Адаптационный потенциал сотрудников. Что такое "адаптационный потенциал"? Опишите формы адаптационных перестроек. одна из сфер творческой личности, ее аксиологический потенциал

Адаптация – это процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды.

Адаптация личности в условиях стресса происходит посредством двух механизмов:

1. Психологические защиты - это система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний.

2. Копинг - механизмы - это способы психологической деятельности и поведения, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации.

Адаптационный потенциал - показатель уровня приспособляемости организма человека к различным и меняющимся факторам внешней среды. Это важнейший физиологический показатель жизнедеятельности, формирования уровня которого осуществляется всем комплексом изменений физиологических систем организма (гормоны гипофиза и надпочечников, состояние нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и прочих систем) под влиянием стресс-факторов (физическая, умственная работа, сдвиги атмосферного давления, температуры и т.п.). При этом формируется новое адаптивное поведение индивида, обеспечивающее наиболее благоприятное приспособление организма к этим факторам.

Адаптационный потенциал делится на три уровня: индивидный, личностный и субъектно-деятельностный.

В индивидный адаптационный потенциал входят следующие компоненты:

· Энергетический (психофизиологические характеристики, обусловливающие энергетический и динамический диапазоны реагирования)

· Когнитивный (уровень развития познавательных процессов, когнитивная гибкость)

К субъектно-деятельностному уровню относятся следующие компоненты:

· Инструментальный (способности, навыки и умения)

· Творческий (творческие способности, способность к творческому разрешению возникающих адаптационных задач)

В личностный адаптационный потенциал входят следующие компоненты:

· Мотивационный (иерархия мотивационной сферы, любознательность, интересы и склонности, напряженность мотивации)

· Коммуникативный (коммуникативные особенности личности, система отношений)

Согласно А.Г. Маклакову, данные психологические особенности человека составляют его личностный адаптационный потенциал, в который включаются следующие характеристики:

1. нервно-психическая устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу;

2. самооценка личности, которая является ядром саморегуляции и определяет степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей;

3. ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих;

4. уровень конфликтности личности, опыт социального общения/

И.А. Короткова, В.А. Кулганов, Л.С. Шенберг оценивают адаптационный потенциал личности как совокупность индивидуально-психологических признаков, уровень раз­вития которых, соответственно, определя­ет границы потенциала и вероятность ус­пешной адаптации к широкому диапазону факторов внешней среды.

С.Т. Посохова предполагает, что адаптационный потенциал является интеграль­ным образованием, объединяющим в слож­ную систему социально-психологические, психические, биологические свойства и ка­чества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизне­деятельности.

А.М. Богомолов рассматривает личностный адаптационный потенциал как системное свойство, как способность личности к структурным и уровневым изменениям (под влиянием адаптогенных факторов) качеств и свойств, что повышает ее организованность и устойчивость.

ДОПОЛНИТЬ ПРО АДАПТАЦИЮ, ПРОВЕСТИ АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ПО НЕСКОЛЬКИМ КНИГАМ, НА ЧЬЕ МНЕНИЕ БУДУ ОПИРАТЬСЯ

Исследования качества жизни

В настоящее время в психологических и медицинских исследованиях изучение вопросов качества жизни занимает значительное место.

Здоровье занимает приоритетное место в списке ценностей человека. Оно может оказывать значительное влияние на его мироощущение, значимые моменты его существования и восприятия жизни в целом. Это обусловливает большую важность изучения качества жизни, изучение не только медицинских, но и психологических аспектов здоровья.

В клинической психологии и психиатрии понятие «качество жизни» приобретает особое значение, поскольку параметры, включаемые в измерения качества жизни, тесно связаны с психическим здоровьем. Многочисленные исследования показывают, что психические расстройства вызывают значительное ухудшение всех параметров качества жизни.

Качество жизни человека - понятие, которое является более широким, чем чисто материальная обеспеченность и предусматривает участие в оценке не только таких объективных факторов, как качество воды или воздуха, расстояние до курортов или наличие и доступность культурных учреждений, но и глубоко субъективных факторов, как, например, удовлетворённости отдельных индивидов своей жизнью. Термин используется в самых различных областях, в том числе в области международного развития, философии, здравоохранения и политологии.

Качество жизни напрямую зависит от состояния здоровья, коммуникаций в социуме, психологического и социального статуса, свободы деятельности и выбора, от стрессов, организованности досуга, уровня образования, доступа к культурному наследию, социальному, психологическому и профессиональному самоутверждению, психотипа и адекватности коммуникаций и взаимоотношений.

Проблема исследования качества жизни занимает пограничное место не только в системе отраслей психологического знания, но и в смежных с ней гуманитарных и социальных науках. Изучение проблемы качества жизни началось в конце 60-х годов XX века и было обусловлено интересом к гуманитарному содержанию экономического прогресса вследствие того, что количественные оценки условий жизни человека, сводимых в категорию "уровень жизни", в рамках сугубо экономического подхода были недостаточны, и это вызвало появление такой категории, как качество жизни. В современной трактовке показатели качества жизни охватывают: 1) содержание труда и досуга, комфорта в труде и быту, качество питания, одежды, жилья, окружающей природной среды; 2) удовлетворение потребностей в знании, общении, творчестве, трудовой и социальной активности; 3) социальные гарантии, дающие человеку уверенность в выбранной им жизненной позиции; 4) степень развития социального равенства, социальной справедливости, демократии и т.д.

До недавнего времени психологическое содержание качества жизни сводилось к когнитивным (субъективным оценкам удовлетворенности жизнью в целом и отдельным ее аспектам) и/или эмоциональным (переживание счастья) компонентам. Они, безусловно, выступают как важные психологические составляющие жизнедеятельности человека, достижения им ценностно-значимых целей жизни. Их совокупность трактуется как субъективные составляющие качества жизни или субъективное качество жизни. Удовлетворенность жизнью отражает психологическое отношение к условиям жизни человека, характер и степень его адаптированности к изменениям социальной и экономической среды его жизнедеятельности, субъективно избираемые им критерии ее оценки. Субъективное качество жизни рассматривается как степень удовлетворенности материальных и социальных потребностей, определяемая соответствием процессов, результатов и условий жизнедеятельности человека, социальных групп общества культурно-обусловленным потребностям в их субъективном и объективном проявлении.

По мнению В.А. Хащенко, «важным элементом субъективного экономического благополучия может быть оценка не только личного экономического настоящего и будущего, но и её переживание в виде позитивных или негативных эмоциональных явлений.

Исследования качества жизни больных с различными соматическими расстройствами указывает на различные аспекты жизнедеятельности, наиболее актуальные для определенных групп испытуемых. Так по результатам исследований Строк А.Б. и Баширова С.Б., оценка качества жизни больных с тяжелой бронхиальной астмой, показала снижение всех параметров изучаемого феномена, к которым относятся общее здоровье, физическая активность, жизнеспособность, социальная активность, психическое здоровье.

Также Чеснокова И.В., Конаныхина С.А. проводили исследование качества жизни больных при артериальной гипертензии. Анализ составляющих качества жизни выявил значительную зависимость физической составляющей качества жизни от выраженности сердечно-сосудистых заболеваний, а на социальную и психологическую составляющие эти факторы оказывали менее заметное влияние. Величина показателя качества жизни, определяемая на основании оценок самого больного, коррелирует с рядом объективных величин и характеристик, выявляемых в ходе специального обследования сердечно-сосудистой системы пациента.

В.Ф. Жерносек и М.Е. Новикова также проводили исследования соматических больных. Обследуемой группой являлись дети с атопическим дерматитом. Результаты исследований показали, что при оценке детей с атопическим дерматитом выявляется высокая степень тревожности и углубления интроверсивности. Данное заболевание приводит к психологическим конфликтам, играющим значительную роль в патогенезе заболевания и влияющим на выбор тактики лечения ребенка. Дети, больные атопическим дерматитом, не только страдают от наличия высыпаний на коже, зуда, экскориаций, но и имеют ограничения в повседневной активности (социальной, физической). У них наблюдаются нарушения сна, эмоциональные проблемы (тревога, раздражительность, фрустированность), проблемы, связанные с необходимостью избегать воздействия триггеров обострений (жаркий или холодный воздух, контакт с различными химическими веществами и др.). Все это приводит к снижению качества жизни.

Кроме исследований качества жизни соматических больных, также обследовались и здоровые люди. Готьманова М.Н. и Прудников Г.А. провели исследование качества жизни студентов 2-ого курса лечебного факультета. Результаты показали, что наиболее благоприятными результаты получены по 2-ум показателям - физическое функционирование и интенсивность боли. Самые низкие результаты отмечаются по 2-ум показателям – социальное функционирование и ролевое функционирование в связи с психическим состоянием. Выводом данного исследования является то, что полученные данные свидетельствуют о неблагоприятном психо-эмоциональном статусе студентов, что отражается на их социальной активности и повседневной жизни.

Рогов М.Г. и Казакова У.А. провели исследование факторов качества жизни преподавателей высшей школы. Результаты показали, что качество жизни каждого педагога зависит от гармоничности сочетания ряда факторов жизнедеятельности личности, при этом доминирующими остаются: здоровье, материальное благополучие, семья, работа. Использование анализа показателей, влияющих на субъективную оценку качества жизни в целом, показал, что на изучаемую категорию демографические признаки влияния не оказывают.

Проанализировав все исследования, можно сделать вывод о том, что у соматически больных обследуемых присутствует снижение параметров качества жизни. К ним относятся жизнеспособность, социальная и физическая активность, психическое и общее здоровье. Исследования здоровых людей показали, что они более ориентированы на материальное благополучие, успех в жизни и работе, семейные отношения, чем соматические больные.

Введение

Результаты исследования

Моральная адаптация личности

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема подготовки профессионалов является на сегодняшний день чрезвычайно актуальной. Современное студенчество готовится к высококвалифицированной деятельности посредством получения высшего образования. Одна из важных задач вуза на современном этапе - повышение эффективности учебной деятельности. Качество подготовки выпускника вуза закладывается на всех этапах его обучения, начиная от входа в систему "студент-вуз", заканчивая выходом из нее. В этой связи для обеспечения качества подготовки выпускника необходимо системное психологическое обеспечение его учебной деятельности на всех этапах профессионализации в рамках высшего учебного заведения. Большую роль при этом играет этап адаптации студента к вузу. Начало обучения в вузе - одно из самых значимых событий в жизни молодого человека.

Перестраивается структура жизненных отношений: изменяется место в системе общественных отношений, появляются новые обязанности. Процесс обучения в вузе связан с большими эмоциональными и интеллектуальными нагрузками и стрессовым состоянием. Среди причин, вызывающих такие перегрузки, следует назвать сам характер учебного процесса в вузе, необходимость усвоения большого потока информации, новый образ жизни и другие факторы. Образовательное пространство в период обучения в вузе становится ареной взаимодействия внутренних, субъективных особенностей студента и особенностей социальной среды.

Личностный адаптационный потенциал и его сущность

Одним из основных критериев успешной адаптации студента является показатель успешности его учебной деятельности. Часть студентов достаточно быстро и успешно адаптируется к вузу и его требованиям, другие с трудом проходят процесс входа в новую учебную среду. Знание психологических факторов, обеспечивающих успешность адаптации студента к вузу и успешность его учебной деятельности, позволит более дифференцированно построить систему психологического сопровождения студента на начальном этапе его профессионализации. От успешности обучения в вузе зависит дальнейшее благополучие будущего специалиста в выбранной им сфере деятельности.

А.Г. Маклаков ввел понятие, характеризующее адаптационные способности человека, назвав его личностным адаптационным потенциалом (ЛАП). Личностный адаптационный потенциал (как интегральная характеристика психического развития) - это взаимосвязанные между собой психологические особенности личности, определяющие успешность адаптации и вероятность сохранения профессионального здоровья. Характеристику личностного адаптационного потенциала (ЛАП) можно получить, оценив уровень поведенческой регуляции (ПР), коммуникативный потенциал (КП) и уровень моральной нормативности (МН).

Поведенческая регуляция - это понятие, характеризующее способность человека регулировать свое взаимодействие со средой. Она осуществляется в единстве энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. Основные элементы поведенческой регуляции - самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих. Все эти структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение между потребностями, мотивами, эмоциональным фоном настроения, самосознанием, Я-концепцией и др. Поэтому система регуляции - сложное, иерархическое образование, а интеграция всех ее уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.

Другой характеристикой, определяющей эффективность процесса социально-психологической адаптации и выступающей в качестве одной из основных составляющих личностного адаптационного потенциала, являются коммуникативные качества человека. Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достичь контакта и взаимопонимания с окружающими) у всех людей разные. Они определяются наличием опыта и потребности в общении, а также уровнем конфликтности.

Не менее важной стороной процесса адаптации является соблюдение моральных норм поведения, обеспечивающих способность индивида адекватно воспринимать предлагаемую для него определенную социальную роль. Уровень моральной нормативности индивида отражает два основных компонента процесса социализации - восприятие морально-нравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.

Личностный адаптационный потенциал обусловливает эффективность деятельности в экстремальных условиях, к которым можно отнести период вхождения студента в новую для него учебную среду.

Целью работы является изучение роли личностного адаптационного потенциала (ЛАП, по А.Г. Маклакову) в достижении успешности учебной деятельности студентами вуза.

Гипотеза исследования: личностный адаптационный потенциал студента вуза способствует успешности его учебной деятельности.

Среди поставленных задач основными являлись:

Предмет исследования: личностный адаптационный потенциал как фактор успешности учебной деятельности студента вуза

В качестве испытуемых выступили студенты 1-го курса экономического факультета (специальности "Менеджмент организации" и "Маркетинг").

Объем выборки составил 87 человек. Из них 64 девушки и 23 юноши в возрасте от 16 до 20 лет.

Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы применялись следующие методы: организационные: сравнительный метод; эмпирические: анализ документов, психодиагностическое тестирование, анкета; методы математико-статистической обработки данных: корреляционный анализ с вычислением критерия Пирсона и оценка достоверности различий по критерию Стьюдента; интерпретационные: структурный метод.

Результаты исследования

В исследовании были использованы следующие методики. Для диагностики личностного адаптационного потенциала применялся многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова; для выявления дополнительных психологических факторов успешности учебной деятельности студентов были использованы следующие методики: опросник оценки уровня социально-психологической адаптации Р.Х. Исмагилова, модифицированный нами для студентов вуза (для изучения отношений к компонентам учебной среды); тест на выявление акцентуаций характера Шмишека-Леонгарда; опросник ЕР1 Г. Айзенка для диагностики интроверсии и нейротизма; методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса и на диагностику мотивации к избеганию неудач Т. Элерса; методика оценки индивидуального стиля учебной деятельности; методика оценки локуса контроля (по Дж. Роттеру).

В качестве критерия успешности учебной деятельности студентов был выбран средний балл, полученный на экзаменах в первую сессию.

Исследование проводилось в декабре 2005 - январе 2011 года в Новокузнецком филиале-институте Кемеровского государственного университета (НФИ Кем ГУ).

После эмпирического этапа исследования, характеризующегося сбором информации об объекте исследования по выбранным методикам, был проведен анализ результатов с помощью математико-статистической обработки. Испытуемые были разделены на две группы по показателю успешности учебной деятельности. Средний результат оценки на экзаменах в первую сессию в "группе более успешных студентов" составляет 4,59 ± 0,33, а в "группе менее успешных" 3,42 ± 0,3. Анализ достоверности различий между группами разной успешности по критерию Стьюдента показал, что достоверными являются отличия по следующим факторам: общая активность (М1 = 0,66 ± 0,61, М2 = 0,36 ± 0,53, 1 = 2,45, р < 0,05), средний балл текущей аттестации (М1 = 1,71 ± 0, 19, М2 = 1,31 ± 0,39, I = 6,049, р < 0,001), отношение к учебе (М1 = 8,53 ± 2, 19, М2 = 7,45 ± 2,27, I = 2,249, р < 0,05), личностный адаптационный потенциал (М1 = 54,55 ± 11,86, М2 = 61,27 ± 16,26, I = - 2,182, р<0,05) (сырые значения показателей ЛАП характеризуются тем, что меньший показатель соответствует большему уровню адаптационного потенциала).

Корреляционный анализ по всей выборке испытуемых дал следующие результаты. Показатель успешности учебной деятельности студентов положительно коррелирует с личностным адаптационным потенциалом (г = 0,219, р < 0,05), моральной нормативностью (г = 0,286, р < 0,05), позитивным отношением к учебе (г = 0,354, р < 0,01), общей внеучебной активностью студентов (г = 0,273, р < 0,05), средним баллом текущей аттестации (г = 0,667, р <0,01).

Таким образом, выявлена роль личностного адаптационного потенциала для достижения успешности учебной деятельности. "Группа более успешных студентов" имеет более высокий личностный адаптационный потенциал. Значит, действительно, хорошие адаптационные способности помогают успешно вписаться в новую учебную среду.

Показатель моральной нормативности для студента-первокурсника очень важен, он определяет восприятие морально-нравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения, что обеспечивает студенту способность адекватно воспринимать предлагаемую для него социальную роль.

Успешные студенты характеризуются более позитивным отношением к учебе в отличие от неуспешных. В.Н. Мясищев указывает, что система отношений личности является базовым образованием, от которого зависит успешность деятельности человека. Согласно В.С. Мерлину, при положительных отношениях личности уровень способностей максимально повышается, что способствует повышению эффективности труда человека. Отношение к учебе является отношением к основному виду деятельности студента. Именно в учебе реализуется взаимодействие субъекта (студента) с объектом (вузовской учебной средой).

"Группу более успешных", кроме того, характеризует высокая внеучебная активность, успешные студенты занимаются в различных творческих объединениях, спортивных секциях, студенческих досуговых организациях.

Характерным является то, что успех на сессии является не случайным, а закономерным - результаты текущей аттестации учебной деятельности в "группе успешных" значимо выше.

личностный адаптационный потенциал студент

Структура факторов личностного адаптационного потенциала, влияющих на успешность учебной деятельности студентов, была выявлена с помощью корреляционного анализа.

Определена структура связей в системе психологических факторов личностного адаптационного потенциала, обеспечивающая достижение успешности учебной деятельности студентов вуза.

Личностный адаптационный потенциал отрицательно коррелирует с нейротизмом (г = 0,442, р < 0,01) и со следующими типами акцентуаций характера: педантичный (г = 0,29, р < 0,01), возбудимый (г = 0,454, р < 0,01), тревожный (г = 0,408, р < 0,01), экзальтированный (г = 0,231, р < 0,05), циклотимный (г = 0,313, р < 0,01).

Положительно коррелирует личностный адаптационный потенциал с общим показателем уровня социально-психологической адаптации (г = 0,439, р < 0,01) и ее отдельными компонентами: отношением к данному вузу (г = 0,259, р < 0,05), удовлетворенностью условиями обучения (г = 0,288, р < 0,05), отношением к учебе (г = 0,373, р < 0,01), отношением к преподавателям (г = 0,335, р < 0,01), отношением к выбранной специальности (г = 0,315, р < 0,01), отношением к будущей работе (г = 0,346, р < 0,01), поведенческой регуляцией (г = 0,946, р < 0,01), коммуникативным потенциалом (г = 0,64, р < 0,01) и моральной нормативностью (г = 0,326, р < 0,01).

Коммуникативный потенциал отрицательно коррелирует с мотивацией к избеганию неудач (г = - 0,276, р < 0,05). Студенты, мотивированные на избегание неудач, менее инициативны. При выполнении ответственных заданий ищут причины отказа от них. Предпочитают выбирать экстремальные цели: выбирают задания либо занижено легкие, либо нереалистично высокие по трудности. Согласно исследованиям, студенты, мотивированные на избегание неудач при выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени ухудшают результативность деятельности. Отличаются меньшей настойчивостью в достижении цели. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность снижается.

Моральная адаптация личности

Моральная нормативность положительно коррелирует с таким показателем стиля учебной деятельности, как регулярность занятий (г = 0,257, р < 0,05). Индивидуальный стиль учебной деятельности - характерная для данного студента система навыков, приемов, способов решения задач учебной деятельности, обеспечивающая успешное ее выполнение. Как известно, выработка индивидуального стиля деятельность является способом адаптации к этой деятельности. Согласно нашим результатам, именно регулярность занятий является продуктивным способом подготовки студентов-первокурсников, выбор этого стиля учебной деятельности предопределяется личностным адаптационным потенциалом студента, и в частности его моральной нормативностью.

Моральная нормативность положительно коррелирует с интернальностью в отношении здоровья и болезней (г = 0,238, р < 0,05). Студенты с высокими показателями интернальности в отношении здоровья и болезней считают себя во многом ответственными за свое здоровье: если больны, то обвиняют в этом себя и полагают, что выздоровление зависит от собственных усилий. Как известно, период адаптации человека к новой деятельности сопровождается установлением динамического равновесия на всех уровнях: физиологическом, психологическом, социальном и т.д. В этой связи отмечается временное снижение общих показателей здоровья и самочувствия студентов. Чем быстрее пройдет адаптация к среде по физиологическому показателю, тем успешнее будет протекать общий адаптационный процесс, общим показателем которого и будут результаты первой сессии.

По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:

  1. Личностный адаптационный потенциал студента играет значимую роль в его адаптации к вузу и способствует достижению успешности учебной деятельности. Студенты с более высокими показателями личностного адаптационного потенциала имеют лучший результат по первой экзаменационной сессии.
  2. Высокая моральная нормативность обеспечивает способность молодого человека адекватно воспринимать предлагаемую для него социальную роль студента и положительно влияет на успешность учебной деятельности.
  3. Достижению успешности учебной деятельности студентов способствует их положительная система отношений к учебной среде и ее компонентам (отношение к вузу, к преподавателям, к учебе, к выбранной специальности, к будущей работе, удовлетворенность условиями обучения). В системе отношений главное место принадлежит отношению студента к учебе.
  4. Регулярность занятий как основной показатель индивидуального стиля учебной деятельности является продуктивным способом достижения успешности учебной деятельности студентов.
  5. Интернальный локус контроля в области достижений и в отношении к своему здоровью способствует успешной учебной адаптации и достижению высоких результатов учебной деятельности.

Таким образом, гипотеза о том, что личностный адаптационный потенциал студента способствует успешности его учебной деятельности, подтвердилась.

В исследовании выявлена структура психологических факторов адаптационного потенциала, влияющих на успешность учебной деятельности.

Заключение

В структуру факторов личностного адаптационного потенциала, обеспечивающих успешность учебной деятельности студентов, входят: положительное отношение к учебной среде и ее компонентам, интернальный локус контроля, стиль учебной деятельности, характеризующийся регулярностью занятий, высокая общая активность студента, профессиональное самоопределение по отношению к выбранной специальности.

В структуру факторов личностного адаптационного потенциала, снижающих успешность учебной деятельности студентов, входят: отрицательное отношение к учебной среде и ее компонентам, экстернальный локус контроля, стиль учебной деятельности, характеризующийся нерегулярностью занятий, низкая общая активность студента, отсутствие профессионального самоопределения по отношению к выбранной специальности, высокий нейротизм, мотивация к избеганию неудач и следующие типы акцентуаций характера: педантичный, возбудимый, тревожный, экзальтированный, циклотимный.

Список литературы

1.Дмитриева, М.А. Психологические факторы профессиональной адаптации / М.А. Дмитриева // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности; под ред.Г.С. Никифорова. - СПб: Изд-во СпбГУ, 2007.

2.Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2009.

.Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. - 2008. - Т.22. - №1.

.Маклаков, А.Г. Общие принципы, методы и направления работы психолога при оказании психологической помощи в экстремальных условиях деятельности / А.Г. Маклаков // Практикум по психологии здоровья; под ред.Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2009.

.Мерлин, В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности / В.С. Мерлин. - Пермь, 2008.

.Мясищев, В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи / В.Н. Мясищев // Проблемы способностей. - М., 2009.

.Реан, А.А. Психология адаптации личности: учебно-научное издание / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: Медицинская пресса, 2011.

1.2 Адаптационный потенциал личности

Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. В этом и состоит индивидуальность человека.

Однако можно выделить некоторый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме, а также можно определить некоторый «интервал» отношений человека к тому или иному явлению, касающихся прежде всего категорий общечеловеческих ценностей, не выходящий за рамки общепринятых моральных норм.

Степень соответствия этому «интервалу» психической и социально-нравственной нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал, являющийся важнейшей интегральной характеристикой психического развития. Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив уровень поведенческой регуляции, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.

Поведенческая регуляция - это понятие, характеризующее способность человека регулировать свое взаимодействие со средой деятельности. Она осуществляется в единстве энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «Я-концепции» и др. Поэтому система регуляции - это сложное, иерархическое образование, а интеграция всех ее уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.

Адаптационный потенциал личности определяется К.Роджерсом и Р.Даймондом, как интегрирующая характеристика психического здоровья.

Психическая адаптивность оценивается при этом в качестве интегрального свойства личности как целостной системы и рассматривается как совокупность внутренних факторов, определяющих эффективность адаптационных изменений.

Адаптивность, по мнению этих авторов, в целом характеризующая способность личности противостоять срывам психической адаптации, зависит от многих конституциональных, врожденных и приобретенных факторов, определяющих структуру личности, находится в тесной взаимосвязи с периодизацией развития личности.

Психическая адаптивность здесь определяется рядом составляющих - общий уровень психического развития, личностные особенности и система отношений, характер и содержание психологических проблем, позиция личности по отношению к ним .

Понятие «адаптационный потенциал» рассматривается Т.В. Барласом в качестве синонимичного понятию «адаптивность» и привлекается для обозначения свойства, выражающего возможности личности к психической адаптации .

В работах Балла Г.А. также производится оценка индивидуально-психологических признаков, являющихся компонентами адаптационного потенциала, уровень развития которых, соответственно, определяет границы потенциала и вероятность успешной адаптации к широкому диапазону факторов внешней среды .

В.А. Поляков предполагает, что в адаптационном потенциале заложена латентность адаптационных способностей, своевременность и вектор реализации которых зависит от активности личности. По его мнению, адаптационный потенциал целесообразно представлять как интегральное образование, объединяющее в сложную систему социально-психологические, психические, биологические свойства и качества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности. Личностный адаптационный потенциал включает биопластический, биографический, психический и личностно-регуляторный компоненты .

Проведенный анализ определений данного феномена позволяет выделить некоторые его общие, основные черты и показать, что, как правило, личностный адаптационный потенциал:

– рассматривается как интегральная переменная, характеризующая совокупность индивидуально-психологических признаков, обусловливающих эффективность психической адаптации;

– имеет свойства сложной системы и, соответственно, системный анализ выступает основным подходом к его исследованию;

– включает не только наличные проявления адаптационных способностей, но и латентные свойства, которые могут проявиться при изменении содержания, силы и направления воздействия адаптогенных факторов;

– определяет границы адаптационных возможностей личности и устойчивости к воздействующим факторам, содержит предпосылки к некоторому диапазону ответных адаптационных реакций;

– связан с возрастно-психологическими особенностями, при этом собственная активность личности выступает в качестве условия, регулирующего меру реализации потенциальных возможностей.

Влияние жизнестойкости сотрудников правоохранительных органов на их личностный адаптационный потенциал

Выявление особенностей социально-психологической адаптации осужденных к условиям исправительного учреждения

Осужденным именуется обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор. Осужденным по уголовно-исполнительному праву является лицо, в отношении которого приговор, вынесенный судом...

Инновационный потенциал личности у безработных

В последнее время исследователи все чаще обращаются к такому критерию успешности инновационной деятельности, как инновационный потенциал. Понятие инновационный потенциал личности не имеет устоявшегося определения...

Личностные особенности выпускника колледжа в контексте профессиональной адаптации к работе по специальности зубной техник

Адаптация - приспособление человека к сложившимся условиям жизни, ситуации, обстановке. Способность взаимодействия с другим человеком (обществом). Приспособление к возникающим изменениям условий существования (внешних воздействий...

Личностный адаптационный потенциал и его сущность

Одним из основных критериев успешной адаптации студента является показатель успешности его учебной деятельности. Часть студентов достаточно быстро и успешно адаптируется к вузу и его требованиям...

Личность и индивидуальность

Представление об индивидуальности человека практически обязательно предполагает оценку его ума. Психологическое знание о человеке заключает сведения о мышлении как психическом процессе, о формировании и развитии интеллекта...

Особенности функционирования психологических защит и копинг-стратегий у девочек-подростков, злоупотребляющих ПАВ с аддиктивным поведением и зависимостью

Понятие интеллекта

Интеллект и интеллектуальный потенциал образуют единство, но не тождество. Интеллектуальный потенциал - это, прежде всего, связь потенций и тенденций, ресурсов и резервов субъекта с движущими силами интеллекта...

Психофизиология стресса

Стресс - это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это - приспособительная реакция организма...

Пути психокоррекционной работы с родителем и ребенком как средство выхода из стресса

Количество различных раздражителей равной силы не всегда вызывают одинаковый синдром у разных людей. Даже один и тот же раздражитель у разных людей вызывает разную реакцию. Существует понятие об общем адаптационном синдроме (О.А.С.)...

Работа с семьей

Как уже говорилось, особого внимания заслуживает организация первого -- адаптационного периода. Именно этот период является наиболее сложным для педагога, который должен завоевать расположение и доверие ребенка. Он труден и для ребенка...

Ресурсы личностного потенциала нормативных и трудных старшеклассников

Чтобы раскрыть понятие «потенциал личности», сначала определим значение главного слова -- «потенциал». В переводе с латинского «potential» -- это сила, мощь, возможность. Если обратиться к справочной литературе...

Стрессоустойчивость личности и уровень развития творческого потенциала

Творческий потенциал личности - это совокупность её свойств, состоянии и способностей, набор средств и приемов, применяемых в решении творческих задач...

Формирование группового поведения в организациях

На формирование потенциала группы оказывают влияние все ее основные характеристики. но особое место среди них занимают групповые нормы...

Адаптация (от лат. adaptio - прилаживание) - это процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды. В зависимости от того, в каких внешних условиях и на каком уровне осуществляется взаимодействие человека со средой, могут проявляться различные виды адаптации: физиологическая, биологическая, психологическая, социальная.

При всем разнообразии воздействующих на человека факторов по адаптационным возможностям людей можно разделить на три типа:

1. Люди, адаптирующиеся безболезненно, с минимальными переходящими отклонениями в состоянии здоровья

2. Люди, у которых процесс биологической и психофизиологической адаптации протекает с выраженными болезненными проявлениями

3. Промежуточный тип: люди с нарушениями здоровья средней тяжести.

Показателями адаптированности личности являются следующие характеристики :

Адаптированность в сфере «внеличностной» социально экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки

Адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми.

Способами управления адаптацией являются социально - экономические способы и физиологические. К социально-экономическим относятся все мероприятия, направленные на улучшение условий быта, питания, создания безопасной социальной среды. Физиологические способы управления адаптацией направлены на формирование неспецифической сопротивляемости организма различным факторам.

Согласно А.А. Налчаджяну в одних и тех же проблемных ситуациях разные люди адаптируются по-разному и с различной степенью успешности. Эти факты свидетельствуют о том, что должна существовать способность к адаптации, или адаптивность, и по уровню обладания этой способностью имеются большие индивидуальные различия. Автор указывает на понятие «адаптационные ресурсы». Данный термин имеет непосредственную связь с понятием «адаптивный потенциал». Последний термин был введен Гансом Селье. Он постулирует о существовании двух видов адаптивного потенциала или «энергии»: поверхностная энергия расходуется под воздействием среды и дополняется из резервов «глубокой» энергии, но израсходование последней невозвратимо. Когда адаптивный потенциал заметно уменьшается, возникают «болезни адаптации», старость и смерть. Однако природа этого потенциала не раскрывается.

Ю.М. Кондратьев определяет адаптационный потенциал как уровень приспособления латентных и явных возможностей группы или личности к новым или меняющимся условиям социального взаимодействия. Адаптационный потенциал принято рассматривать как системное свойство личности, обусловливающее границы ее адаптационных возможностей и характер протекания адаптации личности в ответ на воздействие тех или иных факторов и условий среды. Адаптационные способности обеспечивают нормальную работоспособность и высокую эффективность деятельности при воздействии психогенных факторов внешней среды. Чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации человека и тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым он может приспособиться.

Согласно А.Г. Маклакову , данные психологические особенности человека составляют его личностный адаптационный потенциал, в который включаются следующие характеристики:

1. нервно-психическая устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу;

2. самооценка личности, которая является ядром саморегуляции и определяет степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей;

3. ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих;

4. уровень конфликтности личности, опыт социального общения

С.Т. Посохова предполагает, что адаптационный потенциал является интегральным образованием, объединяющим в сложную систему социально-психологические, психические, биологические свойства и качества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности. Личностный адаптационный потенциал включает биопластический, биографический, психический и личностно-регуляторный компоненты .

А.М. Богомолов рассматривает личностный адаптационный потенциал как системное свойство, как способность личности к структурным и уровневым изменениям (под влиянием адаптогенных факторов) качеств и свойств, что повышает ее организованность и устойчивость.

Адаптационный потенциал личности определяется Н.Л. Коноваловой как интегрирующая характеристика психического здоровья. Психическая адаптивность оценивается при этом в качестве интегрального свойства личности как целостной системы и рассматривается как совокупность внутренних факторов, определяющих эффективность адаптационных изменений. Адаптивность, по мнению этого автора, в целом характеризующая способность личности противостоять срывам психической адаптации, зависит от многих конституциональных, врожденных и приобретенных факторов, определяющих структуру личности, находится в тесной взаимосвязи с периодизацией развития личности. Психическая адаптивность здесь определяется рядом составляющих - общий уровень психического развития, личностные особенности и система отношений, характер и содержание психологических проблем, позиция личности по отношению к ним .

Понятие «адаптационный потенциал» рассматривается С.Ю. Добряком в качестве синонимичного понятию «адаптивность» и привлекается для обозначения свойства, выражающего возможности личности к психической адаптации .

Проанализировав представленное множество представлений о понятии «адаптационного потенциала» можно говорить о том, что он состоит из определенных уровней, которые в свою очередь состоят из определенных компонентов. А именно из трех уровней: индивидного, субъектно-деятельностного и личностного. Компоненты составляющие первый индивидный уровень это:

1. Энергетический (психофизиологические характеристики, обуславливающие энергетический и динамический диапазоны реагирования)

2. Когнитивный (уровень развития познавательных процессов, когнитивная гибкость)

Компонентами второго субъектно-деятельностного уровня являются:

1. Инструментальный (способности, навыки и умения)

2. Творческий (творческие способности, способность к творческуому разрешению возникающих адаптационных задач)

И компонентами третьего личностного уровня адаптационного потенциала являются:

1. Мотивационный (иерархия мотивационной сферы, любознательность, интересы и склонности, напряженность мотивации)

2. Коммуникативный (коммуникативные особенности личности, система отношений)

АДАПТАЦИЯ И АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ: СООТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПОДХОДОВ

Е.Л. Николаев, Е.Ю. Лазарева

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова,

Чебоксары

Адаптация является одним из ключевых понятий в сфере знаний, изучающих человека с позиций естественнонаучного, гуманитарного и общественно-научного подходов. Именно поэтому в научной, в особенности русскоязычной, литературе встречается большое число взглядов и мнений на то, что считать адаптацией. В ситуации подобного междисциплинарного разночтения представляется важным уточнения сущности понятия адаптации и связанных с ним понятий, характеризующих личностные особенности.

В традициях отечественной школы физиологии со времен И.М. Сеченова, И.П. Павлова и А.А. Ухтомского адаптация рассматривается в контексте системно-динамического подхода как единая, целостная, интегративная реакция организма, направленная на поддержание его жизнедеятельности в условиях постоянно изменяющейся внешней среды (Сороко С.И., Алдашева А. А., 2012).

Включение в содержание понятия адаптации деятельностного компонента значительно углубило его сущность и приблизило к задачам психологических исследований и практики. С позиций такого взгляда адаптация понимается не просто как процесс и результат взаимодействия человека со средой, а как системный ответ организма на длительное и многократное воздействие внешней среды, направленный на такое изменение структуры гомеостатического регулирования, которое обеспечивает его жизнь и деятельность путем формирования адекватного внешнему фактору первичного ответа и минимальной реакции платы (Медведев В.И., 2003).

И действительно, исследования показывают, что характерной чертой взаимодействия в системе "человек-среда" является то, что человек выступает ее активной стороной, моделируя разнообразные стратегии адаптации, используя как генетически закрепленные, так и приобретенные механизмы адаптивного поведения (Сороко С.И., Алдашева А.А., 2012). Можно обозначить, что адаптация определяется как процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные условиям, меняющимся в этой среде (Добряк С.Ю., 2004).

Касаясь психофизиологических и психологических основ адаптации, необходимо остановиться на взглядах Ф.Б. Березина (1988), согласно которым психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, позволяющей удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивать соответствие психической деятельности и поведения требованиям среды.

Таким образом, психическая адаптация помимо сохранения психического гомеостаза подразумевает оптимизацию постоянного взаимодействия индивидуума с окружением и установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками в формировании определенных и относительно стабильных психофизиологических соотношений (Березин Ф.Б., 1988).

А.Г. Маклаков (2001) делает акцент на том, что адаптация -это не только процесс, но и свойство любой живой саморегули-руемой системы, которое состоит в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Уровень развития данного свойства определяет интервал изменения условий и характера деятельности, в рамках которого возможна адаптация для конкретного индивида. Обращаясь к роли личности в адаптации, он пишет, что адаптационные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности. Чем значительнее адаптационные способности,

тем выше вероятность нормального функционирования организма и эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды (Маклаков А.Г., 2001).

Содержание понятия адаптации тесно соотносится с феноменом стресса, разработки концепции которого базируются на идеях У. Кэннона и Г. Селье. Несмотря на то что проблеме стресса посвящено большое количество работ в различных областях знаний, особого внимания психологов заслуживает фундаментальная монография Л.А. Китаева-Смыка "Психология стресса. Психологическая антропология стресса" (2009), в которой наряду с обобщением феноменологии стресса автором проводится анализ стресса как междисциплинарной категории. Синдром стресса подразделяется им на четыре специфических субсиндрома - эмоционально-поведенческий, вегетативный, когнитивный и психосоциальный, в рамках каждого из которых обозначаются общие (неспецифические) закономерности, связанные как с механизмами развития, так и с направлениями профилактики.

В понимании А.А. Реана с соавт. (2008) явления адаптации и личностного развития взаимно дополняют друг друга, образуя различные направления для самоактуализации. Именно личностные характеристики во многом определяют успешность или не успешность адаптации, а сама адаптация является мощным стимулом для развития личности (Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А., 2008).

М.А. Беребин (2009) предлагает концепцию функциональных систем, задающую основное содержание современных теоретических представлений о психической адаптации, краеугольным камнем которых является представление о феномене "функциональной системы психической адаптации".

Особенности социально-психологического дискурса адаптации личности, ее социально-психической адаптированности можно охарактеризовать как состояние взаимоотношений личности и группы, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу ролевым ожидани-

ям, предъявляемым к ней эталонной группой, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей (Налчаджян А.А., 1988).

Особенность социальной адаптации заключается в том, что адаптивным изменениям с целью достижения указанного состояния подвергается в большей степени не физическое тело и его функции, а система общественного поведения человека. Отсюда социальную адаптацию можно определить как процесс и результат установления относительного взаимного соответствия между потребностями личности и требованиями социальной среды (Розум С.И., 2006).

В этой ситуации С. А. Ларионова (2002) выделяет следующие уровни адаптации: эффективная адаптация - высокая степень адаптированности; неполная адаптация, неустойчивая адаптация - снижение степени адаптированности в определенных социальных ситуациях; дезадаптация - нарушение адаптации.

Стоит отметить, что в научной литературе при описании категории адаптации часто оперируют близкими, но не аналогичными, а более узкими по смыслу понятиями. К ним можно отнести стрессоустойчивость, жизнестойкость, совладание, самоэффективность и др.

Так, в качестве одного из важных факторов адаптации личности, успешности ее совладания со стрессом предлагается рассматривать копинг-компетентность, которая является аналогом отечественного понятия стрессоустойчивости, рассматриваемого как результат взаимодействия различных компонентов (психофизиологического, эмоционального, интеллектуального, волевого) в контексте общей системы адаптации. В копинг-компетентности можно выделить следующие компоненты: адекватность в интерпретации и оценивании различных параметров ситуации как на уровне общей тенденции, так и в отношении специфических стрессоров; адекватность восприятия внешних и внутренних ресурсов для преодоления стресса; богатый репертуар копинг-стратегий и сформированность навыков выбора наиболее эффективных стратегий поведения в соответствии с параметрами ситуации; адекватность результатов копинга, по-

следствий осуществленных действий, их эффективности, возможности и необходимости коррекции (Трифонова Е.А., 2013).

Еще одним фактором адаптации личности указывается жизнестойкость ("Харди"), которая является интегративным психологическим качеством человека, включающим в себя и способность принимать вызов судьбы, и внутренний (интернальный) локус контроля с принятием ответственности за происходящие события, и целенаправленность, целеустремленность действий (вовлеченность в происходящие события). В определенной степени свойство жизнестойкости можно формировать в процессе воспитания личности, стимулируя самостоятельность, предприимчивость, обучая владению своими эмоциями и умению мобилизоваться в трудных жизненных ситуациях (Соловьева С.Л., 2010).

Самоэффективность также связывается с адаптационными процессами личности и понимается как уверенность индивида в способности произвести определенные действия и достичь определенного результата (Трифонова Е.А., 2013).

С учетом актуальных задач психологии и в свете того, что психология в качестве своего предмета заявляет психику человека, предметом психологического исследования адаптации человека становятся механизмы психики, являемые в психических процессах, состояниях и свойствах. В этом аспекте, по мнению

А.Н. Алёхина (2010), адаптация человека является процессом формирования таких способов реагирования, которые адекватны действительности и обеспечивают оптимальные условия его существования.

В контексте теории отношений, понимаемой как сложная система смыслов и значений, формирующихся в процессе жизненного опыта, детерминирующая поведение и переживания человека в конкретных ситуациях психическая адаптация представляется процессом формирования, коррекции и трансформации опыта в процессе переживания. Процесс психической адаптации возможен лишь тогда, когда человеком рефлексирован (осознан) опыт, детерминирующий его переживания - только при этом условии возможно формирование нового опыта. Достоверным критерием психической адаптированности в психологическом аспекте является качество переживаний человека.

Достаточно точной мерой здесь может служить степень удовлетворенности (самим собой, миром и людьми), которая отражает меру соответствия индивидуального опыта человека складывающимся ситуациям жизни (Алёхин А.Н., 2010).

Обобщая существующие теоретические и методологические представления об адаптации в различных областях науки, С.Т. Посохова (2001) выделяет следующие смысловые наполнения понятия адаптации: адаптация как жизнедеятельность в изменяющихся условиях существования, адаптация как приспособление к измененным условиям среды, адаптация как достижение устойчивости в измененной среде. Опираясь на приведенные обобщения, она пишет, что адаптация являет собой механизм самораскрытия личности, обеспечивающий трансформацию изменений окружающей среды во внутренние условия создания новых способов взаимодействия с реальностью и с собой, необходимых для сохранения собственной целостности. Психологическое содержание адаптирующейся личности определяется: осознанием изменяющейся окружающей среды; рефлексией себя в новой картине среды; саморегуляцией адаптационного потенциала, необходимого для преобразования взаимодействия с окружающей средой и собой; трансформацией способов взаимодействия с окружающей средой; выраженной эгоориентацией как возможным следствием усиления потребности в самораскрытии; изменением образа Я как элемента Я-концепции (Посохова С.Т., 2001).

Рассмотрение содержания и сущности феномена адаптации приводит к необходимости уточнения понятий, производных от термина "адаптация", которые имеют собственную специфику предметных областей. Это понятия "адаптивности" и "неадап-тивности", а также "адаптационных ресурсов", "адаптационных возможностей", "адаптационных способностей", объединяемых в смысловую категорию "адаптационного потенциала".

По мнению Т.В. Рогачевой (2004), если адаптивность представляет собой тенденцию личности к реализации и воспроизведению в деятельности уже имеющихся стремлений, направленных на осуществление тех действий, целесообразность которых была подтверждена предшествующим опытом, то неадаптив-ность представляет собой противоречие между преследуемой

субъектом целью и результатом его активности. Во всех случаях необходимо говорить о различных вариантах адаптации, представляющих собой как бы шкалу, на одном конце которой -конструктивное самосохранительное поведение, на другой - неконструктивное, саморазрушительное поведение.

В.И. Розов (1993) исследовал особенности структурной организации адаптивности в экстремальных условиях. Им выявлено, что адаптивным психодинамическим свойством личности является активность, а неадаптивным - эмоциональность. Центральное место в группе адаптивных занимает показатель социальной энергичности. В группе неадаптивных данный показатель не связан ни с одним из психодинамических признаков. Структурно-образующими признаками адаптивности в экстремальных условиях являются показатели личностного самоконтроля, индивидной саморегуляции, сензитивности, самореализации, интеллектуальной активности, психодинамической выносливости и гибкости, способности к достижению.

Неожиданный взгляд на проблему адаптации личности приводится в монографии В.А. Петровского "Психология неадаптивной активности" (1992), в которой делается акцент не на адаптивности личности, а на ее неадаптивности. На категориальном уровне анализа "адаптивность-неадаптивность", как представляется автору, могут быть раскрыты как тенденции функционирования целеустремленной системы, определяющиеся соответствием-несоответствием между ее целями и достигаемыми результатами. Тогда адаптивность выражается в согласовании целей и результатов ее функционирования, а неадаптив-ность состоит в том, что между целью и результатом активности индивида складываются противоречивые отношения: намерение не совпадает с деянием, замысел - с воплощением, побуждение к действию - с его итогом. В этом противоречии - источник динамики личности, ее существования и развития.

Далее В. А. Петровский поясняет, что приметы неадаптив-ности, будь то "адаптивность как неизбежность" или "активнонеадаптивные" тенденции, прослеживаются во всех сферах бытия человека: в его взаимоотношениях с природой, предметным миром, другими людьми и самим собой, а также во взаимопроникновении этих сфер. Неадаптивность служит моментом дина-

мики личности и вместе с тем обеспечивает ее целостность (Петровский В. А., 1992).

При уточнении понимания сути адаптационных ресурсов личности в работе С. А. Ларионовой (2001) выясняется, что это ряд психологических и индивидуальных характеристик, определяющих степень социально-психологической адаптированности личности в конкретных социальных условиях. Адаптационные ресурсы личности составляют ее определенные психологические особенности (основные факторы социальнопсихологической адаптации): ценностные ориентации, направленность личности (положительные социальные установки); высокая степень самоприятия (отсутствие большого расхождения между Я-реальным и Я-идеальным); высокий уровень рефлексии; высокий уровень эмпатии, доброжелательность; развитый волевой контроль над импульсами, аффектом, побуждениями; достаточно высокий уровень развития адаптивных свойств интеллекта (стилевые свойства интеллекта, высокие репрезентаци-онные способности), которые не определяются традиционными психометрическими методами; эффективность психологических защит (отсутствие неадекватной выраженности и стереотипности отдельных видов защит); наличие чувства юмора, позитивное отношение к парадоксам (Ларионова С.А., 2001).

Что же касается адаптационных и адаптивных способностей, адаптационных возможностей, то эти понятия в изученной нами литературе употребляются крайне ограниченно и, как правило, в контексте адаптационного потенциала, который является предметом нашего дальнейшего рассмотрения.

С медико-биологических позиций адаптационный потенциал - это количественное выражение уровня функционального состояния организма и его систем, характеризующее его способность адекватно и надежно реагировать на комплекс неблагоприятных факторов при экономной трате функциональных резервов, что позволяет предотвратить развитие преморбидного состояния. И тогда здоровье - это способность организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные свойства, определенный уровень функциональных резервов, оптимальная способность адаптироваться к условиям внешней и внутренней среды (Ушаков И.Б., Сорокин О.Г., 2004).

В психологии истоки понятия адаптационного потенциала личности (личностного потенциала) восходят к работам А.Г. Маклакова (2001), С.Т. Посоховой (2001), Д. А. Леонтьева (2002).

А.Г. Маклаков (2001) считает, что оценить адаптационные возможности личности можно через оценку уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и процесса адаптации. Чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации, тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться. Данные психологические особенности личности взаимосвязаны и составляют одну из интегральных характеристик психического развития личности - личностный адаптационный потенциал, показатели которого содержат информацию о соответствии или несоответствии психологических характеристик личности общепринятым нормам.

В свою очередь, С.Т. Посохова (2001) вводит специальное понятие "личностного адаптационного синдрома", который характеризует общие для разных способов взаимодействия с изменяющимися социальными, предметно-технологическими и природно-климатическими условиями среды проявления адаптационного потенциала, которые связаны с активизацией личностной регуляции. Личностная регуляция обеспечивает создание внутренних условий для преобразования сложившихся взаимоотношений со средой и получения необходимой независимости от средовых воздействий. Активность личностной регуляции определяется сочетанием объективных признаков среды, их личностным смыслом и превалирующим способом взаимодействия с изменяющейся реальностью.

Д.А. Леонтьев (2002) определяет личностный потенциал как стержень личности - базовую индивидуальную характеристику, качественно характеризующую уровень личностной зрелости - а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала считает самодетерминацию личности. Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств и преодоление личностью самой себя, а

также меру прилагаемых ей усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни (Соловьева С.Л., 2010).

А.М. Богомолов (2008) определяет адаптационный потенциал как способность личности к структурным и уровневым изменениям (под влиянием адаптогенных факторов) качеств и свойств, что повышает ее организованность и устойчивость. Адаптационный потенциал является интегральным понятием, включающим специфические ресурсы, представленные на различных уровнях организации личности (индивидном, личностном, субъектно-деятельностном). Важными составляющими адаптационного потенциала являются механизмы, способы использования и преобразования адаптационных ресурсов, их количественных и качественных составляющих (разворачивание, аккумуляция, восполнение и т. д.). Эти процессы служат связующими звеньями между возможностями и способностями личности и реальной их реализацией в целенаправленном адаптационном процессе.

В определении Л.Э. Кузнецовой (2011), личностный адаптационный потенциал - это интегральная переменная, характеризующаяся совокупностью индивидуальных признаков, обусловливающих эффективность психической адаптации человека, в частности в экстремальных ситуациях.

Адаптационный потенциал личности также описывается как интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении (позиции, установки, направленности) человека к миру; система знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека, развитое чувство нового, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности; совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих уровень их развития; психологическая установка на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности; характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом са-моосуществлении и самореализации; система личностных способностей, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности и побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию; одна из

сфер творческой личности, ее аксиологический потенциал (Толстых Ю.И., 2011).

С научных позиций Н.А. Некрасовой, О. А. Губаревой (2011), адаптационный потенциал представляет собой степень открытых творческих и личностных возможностей индивида включаться в новые меняющиеся условия социальной среды (в том числе и кризисные). На этом основании они вслед за С.Т. Посоховой (2001) описывают пять составляющих адаптационного потенциала личности. Первая составляющая -биопластическая - отражает эволюционно закрепленные целесообразные формы жизнедеятельности человеческого организма и врожденные энергетические ресурсы. Вторая -биографическая - это индивидуальная история жизни человека. Она аккумулирует микросоциум и ту микрокультуру, где рождается и куда погружается человек на ранних этапах своего жизненного пути. Третья - психический компонент адаптационного потенциала, который обеспечивается скрытыми и реальными возможностями человека, позволяющими отражать объективную реальность во всем ее многообразии и регулировать различные взаимоотношения с ней и с самим собой, сохранять собственную целостность, самосовершенствоваться и самообразовываться. Четвертая составляющая личностного адаптационного потенциала - сложившаяся система личностной регуляции (личностно-регулятивный компонент), которая дает возможность не только управлять своим поведением в соответствии с нормативными требованиями общества, достигать необходимого уровня успешности в профессиональной деятельности, но и развиваться, совершенствоваться. Пятая составляющая - творческие возможности личности.

В практическом плане под адаптационным потенциалом нередко понимается совокупность качественно своеобразных индивидуально-психологических свойств, набор которых неодинаков в различных исследованиях. Заключение о состоянии личностного адаптационного потенциала выводится в результате анализа уровневых характеристик этих свойств, объединенных в группу (Толстых Ю.И., 2011).

А.Г. Маклаков (2001), разрабатывая психодиагностический инструментарий для определения адаптационного потенциала

личности в экстремальной ситуации, выделил следующие важные для его объективизации психологические характеристики: нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обусловливает толерантность к стрессу; самооценку личности, являющуюся ядром саморегуляции и определяющую степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство личной значимости для окружающих (личностная референтность); особенности построения контакта с окружающими, характеризующие уровень конфликтности личности; опыт социального общения, выявляющий потребность в общении и возможность построения контактов с окружающими на основе имеющегося опыта; моральная нормативность личности, характеризующая степень ориентации на существующие в обществе нормы и правила поведения; ориентация на соблюдение требований коллектива (уровень групповой идентификации).

К основным чертам личностного адаптационного потенциала можно отнести и то, что он рассматривается как интегральная переменная, характеризующая совокупность индивидуальнопсихологических признаков, обусловливающих эффективность психической адаптации; имеет свойства сложной системы и, соответственно, системный анализ выступает основным подходом к его исследованию; включает не только наличные проявления адаптационных способностей, но и латентные свойства, которые могут проявиться при изменении содержания, силы и направления воздействия адаптогенных факторов; определяет границы адаптационных возможностей личности и устойчивости к воздействующим факторам, содержит предпосылки к некоторому диапазону ответных адаптационных реакций; связан с возрастно-психологическими особенностями, при этом собственная активность личности выступает в качестве условия, регулирующего меру реализации потенциальных возможностей (Богомолов А.М., 2008).

Как показывает анализ литературных источников, в современных исследованиях проблем здоровья человека можно выделить две группы подходов в изучении адаптационного потенциала личности - медико-биологические и психологические. Если, согласно первой группе подходов, адаптационный потен-

циал соотносится с функциональным состоянием организма, обладающим определенными возможностями адекватного реагирования на неблагоприятные факторы, то в основе психологических концепций адаптационного потенциала лежит обращение к многообразным сочетаниям индивидуально-психологических характеристик личности. Многие авторы также характеризуют адаптивный потенциал как интегральное понятие личности.

Работы по адаптации занимают важное место в исследованиях здоровья у больных и здоровых (Николаев Е.Л. с соавт., 2010; Лазарева Е.Ю., Николаев Е.Л., 2012; Романов С.Н. с соавт., 2012). При изучении проблем психического здоровья и в их профилактике особую значимость имеет исследование адаптационного потенциала личности с учетом особенностей ее регуляторной деятельности, ее адаптационных ресурсов и специфики жизненных условий, в которой находится личность, т.е. всего того, что характеризует ее способность к формированию, коррекции и трансформации жизненного опыта, детерминирующего переживание и поведение человека в конкретной ситуации.

Литература

1. Алёхин А.Н. Адаптация как концепт в медико-психологическом исследовании // Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии РГПУ имени А.И. Герцена). СПб., 2010. С. 27-32.

2. Беребин М.А. Концепция отношений В.Н. Мясищева и теория психической адаптации личности в медицинской психологии (часть II) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Психология. 2009. № 30 (163). С. 70-75.

3. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 260 с.

4. Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. 2008. № 1. C. 67-73.

5. Добряк С.Ю. Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2004. 202 с.

6. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М.: Акад. проект, 2009. 944 с.

7. Кузнецова Л.Э. Влияние системы отношений личности на адаптационный потенциал сотрудников милиции, переживших экстремальные ситуации: дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2011. 222 с.

8. Лазарева Е.Ю., Николаев Е.Л. Система многоуровневой адаптации личности при болезни // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2012. № 8. С. 93-104.

9. Ларионова С.А. Профессионально-психологический отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел на основе диагностики социально-психологической адаптированности личности: дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. 274 с.

10. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика: монография. Белгород, 2002. 200 с.

11. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа // Учен. зап. кафедры общей психологии МГУ имени М.В. Ломоносова / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. Вып. 1. С. 56-65.

12. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его

мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 16-24.

13. Медведев В.И. Адаптация человека. СПб.: Ин-т мозга человека РАН, 2003. 584 с.

14. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). Ереван, 1988.

15. Некрасова Н.А. Формирование адаптационного потенциала

молодежи в процессе модернизации российского социума [Электронный ресурс] // Молодёжь и наука: сборник материалов 6-й Всерос. науч.-техн. конф. студ., аспирантов и молодых учёных. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. Режим доступа:

http://conf.sfu-kras. ru/sites/mn2010/section 7. html

16. Николаев Е.Л., Суслова Е.С., Александров Д.В. Клинико-психологический дискурс исследований здоровья // Вестник Чуваш. ун-та.

2010. № 4. С. 164-170.

17. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. 224 с.

18. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2001. 393 с.

19. РеанА.А. Психология адаптации личности. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. 479 с.

20. Рогачева Т.В. Смысловая реальность болеющей личности: структурно-функциональный анализ: на материале болезней и нарушений системы кровообращения: дис. . д-ра психол. наук. Томск, 2004. 399 с.

21. Розов В. И. Психологический анализ адаптивности в

Киев, 1993. 19 с.

22. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006. 365 с.

23. Романов С.Н., Николаев Е.Л., Голенков А.В. Сравнительное

исследование адаптивных характеристик личности у студентов и врачей // Вестник Чуваш. ун-та. 2012. № 3. С. 469-473.

24. Соловьева С. Л. Ресурсы личности [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. № 2. Режим доступа: http://medpsy. т

25. Сороко С.И. Индивидуальные стратегии адаптации человека в экстремальных условиях // Физиология человека. 2012. Т. 38, № 6. С. 78-86.

26. Толстых Ю.И. Современные подходы к категории "адаптационный потенциал" // Известия ТулГУ. Гуманит. науки.

2011. № 1. С. 493-496.

27. Трифонова Е.А. Адаптационный потенциал личности и

психосоматический риск: проблема копинг-компетентности //

Известия Рос. гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. 2013. № 155.

28. Ушаков И.Б. Адаптационный потенциал человека // Вестн. Рос. акад. мед. наук. 2004. № 3. С. 8-13.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!