из копий, созданная в 1973 г., повторила кругосветку Дрейка. С 1996 г. она стала плавучим , стоя на южном берегу Темзы. Галеон от 1963 г. осел в Девоншире в городе Бриксхем.

Небольшой галеон Англии, который в промежутке с 1577 по 1580 годов обогнул весь Земной шар – Корабль Золотая Лань (Golden Hind). Первый галеон под руководством капитана судна сэра Френсиса Дрейка, вернувшийся из кругосветного путешествия по воде после каракки «Виктория» (Магеллан).

«Золотая Лань» находилась в кругосветном плавании почти 3 года (2 года 10 месяцев 11 дней). Флагманское трехмачтовое судно первоначально имело название «Пеликан». Длиной всего 36,5м, шириной 6,7м, максимальной грузовместимостью 150 тонн, корабль был оснащен 22 орудиями.

Из шести кораблей сэра Френсиса только «Пеликан» пробился через Пролив Дрейка, и выйдя в Тихий океан, капитан переименовал судно в честь Кристофера Хаттона – лорда канцлера и придворного покровителя, на гербе которого и была изображена золотая лань.

Галеон неоднократно встречался с боевыми испанскими суднами, которые он успешно топил, практически без потерь своей команды (Чили, Колумбия, Перу, Мексика). Он буквально все сметал на своем пути, были разорены все главные гавани. Вдоль Тихого океана, через Филиппины, где также пошла ко дну не одна филиппинская флотилия, «Золотая Лань» зашла в Южно-Китайское море. Затем, минув Малаккский залив (между малазийским полуостровом Маллака и индонезийским островом Суматра) победоносное судно вошло в Индийский океан. Далее обогнул Африку, пройдя через Атлантический океан, осенью 1580г корабль вернулся в Великобританию.

Этот незаурядный прорыв спровоцировал появления слухов об английских пиратах, у мореплавателей галеон и флотилий, занимающихся торговлей между Востоком и Мексикой, появился страх быть опустошенными.

Идентичная копия «Золотой Лани» была построена англичанами в 1973 году. Корабль успешно прошел весь маршрут капитана Дрейка – 225000км. Сегодня судно находится в лондонском районе Саутварк, ставшее достоянием Англии оно было реконструировано в музей на воде. В настоящее время каждый желающий может побывать на знаменитом судне и ощутить все полноту переживаний прошлых лет. На «Золотой Лани» можно увидеть моряков эпохи Тюдоров, в костюмы которых переодеты школьники.

Существует еще одна копия судна «Золотая Лань», с 1963 года она находится в Девоншире в гавани Бриксхэма.

Как добраться?

Добраться до корабля проще всего на метро, станция London Bridge .
|
|
|
|
|
|
|
|

Фрэнсис Дрейк

родился на ферме в Кроундейле, в Девоншире. В 1540 году. Семья Дрейков арендовала землю у сэра Джона Рассела, впоследствии графа Бэдфорда. Семейстро Дрейков, несмотря на большую разницу в социальном положении, с семьей Расселов была тесно связана. Старший сын Джона Рассела, Фрэнсис, был крёстным отцом сына Эдмунда Дрейка, который и получил его имя.

Когда в 1549 году началось крестьянское восстание, Эдмунд Дрейк, ревностный протестант, вынужден был бежать из Кроундейла в Плимут. Там Эдмунд Дрейк устроился священником на корабль. Домом Фрэнсиса, и ещё 11 его братьев и сестер, стал корабль. Френсису, по-видимому, было не больше десяти лет, когда отец определил его на торговый корабль юнгой, который совершал рейсы в нидерландские и французские порты.

В 1561 году умер владелец судна, на котором плавал Френсис,

завещав ему свой корабль. Так в 16 лет Френсис стал капитаном и владельцем небольшого барка.

Когда Френсис узнал о готовящейся Хокинсом новой экспедиции в Карибское море, он, не колеблясь, предложил ему свои услуги. Положение Френсиса в экспедиции не известно. Ясно, что он не был, ни капитаном, ни владельцем какого-либо из судов, участвовавших в ней. Однако экспедиция закончилась неудачно, нападения английских пиратов были отражены испанскими колонистами. Четыре английских корабля из пяти были захвачены испанцами. Пятый корабль Дрейк привёл назад, в Англию.


В середине XVI в. на испанских атлантических путях большую активность начали проявлять английские пираты. Как и пираты других национальностей, они то охотились за испанскими судами, гружёными драгоценными металлами, то вели контрабандную торговлю неграми рабами с испанскими же плантаторами в «Западной Индии». Малые Антильские острова стали основными пиратскими базами; отдельные острова постоянно переходили из рук в руки, от пиратов одной национальности к другой.

Фрэнсису Дрейку удалось перенести борьбу с Антильских островов

к берегам самой Испании и нанести ей затем ряд сокрушительных ударов у тихоокеанских берегов Америки. Этот пират, по выражению его современника, испанского вице-короля Перу,

«открыл путь в Тихий океан всем еретикам – гугенотам, кальвинистам, лютеранам и прочим разбойникам…».

«Железный пират», как его позднее называли, был человек властный и крутой, с бешеным характером, чрезвычайно мнительный и суеверный даже для своего века. Как пират, он действовал не за свой страх и риск. Он был только «приказчиком» крупной «компании на паях», одним из пайщиков которой была сама английская королева Елизавета. Она за свой счёт снаряжала корабли, делилась с пиратами добычей, причём львиную долю прибыли с «предприятия» брала себе.


Елизавета, королева Англии

Через четыре года Дрейк уже самостоятельно совершил набег на Панамский перешеек, разгромил караван, шедший с драгоценными металлами из Перу, и на захваченных новеньких испанских судах благополучно вернулся в Англию.

В 1577 году Фрэнсис Дрейк приступил к самому важному из своих предприятий,

которое неожиданно для него самого завершилось первым английским (вторым после Магеллана) кругосветным плаванием. Основной целью пирата было нападение на тихоокеанские берега Испанской Америки.

Вернуться в Англию Дрейк предполагал кружным путём – обогнув Америку с севера, для чего он надеялся использовать Северо-Западный проход, который только что «открыл» Мартин Фробишер. Между тем испанцы, наученные горьким опытом последних лет, ожидали английских пиратов на подходах к Карибскому морю и послали туда сильный флот.

Королева Елизавета

и некоторые английские вельможи и на этот раз поддержали предприятие своими средствами. Они только требовали, чтобы пират хранил в тайне их имена, боясь быть скомпрометированными в подозрительном деле, если оно кончится неудачей.

Дрейк снарядил четыре корабля вместимостью 90 – 100 т, не считая пинасса. В апреле 1578 пираты подошли к берегу Южной Америки в районе Ла-Платы и начали медленно продвигаться на юг. В конце июня, т.е. в середине зимы южного полушария, они остановились в той же бухте Сан-Хулиан, где зимовал Магеллан и где он подавил бунт и казнил главарей заговорщиков. Именно здесь Дрейк, словно подражая великому португальцу, обвинил одного офицера в заговоре и казнил его.

20 августа 1578 Дрейк вступил в Магелланов пролив. Он прошёл его очень быстро, всего лишь за 20 дней, но в Тихом океане флотилию встретил свирепый шторм.

Из всей флотилии остался лишь один корабль – «Пеликан»,

который Дрейком был переименован в «Золотую Лань».


Доподлинно неизвестны мотивы, подвигшие Дрейка к такому шагу, однако факт остается фактом: во время первого путешествия «Пеликан» был переименован в «Золотую Лань» (Golden Hind). Предполагается, что это было сделано Дрейком в честь одного из своих покровителей, лорда-канцлера Кристофера Хаттона, на дворянском гербе которого была изображена лань. Дрейк также заимствовал и фамильный девиз Хаттона «Cassis Tutis Sima Virtus» (в вольном переводе с латыни «Храбрость - лучшая защита»). Именно под именем «Золотой Лани» этот корабль вошел в мировую историю морской славы.

Галеон «Pelican» («Пеликан»)

Был спущен на воду в 1576 году на верфи в Альдебурге, Суффолк, потом отбуксирован в Плимут, Девон, где был оснащен парусным вооружением и артиллерией. Галеон был трехмачтовым, с пятью палубами. Предполагаемая полная длина корпуса судна 70 футов (21,3 м), ширина 19 футов (5,8 м) и осадка по ватерлинии 9 футов (2,7 м). Водоизмещение корабля было 150 тонн. Артиллерийское вооружение корабля доподлинно неизвестно, предполагают, что оно состояло из 18-22 орудий разного калибра.


Буря занесла его далеко на юг, и Дрейк убедился, что за Огненной Землёй простирается открытое море. Поэтому на современных картах именем Дрейка назван широкий пролив, отделяющий архипелаг Огненной Земли от Антарктиды.

Совершив вынужденную вылазку на юг, Дрейк, как только утихла буря, взял курс на север и вышел к чилийским берегам. Он совершил дерзкий рейд вдоль всего Тихоокеанского побережья, пустил ко дну множество испанских кораблей и последовательно опустошил важнейшие гавани на чилийских, перуанских и мексиканских берегах. «Золотая Лань» пересекла Тихий океан, вышла к Филиппинам и Молуккам и, обогнув мыс Доброй Надежды, в сентябре 1580 года возвратилась в Англию. Это было второе в истории мореплавания кругосветное путешествие.


Теперь от английских пиратов не были застрахованы ни корабли перуанских флотилий, ни филиппинские галеоны, на которых доставлялись в Акапулько шелка и пряности Дальнего Востока.


Пиратский рейд Дрейка

открыл для английских кораблей морские пути, известные ранее только испанцам и португальцам, и в то же время резко ухудшил англоиспанские отношения. Испанский посланник требовал примерного наказания пирата и возвращения награбленного добра, которое оценивалось в огромную сумму. Но английская королева вовсе не была намерена отказаться от такой добычи. Она осыпала милостями Дрейка и пожаловала ему титул баронета; она приняла от него драгоценные подарки и лично «осчастливила своим присутствием» блестящий банкет, устроенный на пиратском судне. Испанскому посланнику Елизавета приказала ответить, что все ценности будут храниться в королевской сокровищнице до тех пор, пока между Англией и Испанией не будут произведены расчёты по взаимным претензиям: ведь испанцы тоже грабили и топили английские суда и нередко конфисковывали в своих европейских владениях товары у английских купцов «еретиков».

Вот основные вехи в славном пути этого корабля:

1578, июнь 20: по подозрению в мятеже на корабле казнен Томас Дороти , а сам корабль переименован в «Золотую Лань».

1578, декабрь 5: рейд на Вальпараисо. Захват испанского корабля с грузом золота и вина.

1579, март 1: захват испанского галеона «Какафуэго», перевозившего золото и драгоценности

1579, июнь 1: Достигнута 48-я параллель северной широты, открытое побережье было названо «Новым Альбионом» и объявлено собственностью Англии.

1579, июль 23: «Золотая Лань» покинула побережье Нового Альбиона и взяла курс на Марианские острова.

1579, ноябрь 3: корабль достиг Моллукских островов. Были установлены торговые отношения с местным султаном, закуплено 6 тонн пряностей (гвоздики)

1580, январь 9: «Золотая Лань» села на мель на небольшом рифе. Судно удалось спасти, но для того, чтобы стащить его с мели пришлось облегчить его, выкинув за борт 8 пушек и 3 тонны пряностей. В конце-концов ветер переменился и судно удалось стащить с мели.

1580, март 26: «Золотая Лань» достигла острова Ява, обогнула его и направилась к мысу Доброй Надежды.

1581 апрель 4: на борту «Золотой Лани» Френсис Дрейк был произведен в рыцарское достоинство королевой Англии Елизаветой I .

После этого корабль был отбуксирован в сухой док для публичного посещения, где он простоял около 10 лет, полностью придя в негодность

Второй по счёту корабль, после магеллановского корабля «Виктория» , который совершил кругосветное путешествие. Судно было построено на стапелях альдебургской верфи, парусное вооружение состояло из трёх мачт, из которых первые две (фок и грот) несли 2 яруса прямых парусов, а третья (бизань) была оснащена косым латинским парусом. В состав артиллерийского вооружения входили 22 орудия небольшого калибра. В длину галеон чуть-чуть не дотягивал до 40 метров, в ширину 6,5 метров, а общее водоизмещение не превышало 150 тонн.

Капитаном корабля была такая же знаменитая личность как и сам корабль – Френсис Дрейк , по прозвищу Железный Пират. В 1577 году он снарядил 5 кораблей, среди которых самым большим был галеон «Пеликан» и с благословления королевы Елизаветы I отправился к берегам Южной Америки грабить испанские суда набитые драгоценностями.

После отплытия Дрейк переименовал свой флагманский корабль «Пеликан» в «Golden hind » (в переводе означает «Золотая лань »). Одна из версий гласит, что таким образом он хотел подчеркнуть отличные мореходные качества галеона. Другая версия говорит о том, что Дрейк совершил своего рода реверанс в сторону своего покровителя лорда Хаттона, фамильный герб которого изображала лань. Но скорее всего, уместны оба эти варианта.

Первое приключение в плавании обернулось распадом эскадры: в Тихом океане корабли попали в сильнейший шторм, в результате которого один корабль «Мэриголд» затонул, а остальные три отлучились от флагмана и вскоре затерялись. Позднее стало известно, что они смогли добраться до Англии. Корабль Дрейка отнесло далеко на юг, где обнаружилось, что Огненная Земля является всего лишь островом, южнее которого пролив, впоследствии и названный именем своего открывателя. На протяжении 3-х лет команда Дрейка грабила абсолютно всё, что попадалось у неё на дороге, а 26 сентября 1580 года, до бортов груженое золотом судно, вернулось в порт Плимута. Половину награбленного капитан распорядился отдать королеве, за что был посвящен в рыцари прямо у себя на корабле.

После своей разбойной кругосветки «Golden hind» установили в сухом доке для посещения его всеми желающими. В 1662 года её разобрали, так как корпус судна сильно попортился, а уже в 1973 году по архивным чертежам построилась новая «Золотая лань». Она повторила маршрут своей предшественницы, а с 1996 года находится в Лондоне в качестве музея.

«Золотая Лань» - знаменитый корабль Фрэнсиса Дрейка

Этот корабль по праву можно назвать героическим. Именно на нем отправился Дрейк в свое кругосветное путешествие. Небольшое парусное судно было флагманом его флотилии и носило имя "Пеликан". После того, как пират вышел в Тихий океан, он назвал его "Золотой Ланью", в честь его покровителя при дворе Королевы Англии Елизаветы лорда-канцлера Кристофера Хаттона, - он взял его герб. По одной из легенд, Дрейк переименовал судно после того, как оставил далеко позади догоняющие его быстроходное судно военные испанские галеоны. Дрейк очень грамотно управлял кораблем, и парусник почти без поломок прошел Атлантический и Тихий океан, имея на борту большой экипаж и награбленное добро. Пройдя вокруг света, Дрейк был посвящен в рыцари прямо на борту корабля. Всего в это время в Англии было примерно 100 рыцарей. Позднее корабль был отправлен в доки для ремонта, где и окончил свою жизнь. Сейчас существует два судна - реплики пиратского судна. "Золотая Лань" является также одним из самых любимых судов для моделистов.

"Золотая Лань" в походе

В настоящее время океаны бороздит почти точная копия этого знаменитого корабля, на котором Дрейк обошел вокруг света. Корабль восстановили по сохранившимся описаниям и рисункам, взяв за основу типичные суда 16 века. Предположительно, Дрейк объявил английскими землями область залива, где находится современный город Сан-Франциско, и морская корпорация «Кроули» именно из этого города и заказала копию «Золотой Лани». Разработал проект и руководил работами калифорнийский же судостроитель Л. Норгаард, в соотвествии со старинными технологиями. Конечно, это достаточно вольное переложение и не точная копия, но ведь чертежей не сохранилось, да и строили раньше, не имея четкого плана - просто «на глаз». Судно было заложено на верфи Дж. Хинкса в Англии и строили его, используя инструменты Елизаветинской эпохи для максимальной правдоподобности. Материалы тоже использованы традиционные - льняные паруса (позже заменены на синтетические, по виду неотличимые), дерево и бронза.

ИНтерьеры судна - все в точности соотвествует оригиналам

На судне установлены точные копии пушек. Всё на корабле соответствует той эпохе - интерьеры и различные аксессуары. Единственно, что для безопасности скрытно установили машинное отделение, и заменили управление румпелем с традиционного для судов 15-16 века механизма на более привычный штурвал. В 1974 году судно ушло через Панамский канал к Калифорнии, где экспонировалось в качестве музея, затем перешло Тихий океан, и участвовало в съемках сериала «Сёгун» в Японии. Затем через Гонконг, пройдя Суэцкий канал, парусник завершил кругосветное путешествие в Плимуте, как и его предшественник. Корабль позднее был продан англичанам, совершил поход до Ванкувера, где участвовал в выставке ЭКСПО-86, затем посещал порты западного и восточного побережья США. В настоящее время судно находится в Англии, и используется в качестве развлекательного судна, корабля для организации киносъемок, для «корпоративов», как плавучий антураж для пиратских «игрищ» и просто сдается в аренду. Стоит судно на вечном причале в Лондоне с 1996 года. Следует упомянуть также и дуругю копию "Золотой Лани", которая стоит на пристане в Бриксхэме и также используется в качестве музея с 1963 года.

"Золотая Лань", согласно прикидкам современных исследователей, имела около 100 тонн водоизмещения, 18.9 метров длины и 5.6 метров ширины корпуса.

Восстановленная версия "Золотой Лани" используется для исторических реконструкций, как на этом небольшом ролике

Кстати, на борту "Золотой Лани" можно переночевать и даже обвенчаться. Подробнее можно посмотреть на официальном сайте: http://www.goldenhinde.com.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!