Исторические формы брака. Психология семьи. Учебник для вузов Исторические типы брачности

В истории человечества сменилось немало форм общественного регулирования отношений между полами, каждая из которых соответствовала определенному уровню развития общества. Сексуальные отношения в первобытном человеческом стаде были неупорядоченными, 174

что вносило дезорганизацию в его жизнь, порождало острые конфликты и препятствовало единству действий. Объективной необходимостью, по мнению Ф. Энгельса, становилось «обуздание зоологического индивидуализма, смягчение остроты конфликтов между членами первобытного коллектива».

Интуитивно люди пришли к пониманию необходимости табу - запретов, которые помогали бы держать инстинкты в определенных рамках. Введение запретов можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества и социально регулируемыми отношениями между полами. Одними из первых возникли ограничения в выборе сексуального партнера. В некоторых обществах было запрещено заключать браки в рамках своего племени, в других, наоборот, - с представителями чужих племен. Предписания о выборе партнера в пределах определенной группы называются эндогамией , а за ее пределами - экзогамией. Примером экзогамии является имевший широкое распространение запрет кровосмесительных браков между близкими родственниками (инцест). Существуют различные точки зрения на происхождение экзогамии:

  • ? она возникла в силу того, что от браков между кровными родственниками рождались больные дети;
  • ? жизнь требовала расширить социальные контакты, иметь связи с другими человеческими объединениями;
  • ? необходимо было достичь социального мира внутри рода, вынести за его пределы конфликты, возникавшие в брачных отношениях.

Наиболее вероятной причиной возникновения экзогамии представляется сочетание всех этих обстоятельств. Но запреты кровнородственных браков существовали не везде: в семьях египетских фараонов, наоборот, браки между братьями и сестрами поощрялись.

Существуют и другие виды эндогамии и экзогамии. Так, в кастовых обществах распространена строгая установка на выбор супруга в рамках своей касты. Тем самым общество сохраняет закрытый характер. Нередко можно встретить расовую эндогамию. Еще в XIX в. в США невозможно было встретить семью, в которой супруги имели бы разный цвет кожи. В конце XX в., по свидетельству социолога Н. Смелзера, 3% негров были женаты на белых женщинах и 0,1% белых мужчин имели жен-негритянок. В сословном обществе существует сословная эндогамия (запрет на брак с человеком низшего сословия). Среди верующих людей распространена религиозная эндогамия (при вступлении в брак предпочтение отдается представителям своей веры, так как разделяемые общие ценности облегчают взаимопонимание в семье) .

Постепенно было установлено ограничение и на количество партнеров в супружестве. Самыми ранними в истории человечества считаются полигамные браки, заключенные между несколькими партнерами. Эта форма брака и сегодня еще имеет значительное распространение: по свидетельству социолога Д. Мердока, исследовавшего 565 различных обществ, полигамия встречалась в 80% из них.

Полигамия существует в трех формах: групповой брак (взаимные супружеские отношения связывают одновременно нескольких мужчин и женщин); полигиния (мужчина может состоять в браке с несколькими женщинами); полиандрия (женщина может иметь одновременно несколько мужей). Наиболее распространенной формой брака является полигиния. Ее можно встретить в Пакистане, Афганистане, Египте, Казахстане, Киргизии, Монголии, Австралии и африканских странах. В нашей стране она встречается у некоторых народностей Севера. Менее распространена полиандрия. Д. Мердок предположил, что это вынужденная форма брака, которая встречается в обществах с низкой продолжительностью жизни женщин, например в племенах, умерщвляющих родившихся девочек.

Переход общества к моногамии (браку одного мужчины с одной женщиной) чаще всего объясняется соображениями рациональности и экономической выгодой, стремлением церкви организовать жизнь полов в соответствии с религиозными канонами, ответственностью родителей за воспитание детей и развитием морали, появлением частной собственности и необходимостью решения проблемы ее наследования. Становление моногамных браков сопровождалось закреплением в общественной морали и законах идеи об их предпочтительности. В современных обществах западного типа супружество прочно ассоциируется с моногамным браком.

  • Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 411.

Семью в исторической перспективе можно рассматривать и с точки зрения типологии отношений в ней. В семье есть три типа отношений: отношения порождения (родители – дети), отношения кровного родства (сиблинги – одно слово для обозначения сыновей и дочерей), отношения свойства (муж – жена).

Исходя из типов отношений С. И. Голод (1998) конструирует три идеальных исторических типа семьи:

патриархальный (или традиционный);

детоцентристский (или современный);

супружеский (или постсовременный).

Такая классификация подчеркивает изменение внимания к тем или иным отношениям на протяжении исторического периода. Отказ от сватовства (когда родители подбирали молодым пары) и появление избирательности в предбрачный период предопределило возникновение новой семейной стратегии – супружеской. В этом случае общение супругов не ограничивается ритуализированным набором безличных отношений, свойственных патриархальной семье. Кроме физической интимности есть потребность в душевной близости. При этом появляется ряд тесно связанных между собой приспособительных отношений, каждое из которых в большей или меньшей (но непременно в значимой) степени оказывает воздействие на стабильность индивидуальной семьи.

Одна из распространенных классификаций брачности – подразделение семьи на европейский и азиатский типы.

В XVI веке в европейских странах начинает проявляться тенденция к повышению брачного возраста. Исследователь этой тенденции английский демограф Дж. Хаджнал (1979) назвал новый тип брачности европейским . Его характерными чертами являются поздний возраст вступления в брак и высокий уровень безбрачия. Имеющиеся данные о населении Европы в XVI–XVII веках свидетельствуют о том, что средний возраст вступающих в брак женщин составлял 25 лет, а мужчин – 28 лет. Эта тенденция существовала до начала XX века, то есть практически 400 лет. Сопоставляя данные разных источников, Дж. Хаджнал установил, что европейский тип брачности был характерен для государств, расположенных западнее воображаемой линии Санкт-Петербург – Триест в Европе, и для стран Северной Америки, то есть для США и Канады.

Таким образом, данный тип брачности свойственен большинству европейских стран, за исключением Болгарии, России и Сербии. Промежуточное положение занимали Венгрия и Греция. Господствующий в Европе тип брачности был тесно связан с особенностями социально-экономического развития этих территорий, а также со спецификой протестантской этики. При европейском типе брачности с момента наступления зрелости до заключения брака проходит достаточно длительный период времени. Так, в возрасте от 20 до 30 лет человек может работать с максимальным напряжением. Он здоров и не обременен заботой о детях. Это наиболее благоприятный период, когда есть возможность делать денежные накопления и карьеру. Следовательно, поздний брак способствует росту материального благосостояния, и люди вступали в брак в более зрелом возрасте, поскольку необходимым условием бракосочетания было достижение определенного жизненного стандарта.

Вот характерные черты европейского типа брачности (Хаджнал, 1979. С. 16):

Относительно более поздний возраст вступления в брак – для мужчин 28–39 лет, для женщин – 21–29 лет, что объясняется потребностью создать материальную базу семьи;

Относительно большая доля лиц, никогда не вступавших в брак к 50 годам: для мужчин – 9–15 %, для женщин – 11–18 %;

Меньшее количество детей (в среднем пять-семь), рождаемых с большими интервалами (два-четыре года) за весь репродуктивный период, что объясняется существенным снижением детской и младенческой смертности у обеспеченных слоев населения.

Азиатский тип брачности, сохранившийся в России, обусловлен преобладанием крестьян среди населения и принадлежностью семьи общине. В этом случае отец мог при жизни не выделять наделы сыновьям. Это вело к тому, что браки заключались рано, но не нуклеарная семья решала свои проблемы, а глава патриархальной семьи или его жена.

В Советском Союзе при нерешенности жилищной проблемы новая семья также продолжала жить на территории родительской, но уже не из-за желания патриарха не давать наделы детям, а в силу отсутствия возможности для новой семьи обзавестись собственным жильем. В этом случае не родители, а бабушки и дедушки обеспечивали экономический уровень семьи и воспитывали детей.

Исторические иллюстрации семейных групп

Дохристианские отношения в браке

Практически невозможно составить последовательное историческое описание семьи из-за неравномерности ее описания в различные исторические эпохи в разных странах. Во многих случаях данных о быте людей в конкретный период времени недостаточно. Письменные источники с древности были предназначены не для описания повседневной жизни людей, а для фиксации важных государственных событий или для хозяйственных нужд. Именно поэтому многие доступные описания следует воспринимать как иллюстративные.

Как бы ни были разнообразны теоретические представления о происхождении семьи, реальные примеры не вписываются в них. Для изучения студентами предлагаются исторические свидетельства, характеризующие семью на разных этапах ее развития. Выбранные примеры не охватывают всю историю земного шара (для этого потребовалось бы многотомное издание). Они позволяют лишь проанализировать с психологической точки зрения отношение к семье в рамках европейской традиции. Это именно та семья, с которой с большой вероятностью будет работать психолог в нашей стране.

Первые сведения о семьях, создаваемых в ранних цивилизациях, мы получаем из сохранившихся документов. Важнейшим подобным источником являются законы шестого царя первой Вавилонской династии Хаммурапи (1792–1750 годы до н. э.). Эти законы были найдены в 1901 году французской археологической экспедицией под руководством Ж. де Моргана при раскопках в Сузах – столице Эламского царства, восточного соседа Вавилонии. Некогда эламский царь вывез в качестве трофея в Сузы стелу с начертанными на ней законами. Базальтовая стела оказалось разбитой на три части.

Законы Хаммурапи в древности много раз переписывались на глиняных табличках, что позволило ученым восстановить все тексты (Сборник, 1996).

Система законов Хаммурапи представлена в таком виде:

Суд (ст. 1–5);

Собственность (ст. 6–124);

Брак и семья (ст. 126–195);

Преступления против личности (ст. 196–214);

Договоры найма (ст. 215–282).

Вот некоторые пункты законов Хаммурапи, которые, судя по всему, существовали достаточно долго и были приняты не только в Вавилоне.

§ 128. Если человек возьмет жену и не заключит (письменного) договора, то эта женщина – не жена.

§ 129. Если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиною, (то) должно их связать и бросить в воду. Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своего раба.

§ 130. Если человек изнасилует жену человека, не познавшую мужчину и жившую в доме своего отца, и возляжет на ее лоно, а его схватят, (то) этого человека должно убить; эта женщина останется свободной (от ответственности).

§ 131. Если жену человека опорочит под клятвою ее муж, а лежащей с другим мужчиною она не была захвачена, (то) она должна произнести клятву богам и может вернуться в свой дом.

§ 137. Если человек вознамерится покинуть наложницу, родившую ему детей, или бесплодную (женщину), (то) должно вернуть этой женщине ее приданое, а также дать ей отрезок поля, сада и (движимого) имущества, чтобы она могла вырастить своих детей. Когда она вырастит детей, должно выдать ей из всего данного ее детям долю, подобную (доле) одного (сына) – наследника, и затем ее может взять замуж любимый ею муж.

Этот текст, как представляется, нужно понимать следующим образом. Если жена бесплодна, она должна найти мужу наложницу, чтобы у того остались наследники. Следует отметить, что эти законы противоречат представлению об инфантициде в древности. Дети представляли собой богатство. Они были хранителями имущества, которое нарабатывала семья. Многие законы регламентируют, каким образом жена предоставляет наложницу и как наложница должна вести себя.

В России, как и везде, издавна существовала традиция ранних браков. Но в Западной Европе она была изжита не менее четырех веков назад. С середины второго тысячелетия здесь стал распространяться новый, отличный от традиционного тип брачности, названный Дж. Хаджналом «европейским». Одной из его главных отличительных черт было позднее вступление в брак и высокая доля лиц, никогда не женившихся и не выходивших замуж. К началу ХХ века во многих странах Западной Европы 70-80 процентов женщин в возрасте 20-24 года не были замужем, и даже к 30 годам доля незамужних достигала 40, а иногда и 50 процентов. Неженатых мужчин в этих возрастах было еще больше. Хаджнал Дж. Европейский тип брачности в ретроспективе. // Брачность, рождаемость, семья за три века - М.: Статистика, 1979. - 16 с.

В России же, в ее нынешних границах, к началу ХХ столетия почти безраздельно господствовала традиционная ранняя и почти всеобщая брачность.

Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года показала, что к возрасту 50 лет почти все мужчины и женщины состояли в браке: доля никогда не состоявших в браке к этому возрасту составляла 4% для женщин и 5% для мужчин.

Более половины всех невест и около трети женихов в Европейской России были не старше 20 лет. Но европейская часть Российской империи включала в себя прибалтийские губернии и некоторые другие районы со значительным протестантским и католическим населением, у которого тип брачности был близок к европейскому. Если же говорить о собственно России в границах близких к современным, то доля ранних браков была еще большей -- в брак вступали сразу по наступлении социально признаваемого возраста совершеннолетия, который во второй половине XIX в. находился для девушки в интервале 13-16 лет, для юноши -- 17-18 лет. Вишневский А.Г., Тольц М.С. Эволюция брачности и рождаемости в советский период. // Население СССР за 70 лет. / Отв. ред. Л.Л. Рыбаковский - М.: Наука, 1988 - 75 с.

В целом на рубеже XIX и XX веков по показателю среднего возраста вступления в первый брак Европейская Россия, даже с учетом западных и северных губерний с их более поздней брачностью, была гораздо ближе к самым отсталым аграрным восточноевропейским странам, таким, как Болгария, Румыния, Сербия, или к Японии и другим странам Азии, нежели к странам Западной Европы и Северной Америки (табл. 1).

Таблица 1. - Расчетный средний возраст вступления в первый брак в некоторых странах мира, рубеж XIX и XX веков* Patterns of First Marriage: Timing and Prevalence. N.Y.: United Nations, 1990. P. 7-18.

Страна, год

Страна, год

Швеция, 1900

Италия, 1901-1905

Нидерланды,1900-1904

Англия и Уэльс, 1901

Польша, 1900

Германия, 1900

Европейская Россия, 1897

Бельгия, 1900

Япония, 1920

Чехия, 1900

Болгария, 1900

Франция, 1901-1905

Румыния, 1899

Испания, 1900

Сербия, 1900

Канада, 1911

* Расчетный средний возраст вступления в брак (SMAM -- Singulate Mean Age at Marriage), оцениваемый на основе возрастного распределения женщин, никогда не состоявших в браке. Методика расчета предложена Дж. Хаджналом (См.: Patterns of First Marriage. Timing and Prevalence. United Nations. N.Y., 1990. P. 323-327).

Источник: Patterns of First Marriage: Timing and Prevalence. N.Y.: United Nations, 1990. P. 7-18.

Между тем, как это ни покажется странным, за 100 лет никаких видимых изменений в возрастных характеристиках вступления в первый брак для женщин не произошло.

Правда, в России в 1930-х -- 1950-х годах наблюдалось повышение возраста вступления в брак, а поколения женщин 1910-1930 годов рождения характеризовались повышенной, по сравнению с предшествующими поколениями, долей никогда не состоявших в браке к концу жизни. Однако это было временное отступление от традиционной модели брачности, тогдашнее сближение российских характеристик брачности с наблюдаемыми в западных странах было вызвано не столько эволюционными процессами, сопровождавшими общую модернизацию российского общества, сколько кризисными проявлениями избранного способа модернизации и специфическими условиями жизнедеятельности поколений, переживших коллективизацию, репрессии, голод и войну.

Приводимые в таблицах 2 и 3 данные, основанные на так называемых таблицах брачности, позволяют проследить изменение модели брачности в России за 100 лет.

брачность демография россия

Таблица 2. - Некоторые характеристики вступления в первый брак для условных поколений женщин за различные годы Захаров С.В. Меняющиеся параметры матримониального поведения // Демографическая модернизация России 1900-2000. Под ред. А.Г. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. - С. 109.

Территория

Накопленная доля вступивших в первый брак к возрасту, %

Доля никогда не состоявших в браке к возрасту 50 лет, %

1897, М.С. Тольц

Европейская часть Империи

1925-1928, Ю.А. Корчак-Чепурковский

1949-1959, Л.Е. Дарский

1965-1968, Л.Е. Дарский, И.П. Ильина

Россия, Украина, Белоруссия

1975-1978 Л.Е. Дарский, И.П. Ильина

Россия, Украина, Белоруссия

1980-1984, Л.Е. Дарский, И.П. Ильина

Россия, Украина, Белоруссия

Россия, русские

1989-1993, Л.Е. Дарский, И.П. Ильина

Россия, русские

Таблица 3. - Возраст вступления в первый брак условных поколений женщин за различные годы Захаров С.В. Меняющиеся параметры матримониального поведения // Демографическая модернизация России 1900-2000. Под ред. А.Г. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. - С. 109.

Территория

Сред. возр. для вступив. в брак до 50 лет

Сред. возр. для вступив. в брак до 30 лет

Медианный возраст*

Модальный возраст**

Европейская часть Империи

Россия, Украина, Белоруссия

Россия, Украина, Белоруссия

Россия, Украина, Белоруссия

Россия, русские

Россия, русские

  • * Возраст, к которому половина женщин вступает в первый брак.
  • ** Возраст, в котором наибольшее число женщин вступает в первый брак.

Как видим, в начале 1990-х годов, как и сто лет назад, более 30% девушек вступало в брак в возрасте до 20 лет, более 80% к 25 годам хотя бы один раз выходили замуж. Половина всех девушек вступала в первый брак к возрасту 21 год (медианный возраст), а наиболее часто встречаемый возраст замужества, в соответствии с таблицей брачности за 1989-1993 годы, составлял 19 лет (модальный возраст), т.е. соответствовал наиболее распространенному возрасту невесты на территориях преимущественного проживания православного населения во второй половине XIX века (по таблице брачности для населения Европейской России за 1897 год, включавшей, как уже говорилось, территории с западноевропейским типом брачности, модальный возраст первого брака был равен 20 годам).

Таким образом, в России социальная норма, определявшая возраст первого замужества как 18-22 года, удержалась на протяжении жизни целого ряда поколений, несмотря на гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие за это время в российском обществе. Более того, вероятность вступить в брак до 20 лет, т.е. сразу же по достижении официального брачного возраста (18 лет), в начале 1990-х годов даже была несколько выше, чем в конце XIX века! Вследствие этого оценки среднего возраста замужества для женщин, вступивших в брак до 30 лет, медианного и модального возрастов первого брака оказываются к концу XX века чуть ниже, чем в конце XIX века или в первых десятилетиях XX века.

Брачность - это процесс образования супружеских пар в населении.

Бракоспособное население - это совокупность мужчин и женщин,

потенциально способных вступить в брак, то есть не состоящих в браке

и находящихся в возрасте старше брачного совершеннолетия.

Безбрачие - отсутствие факта вступления в брак в течение всей жизни индивидуума.

Развод -это расторжение брака при жизни обоих супругов в органах записи актов гражданского состояния или, в особо предусмотренных законодательством случаях, по решению суда.

Консенсуальный брак - брак, в котором мужчина и женщина сожительствуют друг с другом, но юридически не оформляют свой брак. Информация о наличии таких браков собирается в процессе проведения переписи населения или социологического обследования на основе самоопределения мужчин и женщин. Обязательным условием признания такого брака является проживание супругов в совместном домохозяйстве,

  1. Исторические типы брачности.

Выделяются страны с так называемым европейским ( для которого характерны болепоздние браки и более высокая доля безбрачия в населении. Высокий воз-раст вступления в брак был особенно характерен для мужчин, так как им необходимо было накопить первоначальный капитал для создания семьи, то есть создать экономическую базу для формирования нового домохозяйства). Европейский тип можно разделить на западноевропейский и восточноевропейский. В странах с западноевропейским типом брачности существенная доля населения не вступает в брак на протяжении всей жизни: доля окончательного безбрачия равна в среднем по странам

  • 15% для мужчин и 17% для женщин (это страны Франция, Голландия, Германия, Швеция, Испания, Финляндия). А в восточноевропейских странах не состоящих в браке практически нет (Босния, Болгария, Россия, Румыния, Сербия). В возрастах 20–24 года в европейских странах около
  • 75% женщин еще не замужем, тогда как в восточноевропейских странах в этой возрастной группе 75% женщин уже состоят в браке.

Азиатский (с низкой долей безбрачия, низким возрастом вступления в брак для женщин), и Латиноамериканским типами брачности (с высокой долей фактических браков, консенсуальных).

Россию по возрасту вступления в первый брак и уровню безбрачия скорее можно отнести к азиатскому. По темпам изменения характеристик брачности выделяют также так называемый японский тип брачности: значительный и быстрый рост возраста вступления в брак

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!